ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Как спланировать жизнь вопреки
обстоятельствам?
Опыт социального проектирования для
подростков
Дано: Брянск, областной город в средней полосе
России. Предприятия бывшей оборонки – в
коматозном состоянии, скрытая безработица, жизнь
большинства людей смята или вовсе расплющена
обломками рухнувшего развитого социализма.
Кто-то, отчаявшись, тяжело пьет; те, кто пытается
выжить и приспособиться, вынуждены уезжать на
заработки, бросая детей на бабушек и
родственников. Тем более что пришедший
капитализм дразнит недосягаемыми ценами в
двух-трех дорогих магазинах: на среднюю зарплату,
в том числе и зарплату учителя высшей категории,
можно купить одну кроссовку (не пару, а именно
одну штуку) в фирменном магазине, притулившемся
на горбатой улице.
Вопрос: как не дать подрастающим детям
опуститься, отчаяться и махнуть на все рукой, как
произошло с потерянным поколением их родителей?
Как научить их не плыть по мутным волнам
обстоятельств, а сознательно строить жизнь,
постепенно подчиняя себе и изменяя эти
обстоятельства? Чтобы не уезжали, а вкладывали
труд и талант в свое будущее. Ведь город-то как
хорош: огромный, с тысячелетней историей (первое
крупное предприятие основано еще при Петре), весь
пронизан рощами и родниками, окружен богатейшими
лесами…
Наверное, это типовая задача нашего времени, и
над похожей бьются тысячи учителей по всей
России. Есть ли решение у этой задачи? Да,
утверждают педагоги школы № 24 города Брянска.
Однако «списать у соседа» с первой до последней
строчки не получится, тут как на контрольной:
условия у каждого варианта свои, поэтому нужно
понять принцип решения. И педагоги охотно
рассказывают о своей работе и на семинарах для
приезжающих из соседних областей учителей, и на
фестивалях «Эврики». Сегодня – семинар для
читателей «Первого сентября».
Во все времена особую проблему для
любой школы представляют подростки.
Любой учитель знает, что у ребят с пятого по
девятый класс учеба отодвигается на дальний
план, а главным в жизни становится общение;
интерес перескакивает с одного на другое;
подросток становится невыносим: нетерпелив,
упрям и в то же время беспомощен перед тем, что с
ним происходит; хочет доказать, что он не
маленький и уже самостоятельный. Традиционные
способы обучения при этом становятся
неэффективными и могут надолго отбить охоту к
учебе. Значит, ребятам нужно предложить способ
деятельности, в котором минусы подросткового
возраста обратятся в достоинства.
Идеально подходит для этого социальное
проектирование. Принцип метода в том, что группа
подростков, обычно класс, на основе общего
интереса и желания что-то изменить в своей жизни
задумывает, планирует и осуществляет какую-то
конкретную акцию. Это может быть дискотека,
экскурсия, праздник для малышей,
буклет-путеводитель для будущих пятиклассников
по школе.
На первый взгляд дела не бог весть какие
масштабные, во многих школах после уроков
происходит нечто подобное. В чем же эксперимент?
Во-первых, социальное проектирование включено в
учебный план, в расписание и признано педагогами
школы как часть содержания образования, причем
более важная, чем ЗУНы. Во-вторых, в процессе
работы над проектами подростки учатся работать в
группах, договариваться, идти на компромисс,
брать на себя ответственность, строить
деятельность от идеи до реализации и рефлексии,
находя применение своим способностям. Проект
непременно требует изучить структуру
социального объекта, с которым предстоит
работать, обращаться к официальным лицам вне или
внутри школы, договариваться о транспорте, если
необходима поездка, изыскивать деньги. Не каждый
взрослый справится с тем, что ребята делают сами.
Конечно, у каждого проекта есть координатор, чаще
всего это учитель, который может в случае
необходимости проконсультировать, обсудить
возникающие проблемы и эффективность
планируемых действий. При этом учитель не
руководит, а работает как равный участник
проекта, просто у него более весомый статус в
социуме, и если руководитель какой-то
организации не воспримет всерьез
одиннадцатилетнего подростка, то переговоры
берет на себя учитель. Это, пожалуй, самое
трудное: точно определить момент, когда
необходима педагогическая поддержка, постоянно
чувствовать максимальный уровень
самостоятельности ребенка, чтобы не
перехватывать инициативу, но и не дать угаснуть
интересу подростка под бременем непосильных
обязательств.
Нет такого вуза или института повышения
квалификации, где учили бы ремеслу… нет, пожалуй
даже искусству учителя-координатора проекта.
Педагог, владеющий им, всегда в той или иной
степени самоучка.
Психолог и соавтор экспериментальной программы
Галина Беспалова говорит, что учитель нащупывает
верные шаги, осваивает мастерство почти всегда
ценой проб и ошибок: сколько может (должен)
продолжаться проект, как формируются группы,
сколько в них должно быть человек для
эффективной работы... Вопросы перед учителем
встают постоянно, и не всегда он принимает самое
верное решение. Но если педагог склонен к
рефлексии, он непременно извлекает для себя
уроки и с каждым шагом продвигается в освоении
мастерства. Увы, бывает и так, что, если ошибок и
неудач слишком много, и у ребят, и у учителя могут
опуститься руки.
Непредсказуемо – значит интересно
Конечно, наработаны уже технологические и
методические приемы, но выучить их только
теоретически бесполезно. Проектное занятие
невозможно заранее подробно распланировать, ибо
в результате проекта, по определению, возникает
оригинальный, доселе невиданный продукт (если вы
несколько раз повторяете хорошо удавшееся
мероприятие, это может быть замечательная
традиция, но не проект). Поэтому и весь путь к
достижению результата в большой степени
непредсказуем, уникален. Проектный метод
удивителен тем, что несовместим с авторитарной
позицией учителя и не терпит имитации. Если
учитель только делает вид, что занимает
равноправную с детьми позицию, а ребята взялись
за неинтересное и неважное для них дело, все
неминуемо заглохнет или трансформируется в
традиционное занятие, когда учитель требует и
спрашивает, а ученик отвечает и с нетерпением
ждет звонка.
И оценить по достоинству процесс создания
проекта может только педагог, сам поработавший в
этой сложной технологии. Чиновник же, привыкший к
традиционному учебному процессу, придя не на
презентацию готового проекта, а на запуск, будет
весьма и весьма недоволен: парты сдвинуты, группы
возникают и по мере необходимости распадаются,
чтобы образовать новые, гонцы от групп
разбредаются по школе – согласовать, получить
разрешение администрации, провести
социологический опрос или анкетирование,
учитель то переходит от одной группы к другой, а
то и вовсе просто сидит наблюдает, не говоря уже о
том, что в классе на протяжении двух часов
постоянно стоит шум. Если же вы вкусили от
экзотического пока плода групповой работы с
учениками, то с удивлением замечаете:
насыщенность рабочей атмосферы, эффективность
работы групп и мастерство учителя можно оценить
по уровню и характеру (тональности, что ли) шума.
Так неповторимое сочетание соли и специй делает
добротное блюдо кулинарным шедевром.
Кстати, о кулинарии.
В начале декабря у восьмиклас-
сников возник интерес к собственному здоровью.
Одна группа сосредоточилась на школьном питании.
Кто-то занялся опросом школьников и учителей,
довольны ли они работой столовой, еще одна
микрогруппа изучала структуру и особенности
работы кухни и столовой, чтобы высказывать не
абстрактные пожелания, а исходить из реальных
условий. Из нормальной школьной столовки их бы
прогнали без разговоров – своих хлопот хватает.
Здесь же явно вся школа, и даже кухня, привыкла к
набегам проектировщиков. Время близилось к
обеду, но заведующая столовой терпеливо отвечала
на вопросы о структуре питания, разнообразии
меню, почему нет горчицы к сосискам и не дают кашу
на завтрак. «Хоть и полезная, да не едят ее!
Приготовить, а потом все в помойку выбрасывать? Я
же смотрю, что нравится, а что не едят, –
обстоятельно рассказывает “хозяйка” столовой
Валентина Васильевна, а потом и сама
присоединяется к обсуждению. – Хорошо бы
классные руководители на собраниях говорили с
родителями о правильном питании. Ведь дети едят
то, к чему в семье привыкли». Учителя соглашаются,
что мысль хорошая, надо попробовать.
Другая группа, рассудив, что здоровье в движении,
предложила спасаться от гиподинамии при помощи
танцевально-физкультурной разминки на большой
перемене. Сноровисто взявшись за дело, восемь
человек, ученики и взрослые, довели идею до
стадии реализации. Спланировали, разделили
функции, проконсультировались с учителем
физкультуры об упражнениях, согласовали с
завучем место проведения, раздобыли магнитофон,
подобрали музыку, расспросили учеников разных
параллелей, нужно ли им это, прорекламировали
предстоящую акцию – всё за два часа.
Самый большой опыт в проектировании – у нынешних
восьмиклассников, они осваивают метод с пятого
класса. И с удовольствием рассказывают о
наиболее интересных проектах. Каждый в идеале
состоит из трех этапов: ознакомление с
интересующей ребят структурой, выявление
проблем и собственно преобразование и улучшение
дел к всеобщему удовольствию. Но поскольку никто
формально к этому не подходит, иногда проект
заканчивается, пройдя лишь первый этап.
Так получилось, когда ребята захотели поближе
познакомиться с работой пограничников и
таможенников расположенного в Брянске отряда.
Съездили, расспросили, посмотрели. И поняли, что
близкой для себя проблематики не находят. Тем и
ограничились.
А взрослые больше всего любят рассказывать о том,
как группа трудных подростков отправилась
изучать работу детской комнаты милиции.
Работники ее, увидев целую компанию своих
«подопечных» во главе с завучем по
воспитательной работе Татьяной Сидоровой,
просто лишились дара речи. Но постепенно
разговорились: объясняли, в чем состоит их
работа, довольно нелегкая, как оказалось.
Подростки же не просто слушали, но и предложили
посильную помощь: подкрасить что-то по мелочи,
дорожки почистить.
В результате осуществления проекта у каждого
участника остается небольшой собственный архив,
называемый в школе модным заграничным словом
«портфолио», в который могут входить любые
тексты, рисунки, фотографии, напоминающие автору
об участии в проекте.
У школы тоже есть портфолио, в котором собраны
описания наиболее удачных проектов с
методическими пояснениями педагогов. Это книжка
«Фестиваль образовательных проектов», изданная
в рамках Института образовательной политики
«Эврика».
А как же учеба?
Социальное проектирование помогает подросткам
узнавать и по возможности улучшать окружающую их
жизнь, конструктивно взаимодействовать с людьми
разных возрастов, профессий и социального
положения. Педагоги считают эти способности
важной частью образования. Но у него есть и
традиционная, предметная, составляющая. Не
мешает ли активное участие в социальных проектах
обычной школьной учебе? Не мешает, а совсем
наоборот, способствует.
Педагоги, начиная эксперимент, предположили, что
метод проектирования универсален, то есть
освоивший его ребенок сможет проектировать и
собственное образование. Несколько лет
экспериментальной работы подтвердили это
предположение.
Проекты разного масштаба постоянно возникают на
всех учебных предметах. Конечно, проходят и
обычные уроки: изучение новой темы, повторение.
Например, на двух уроках английского языка
ребята изучали тему «Здоровье»: узнали новые
слова, использовали их в диалогах. А на следующее
занятие запланировали небольшой
образовательный проект, материальным
результатом которого должен был стать
плакат-коллаж с рекомендациями по сохранению
здоровья. Подростки разбились по желанию на
четыре группы, выбрали темы, запланировали, какие
диалоги будут разыгрывать на презентации, и в
зависимости от этого сами «назначили» себе
домашнее задание. На следующий урок принесли
заготовки для плакатов, азартно резали, клеили,
делали подписи на английском языке,
консультируясь с учителем, Зоей Ольховой. Тут же
состоялась презентация: группа вывешивала
плакат и разыгрывала содержащиеся в нем
рекомендации. В конце занятия – оценка, не в
баллах, а содержательная, по критериям,
предложенным ребятами: во-первых, качество
оформления, во-вторых, насколько интересной и
содержательной была презентация.
Конечно, групповая работа используется и на
обычных уроках. Хотя можно ли говорить об обычных
уроках в 24-й школе? Их здесь, пожалуй, не осталось:
проектирование настолько прочно вошло в жизнь
школы, что его не удержишь в строгих рамках
специально отведенных занятий. Педагоги
постоянно изменяют устройство школьной жизни.
Урок длится не 45 минут, а час с пятиминутным
перерывом посредине, причем формы занятий в
первые и вторые полчаса должны различаться.
Учителя объясняют это тем, что в последнюю треть
академического часа у учеников резко снижается
уровень внимания, хуже работает память.
Расписание составляется на ближайшие две недели,
причем из двух суббот одна не учебная. Изменен
даже календарь учебного года в целом: вместо
привычных и казавшихся незыблемыми четвертей,
разделенных каникулами, – триместры,
продолжающиеся с 1 сентября по 25 ноября, с 27
ноября по 17 февраля, с 26 февраля по 30 мая. Причем
конец триместра, когда подводятся итоги и
выставляются оценки, не всегда совпадает с
началом каникул, которых по сравнению с
традиционным распорядком стало не трое, а
четверо.
Эти изменения происходили в школе постепенно, на
протяжении нескольких лет. И все для того, чтобы
более рационально распределить силы в течение
учебного года и, самое главное, чтобы у
подростков оставалось как можно больше
свободного времени – свободного от обязательных
уроков. С окончанием которых, кстати, мало кто
расходится по домам – школа работает в режиме
полупродленного дня. Работают кружки, допоздна
открыта библиотека, компьютерный класс,
лаборатории; после уроков можно поработать над
проектом с помощью освобожденного классного
руководителя или поговорить о своих проблемах с
тьютором. Даже к концу второй смены почти в
каждом кабинете немного притихшей школы кто-то
занят делом: в компьютерном несколько
сосредоточенных восьмиклассников пересдают
контрольную по физике – недовольны своими
оценками, на кружке ковроткачества две девочки,
кажется даже без взрослых, ткут на станках
небольшие панно (а заглянувшая к ним завуч Зоя
Ольховая несколько минут завороженно смотрит,
как из разноцветной пряжи мгновенно рождается
следующая “строчка” ковра, и убежденно говорит:
ни за что не сумела бы так). Старшеклассники могут
пойти в тренажерный зал, а целый класс подростков
школьный автобус везет в бассейн. Никто не
слоняется по школе и не мается от безделья.
Потому что один из главных принципов школы
состоит в том, что у детей разных возрастов и
разных интересов должно быть как можно больше
возможностей интересно и с пользой провести
время.
Семинар провели
Надежда ВИНОГРАДОВА,
Галина БЕСПАЛОВА,
Валентина ВОЛКОВА,
Зоя ОЛЬХОВАЯ,
Татьяна СИДОРОВА,
Светлана АЗАРКИНА,
восьмиклассники 24-й школы
Записала Елена КУЦЕНКО
Вопросы после семинара
– В вашей школе есть и
освобожденные классные руководители, и тьюторы.
Часто приходится слышать, что это практически
одно и то же. Объясните, пожалуйста, в чем вы
видите разницу.
– Освобожденный классный руководитель работает
с целым классом как с общностью ребят. Он
пытается помочь каждому подростку
приспособиться и найти свое место в этой
социальной группе. А у тьютора прямо
противоположная задача: работать с подростком
индивидуально, понять и помочь ему самому
осознать собственные образовательные
потребности и реализовать их в привлекательной
для окружающих форме. Несколько лет назад мы,
создавая тьюторскую группу, сами не очень хорошо
понимали, в чем состоит их задача. Ребята
собирались “вокруг” выбранного тьютора,
общались и главным образом занимались тем
предметом, который он преподавал. Ребятам
нравилось, но сильно напоминало кружки по
интересам. Тогда мы пригласили Татьяну Ковалеву
провести семинар о функциях тьютора. И сейчас
учителя, взявшиеся за эту работу, понимают свою
задачу как общение с подростком по поводу его
постоянно меняющихся интересов и помощь в их
реализации в культурных формах. Мы прекрасно
понимаем, что никогда взрослый не может быть до
конца уверен, что правильно определил сферу
интересов именно этого ребенка на сегодняшний
день, но стремится к этому каждый тьютор.
Подростки и сами плохо понимают, что же именно им
интересно. Например, одна девочка высказала
довольно общее желание изучать животных. В
беседах с тьютором выяснилось, что ей интересны
не животные вообще, а их сходство и различие с
человеком. В конце концов она стала писать сказки
про “гада (в смысле земноводное) Петьку”.
Сначала довольно подражательные и стилизованные,
но постепенно все более интересные и самобытные.
А потом к ней присоединилась другая девочка из
этой же тьюторской группы, увлекшаяся русской
грамматикой. В результате получился цикл сказок
о том, как гад Петька изучал орфографию.
– Каким образом молодой учитель,
попадающий в школу, вписывается в уже
сложившуюся команду и постигает такой сложный
школьный уклад?
– Многие молодые учителя, приходящие в школу, –
наши выпускники, они тут как рыба в воде. А если
приходит новый человек, мы предлагаем ему
“командировку в собственную школу”. То есть он
получает командировочный маршрут, в который
включены уроки и занятия самых интересных, на наш
взгляд, педагогов. Такой “командированный”
всегда желанный гость в любом уголке школы:
покажут и подробно объяснят все, что ему
интересно. После командировки учитель пробует
давать уроки самостоятельно в присутствии кого-нибудь
из опытных учителей, чтобы понять, удалось ли ему
почувствовать атмосферу школы. И во время
обсуждения его не распекают за недостатки, а
хвалят-хвалят-хвалят и советуют, что можно было
сделать еще лучше.
– Переходя в другую школу, ваши ученики
испытывают трудности с адаптацией?
– От нас вообще очень мало уходят, школа
переполнена. Иногда родители переводят
старшеклассников в престижный лицей, после
которого почти все поступают в вуз. Наши не
испытывают трудностей с учебой, но почти всегда
потом приходят в гости – на дискотеки, защиту
проектов, на традиционный декабрьский бал и даже
просто на классные часы в свой бывший класс.
– Инновации касаются только подростковой
школы?
– Обучение в старших классах тоже сильно
отличается от традиционного школьного, больше
похоже на вузовское. Ребята приходят на лекции,
семинары и лабораторные работы не классами, а
потоками, каждый самостоятельно выбирает
уровень трудности и специализацию. За
посещаемостью никто пристально не следит и
прогульщиков не ругает. Да их почти и нет: если
сам выбираешь, идти на урок или нет, прогуливать
становится неинтересно.
– А как происходит оценивание результатов
обучения – и предметного, и инновационного?
– У старшеклассников – зачетная система: можешь
учиться регулярно в течение всего триместра,
можешь интенсивно осваивать весь невыученный
материал перед зачетом, который можно
пересдавать, если хочешь улучшить результат.
Если сомневаешься в объективности учителя,
пересдавай другому. В гимназических классах
отметки начинают ставить с седьмого класса. В
подростковой школе для отслеживания результатов
– не зачетки, а “Книга подростка”, где отмечены
успехи и продвижения ученика в Школе социального
проектирования. Поскольку для подростков очень
важно общественное признание, выраженное в
определенных символах, мы присваиваем звания (в
порядке возрастания): член проектной группы,
разработчик проекта, консультант-проектировщик,
преподаватель социального проектирования.
– Учитель – довольно консервативная
профессия. Как вам удается затевать и
поддерживать в школе столько инноваций?
– Мы продолжаем много ездить по инновационным
школам. Все, что кажется интересным и подходящим
для нас, все, что придумывается нашими учениками
и учителями, пробуем на практике. Что-то
приживается, от чего-то отказываемся или
преобразуем в совершенно другую форму. Но уж если
инновация “прижилась”, мы ее узакониваем
внутришкольным локальным документом для того,
чтобы учителя чувствовали себя уверенно и
спокойно. На самом деле у педагогического
коллектива довольно много прав и возможностей
работать не по шаблону.
Если вам захотелось задать свои
вопросы педагогам 24-й школы, можете связаться с
ними по адресу: г. Брянск, ул. Афанасьева, д. 26.
Тел. (0832) 71-00-24.
Электронный адрес: school24@online.bryansk.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|