ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Новые книги
О.С.ГАЗМАН. НЕКЛАССИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ:
ОТ АВТОРИТАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ
К ПЕДАГОГИКЕ СВОБОДЫ.
Редакторы-составители А.Н.Тубельский
и А.О.Зверев. МИРОС, 2002
В российском педагогическом
сознании навсегда запечатлелся пленительный
образ Олега Семеновича Газмана (1936–1996).
В памяти тех, кто знал Олега Семеновича, он
остался личностью уникальной, щедро и
разносторонне одаренной, обладающей магическим
влиянием на людей, на редкость обаятельным. С его
именем связаны такие достижения отечественного
воспитания, как поразительный взлет «Орленка»
начала 60-х годов и уникальная деятельность
пионерского лагеря «Маяк» в 1970-е – начале 80-х
годов.
Неоспорим его вклад в разработку и, по сути,
создание теории игровой деятельности
подростков, а особенно нового направления
в воспитательной деятельности – педагогики
поддержки.
Благодаря О.С. Газману в нашей школе появился
освобожденный классный руководитель. Концепцию
и технологию его деятельности, а также пакет
необходимых нормативных документов Олег
Семенович успел создать за свой короткий период
работы советником министра образования.
В книге О.С.Газмана три части: работы Олега
Семеновича, заметки о его воспитательной
деятельности периода «Маяка» и воспоминания
людей, близких к Газману.
В первой части – впервые собранные под одной
обложкой работы Газмана разных лет: и ранее
опубликованные, как правило, в малотиражных, а
значит, труднодоступных изданиях и публикуемые
впервые. В статьях Газмана не просто намечены
новые подходы к воспитанию – все изнутри
подсвечено неподдельной любовью к детской
личности: Свободного ребенка в Свободной России.
Редакторы-составители разнесли публикации
О.С.Газмана разных лет по четырем разделам:
«Воспитание как развитие индивидуальности»,
«Воспитатель – детский коллектив»,
«Педагогическая поддержка ребенка в
образовании» и «Педагогика игры». При всей
условности такого разделения в нем достаточно
четко зафиксированы основные направления
творческого поиска Олега Семеновича. Причем, как
нетрудно заметить, первому разделу отведена роль
некоего локомотива – в нем собраны те работы
Газмана, которые можно назвать концептуальными
или теоретическими. Здесь и собственно научные
работы, и публицистические статьи, и
методические письма, и выступления на
конференциях, и стенограммы бесед.
Под одной обложкой собрано все наиболее
значимое, созданное Газманом. Публикаторы как бы
откликнулись на призыв академика
А.В.Петровского: «Мы должны кроха за крохой,
строчка за строчкой, книга за книгой собирать то,
что нам оставил Олег Семенович, и видеть в этом
пусковой механизм собственной
научно-педагогической мысли».
Наследие Газмана очень многогранно и
принципиально несводимо к текстам статей.
Вот и С.Соловейчик точно это подметил: «Он
сочинял наивные, добрые, полудетские песенки, они
вошли в сборники, их будут петь долго, даже не
зная, кто автор. Может быть, именно в песнях душа
Газмана и будет жить с нами». Или еще одно
суждение Симона Львовича: «Олег Семенович
обладал важным для педагога свойством: он словно
склеивал детские души, соединял их тем, что давал
им то непременное, общее для всех человечное, без
чего люди не люди». О подобном же влиянии на уже
взрослых людей пишут авторы воспоминаний.
Природа творческой натуры О.С.Газмана была
настолько мощной, что конкретные результаты
деятельности принципиально не могли отлиться в
законченные, тем более застывшие формы.
О.С.Газман был мастером малых педагогических
форм. Во всех его работах наиболее удачны начала.
А самое прекрасное – это педагогические
афоризмы.
О.С.Газман принадлежит и истории, и
современности. Его педагогическое наследие живо,
актуально и перспективно. Об этом точно написал
В.Слободчиков: «Олег был гениальным (по-русски –
порождающим) открывателем педагогических
материалов, но не их цивилизатором, не
оформителем, не столбителем золотоносных жил. И в
этом его тайна, его продолжающаяся жизнь».
Как же можно целостно представить его
педагогическую систему? Н.Крылова четко
определила: «Три мощные теоретические идеи,
которые Газман ввел в нашу современную
педагогику и которые стали основой не только его
теоретических разработок в области воспитания
на рубеже 80–90-х гг., но и рабочим полем его
научной школы: идеи самости, свободы и
поддержки».
Это, безусловно, так, как и то, что результаты
научной разработки этих концептуальных
положений заслуживают цикла обстоятельных
статей. И они будут написаны. Выделю одну, но,
несомненно, принципиальную для Газмана идею. Она
наиболее обстоятельно представлена в лучшей
статье Олега Семеновича «От авторитарного
образования к педагогике свободы». В ней
сходятся и преломляются ведущие тенденции,
присущие развитию педагогической системы
Газмана: Коллектив – Коллектив и Личность –
Личность. Творчество – Игра – Культура –
Свобода.
В заключительный период в центр творческого
поиска О.С.Газмана выдвигается «субъект,
обладающий самосознанием, свободой выбора, что
делает его поведение, его реакции порой
непредсказуемыми». При этом под самосознанием
понималась «Свободная ориентировка в
собственной личности». Таким образом, ключевыми
словами для Олега Семеновича становились
самосознание и свобода выбора. К сожалению, жизнь
Газмана сложилась так, что ему удалось только
приоткрыть дверь в эту новую педагогику. И нам
остается лишь предполагать, во что могла
вылиться разработка данного перспективнейшего
направления.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ,
член-корреспондент РАО, профессор
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|