ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
МАСТЕРСКАЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Уроки из магазина,
или Практика конфликтов и их разрешений
В классе проводился “огонек” со
сладким столом. За буфетом распоряжалась
девочка, которая с делом не справилась: не
успевала, грубила ребятам, кому-то чего-то не
хватило... Разгорелся конфликт: “Ты виновата –
все испортила!” – “А вы сами!..”
Из анализа ситуации возникла идея провести
социальную практику, в ходе которой посмотреть
на отношения продавец – покупатель, но с двух
сторон: с позиции продавца и с позиции
покупателя. То есть выбор темы произошел на
основе общегруппового опыта в реальной ситуации
взаимодействия между ребятами.
Было решено в начале практики поставить себя в
позицию покупателя, в принципе хорошо знакомую
каждому, и целенаправленно понаблюдать, как
общается продавец с покупателем. Затем
посмотреть на ситуацию из-за прилавка, взглянуть
на взаимодействие с покупателем с точки зрения
продавца. (Как покупатель общается с продавцом.) А
после этого проанализировать, отрефлексировать
свои наблюдения. Так произошел выбор объекта для
практики и определена цель. Исходя из нашего
опыта, объектами могут быть социальные явления
(курение, сквернословие, алкоголизм), социальные
отношения (к старикам, к детям, к клиенту,
политическое влияние), социальные институты
(политическая партия, школа, почта, больница),
социальная среда (пандусы, остановки, реклама,
места отдыха, выгула собак).
Мы наметили этапы практики:
1. 1–2-дневное наблюдение с ведением записей с
позиции покупателя.
2. 1–2-дневное наблюдение с позиции продавца (по
согласованию с администрацией).
3. Обсуждение, рефлексия, поиск точек
возникновения конфликта.
Очень тщательно выбирали магазин, в котором
будут вести наблюдения. Было решено, что все
будут ходить в один и тот же магазин, чтобы
наблюдать примерно одинаковую картину
отношений. Решили, что магазин должен быть
большой (исходя из личного опыта, подбирали
подходящие), с интенсивной торговлей (большой
магазин бытовой сантехники отмели, потому что
там можно целый день простоять, а никто ничего не
купит), в нем должно быть много продавцов и много
покупателей. В итоге остановились на большом
гастрономе микрорайона.
После этого довольно долго обсуждали и
выдумывали процедуру наблюдения и оформления
записей. Решили каждой малой группой вести один
общий дневник наблюдений, в который записывать
описания конфликтных ситуаций и поведения
продавца и покупателя.
Для того чтобы легче было вести наблюдение и
обсуждать его результаты, придумали единый для
всех групп “Лист наблюдений”.
Продавец (описание или имя продавца).
Покупатель (описание или имя покупателя).
Речь продавца (используемые выражения,
обращенные к покупателю).
(Например: “Что вы хотите?”, “Спасибо за
покупку”, “Не знаю, что хотите, то и покупайте”,
“Все свежее”.)
Речь покупателя (используемые выражения,
обращенные к продавцу).
(Например: “Подскажите, пожалуйста”, “Будьте
добры”, “Взвесь-ка”, “Не могли бы вы работать, а
не болтать!”)
Поза и выражение лица продавца (куда смотрит, как
стоит, какое выражение лица, как меняется
выражение лица, когда видит покупателя и с ним
разговаривает).
Готовность к взаимодействию продавца (товар
заранее упакован, есть сдача, пакеты, хорошо
ориентируется в товарах).
Готовность к взаимодействию покупателя
(приготовил деньги, заранее решил, что хочет
купить, рассмотрел, сколько стоит интересующий
его товар).
Обстановка в магазине (количество покупателей,
период работы).
Вывод по характеру ситуации (конфликтная,
нейтральная, дружелюбная).
Вывод, кто определял характер ситуации,
провоцировал ее развитие: продавец или
покупатель.
Класс разбился на малые группы по 2–3 человека.
Основанием для распределения по группам должны
быть социальные навыки и интерес подростка.
Интерес, бесспорно, важнее, но при этом нужно
следить, чтобы в группе не собрались только те,
кто не имеет нужного умения. В этом случае можно
дать прямую рекомендацию группе, но быть готовым,
что вашу рекомендацию не примут. Был составлен
график наблюдений в магазине. Решили, что ведем
наблюдение примерно 30 минут и в магазине записи
не делаем, а оформляем листы наблюдений и
дневники сразу после посещения магазина. Учитель
на этом этапе никак не вмешивался в отношения
ребят и продавцов.
В течение трех дней группы ходили, наблюдали, и их
появление в магазине не осталось незамеченным.
Особенно бурно происходили встречи двух групп –
так сильно хотелось обменяться впечатлениями.
Когда через три дня учительница пошла к
администрации магазина договориться о втором
этапе практики, ее встретили градом вопросов:
кто? почему? откуда? кто послал?
Во время встречи с администрацией магазина
учительница рассказала о стремлении ребят
понаблюдать за покупателями, не акцентируя
задачу наблюдения за продавцом. С продавцами уже
разговаривала сама директор магазина. Педагог,
взявшийся за подобную работу, должен быть
готовым к смене педагогической позиции на
социально-педагогическую: оказание подростку
организационной, консультативной, экспертной
помощи. И прежде всего педагог выступает буфером
между социальной средой и ребенком, не сглаживая
противоречия, а обеспечивая его безопасность (в
том числе психологическую).
Очень важным при организации практики по ту
сторону прилавка было соблюдение некоторых
условий: чтобы ребенок, находясь в позиции
“продавца”, был соответственно одет, сидел
рядом с продавцом, так чтобы тому не нужно было
обходить ребенка, чтобы подросток хорошо видел
все, что происходит рядом с продавцом.
Очень интересными получились листы наблюдений.
К следующему занятию были оформлены дневники. А
на уроке увлеченно составляли всем классом
сводную таблицу наблюдений за ситуациями
взаимодействий (по итогам групповой рефлексии).
Всего получилось шесть листов – три дня
наблюдений в позиции покупателя и три – в
позиции продавца.
После заполнения таблицы участники попытались
ее проанализировать, определив наиболее
проблематичное время взаимодействия (когда чаще
всего возникают конфликты), кто и в какое время
чаще становится инициатором конфликтов, какие
отношения чаще встречаются в нашем магазине:
конфликтные, нейтральные или теплые. По листам
наблюдений сделали анализ лексики и поведения
покупателей и продавцов.
При этом обсуждение все время расширялось:
например, должны ли мы стремиться к теплым
отношениям в магазине или достаточно
нейтральных, официальных отношений между
продавцом и покупателем?
Больше всего ребята волновались перед
представлением полученных результатов. Часть
микрогрупп знакомила с получившимися таблицами
своих родителей. Часть ребят выступила с
рассказом о своей практике на школьном
педсовете. Еще одна группа представляла
информацию на родительском собрании.
Главным итогом, по мнению педагогов, стало
заметное изменение собственной позиции
подростка в конфликтной ситуации – появилось
осознание своей ответственности за уровень
конфликтности, стремление изменить свое
собственное поведение.
Коллективный рассказ подростков и учителей из
авторской экспериментальной школы
“Подростковая школа как школа взросления”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|