ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА
Найдешь одного виноватого –
потеряешь целый класс
Привычная картина. Класс «не готов к
уроку». Это может быть что угодно: бумажка на
полу, слово на доске… И учитель считает своим
долгом сначала найти виновного (или хотя бы
дежурного), устранить непорядок, потратив
изрядное количество слов и времени, и только
после этого начать урок.
Попробуем взглянуть на ситуацию глазами
психолога. Что произошло? Учитель выплеснул на
учеников порцию негативных эмоций. Она
предназначалась виновникам инцидента, а
получили ее все. Кстати, самим возмутителям
спокойствия гнев учителя – что слону дробина. Не
исключено, что весь этот балаган был ими же и
спровоцирован, чтобы сорвать урок или хотя бы
оттянуть его начало. Что происходит с остальными?
Дети могут воспринимать происходящее как
бесплатное представление, в котором учитель даже
не понимает отведенной ему роли. Еще хуже, когда
негативные эмоции передаются детям. И тогда
начинают работать механизмы, о существовании
которых мы редко задумываемся.
Защитные механизмы психики «блокируют»
негативную информацию. Кстати, именно поэтому
прошлое люди вспоминают с умилением: «Ах, как
тогда все было хорошо!» Да и тогда не все было
хорошо, просто мудрая природа «отфильтровала»
негативную информацию, чтобы она не отравляла
нам жизнь. Если у человека эти механизмы
нарушены, он находится в подавленном,
депрессивном состоянии.
Что происходит с детьми на уроке, начавшемся с
поисков виновного? Даже если урок был выстроен и
проведен безупречно с методической точки зрения,
информация, которую учитель намеревался
передать детям, будет блокирована защитными
механизмами их психики.
И это к лучшему, потому что в другом случае (когда
эти механизмы не работают) цена этого – не
потерянный урок, а потерянное психическое
здоровье тех, ради кого мы живем и работаем, –
наших детей.
Галина РЕЗАПКИНА,
психолог
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|