ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Физкультура как урок самопознания
Ребенок должен не просто выполнять
упражнения, а понимать, что происходит с его
организмом.
А значит, физкультура – это не просто физическая
нагрузка, а серьезная теоретическая работа.
В поисках смысла
По-моему, с детьми просто необходимо говорить о
том, что происходит с человеческим организмом, с
его эмоциями во время работы над собой, и уроки
физкультуры дают прекрасный повод и материал для
такого обсуждения. А уж на его основе можно
анализировать, что ты хочешь исправить, изменить
в себе.
Однако накапливается этот материал у каждого
ребенка постепенно, поэтому ситуация для
рефлексии создается медленно.
Что я могу сделать для этого как учитель?
Например, предлагать такие занятия, в процессе
которых ребенок может исследовать себя с помощью
некоторых тестов. Тогда он сможет понять, каковы
физические особенности его тела: вес, рост, формы,
пульс, работа сердца, работа дыхания, быстрота,
сила, гибкость, выносливость и т.д. Это,
безусловно, разные параметры, но все они – часть
физической культуры человека. Прослеживая
причинно-следственные связи в исследовании –
подсчет пульса, выстраивание графика пульса,
выяснение зависимости пульса от настроения и
нагрузки, ребенок имеет возможность отследить в
разных ситуациях тот момент, когда можно понять,
что с ним происходит и отчего. Осознание будет
началом изменения ситуации.
Я уверена, что подобный рефлексивный этап всегда
присутствует в жизни, осознается он ребенком или
нет. То есть человек все равно ищет ответы на эти
вопросы – ему же не безразлично, что с ним
происходит.
А моя работа заключается в том, чтобы подобрать
вместе с ребенком нужный для этого материал. При
этом изменяется и смысл происходящего на уроках
физической культуры: педагог предлагает ученику
работать с собой, прогнозировать, анализировать,
строить планы, познавать себя.
Домашнее задание по физкультуре
Я предлагаю ребенку измерять свой пульс в
состоянии покоя утром и вечером в одно и то же
время в течение недели. Потом строится график по
собранным данным. Пульс – частота сердечных
сокращений. Для нас это очевидно, а для ребят –
далеко не всегда. Моя задача – показать, что
сердце работает так или иначе не само по себе, а в
зависимости от ситуации, в которой оказался
человек. И когда мы с ребенком на основе графика
анализируем, что с ним происходило, это и есть
самые интересные моменты открытия себя. Человек
по своему пульсу может восстановить картину
того, что с ним происходило в течение недели, как
менялось настроение, отчего сердце так прыгало.
Почему это необходимо? В первую очередь человек
понимает, что может изменить ситуацию, влиять на
нее.
Есть другая работа, строящаяся по другому
принципу. Мы выстраиваем те же
причинно-следственные связи для той же цели:
последующего анализа. Но речь теперь пойдет о
питании – о расчете калорий, потребляемых
организмом и необходимых для двигательной
активности. Эта работа делается в старших
классах преимущественно с девушками именно в то
время, когда их очень волнует собственное
телосложение. Работа заключается в том, что мы
пытаемся проанализировать свое меню, а потом
понять, какая двигательная работа необходима,
чтобы все калории были израсходованы.
После этой работы девчонки задумываются над тем,
что и как они едят, какой образ жизни ведут. В этом
заложен некий миг открытия, удивления. А учитель
помогает состояться этому моменту удивления,
когда вдруг девочка открывает для себя, что ее
фигура, ее уверенность в себе зависят от нее: она
может изменить ситуацию в лучшую сторону, если
захочет.
Эти небольшие работы проводятся на уроке
вперемежку с физической двигательной
активностью. Им отводится совсем немного
времени, но это именно то, что относится к теории
физической культуры: культуры тела, эмоций,
движения.
Для кого придумали нормативы?
Не секрет, что нормативы по классам разбиты на
низкий, средний и высокий уровни, есть
определенные нормы – цифры, которые никак не
учитывают биологическую разницу между детьми. К
счастью, сейчас все чаще в обществе поднимается
вопрос о приоритете психического и
биологического возраста перед паспортным и уж
тем более возрастом класса, к которому приписан
ребенок.
Но пока положение вещей таково: если ты в 9 классе,
то должен выполнять определенные нормы, и никому
нет дела, что разница биологического возраста
ребят одного класса настолько велика, что все эти
уровни (высокий, низкий) не имеют ровным счетом
никакого значения, кроме статистического. И
такой подход ничего не может дать ребенку как
субъекту образования, следовательно, превращает
его в объект образования.
Поэтому мы ушли от нормативных оценок. Для нас
важно самочувствие ребенка на данный момент,
поэтому результатом образования становится не
соответствие среднестатистическим нормативам
по физической подготовленности, а понимание
ребенка, что от его двигательной способности в
этот момент напрямую зависит состояние его
психики, работоспособности, а как следствие –
состояние его успеха.
Это расширяет возможности человека. Потому что
от уровня здоровья очень часто зависит
возможность самореализации, ибо уровень
здоровья – это не наличие двух рук и двух ног, а
возможности твоей биологической системы,
возможность получить удовольствие от того, что
задумал и сделал.
Мне кажется, это и есть наша основная задача –
установить эти причинно-следственные связи и
сделать видимыми для ребенка.
Экзамен по физкультуре
Самая большая работа – с выпускниками. С какими
представлениями о физической культуре они уйдут
из школы? Даже в выпускных классах мы не
объявляем главной целью нормативы, и детям
показываем, что это не самое главное. Важно
связать свое самочувствие со своими
двигательными способностями на данный момент,
понять, устраивают они тебя или нет, хочешь ли
изменить положение вещей.
Поэтому мы проводим с выпускниками
мини-погружение, которое и становится выпускным
экзаменом по физической культуре.
Это вызвано тем, что в старшей школе на
физкультуру отводится 1 час 10 минут в неделю. А во
время экзаменационного мини-погружения дети,
выбравшие физкультуру в качестве выпускного
экзамена, занимаются ею два дня по 6 часов
ежедневно. И это время позволяет нам осуществить
весь цикл целиком – от тестирования своих
двигательных способностей, составления
графиков, анализа результатов до написания
некоего рефлексивного текста, в котором и
осмысление итогов, и осознание дальнейших шагов
и своего отношения к ним.
На консультации перед экзаменом учитель
предлагает ребенку подумать, что ему
понадобится, чтобы получить хороший результат. И
для ответа на этот вопрос ученик набирает около 20
ответов за 10–15 минут. Ответы и будут основой
анализа: какие качества и способности пригодятся
мне во время испытания. В день экзамена работы
вывешиваются на доске. Они могут быть не
подписаны, так как суть в другом: ребенок видит
60–70 вариантов ответов, среди которых есть и его
собственные. Сопоставляя и сравнивая, ребенок, с
одной стороны, настраивается на лучший
результат, а с другой – анализирует свое
состояние.
Следующий этап, который специально планируется,
– это медицинский осмотр, допуск к экзамену.
Ученик должен оценить состояние своего здоровья.
Это часть экзамена, и мы стараемся не относиться
к этому формально.
Дальше следует разминка, а это не что иное, как
способность человека приготовиться к
предстоящей работе. Мы обязательно фиксируем
вместе с ребятами, какие упражнения они выбирают,
как выполняют, насколько осознанно.
И только после этого само испытание. Но дело,
повторяю, не в цифровых результатах. Поэтому
многое зависит от так называемого инструктора, в
качестве которого по очереди выступают те, кто
сдает экзамен. Знать, как проводится экзамен, и
проводить его самому – огромная разница. Именно
в проведение экзамена и закладывается основной
рефлексивный момент: знать, что я могу, чего не
могу, что умею, чего не умею, что понимаю, чего не
понимаю. Инструкторская практика на экзамене –
это лучший отчет для самого себя.
А остальные ребята выступают в роли коллектива,
который должен в данный момент вместе сработать,
приложить к выполнению задачи все, что они знают
и умеют.
Следующий этап – кондиционное тестирование, где
ученики работают в парах. Результат придумали
для последующей самооценки.
Заключительный этап – написание рефлексивного
текста и собеседование по нему с учителем. Для
этого мы придумали лист оценивания и
самооценивания (речь идет не об отметке, а именно
об оценке) и попытались объединить наши,
учительские оценки по 11 параметрам с оценками
ребят самих себя. Остановлюсь на нескольких
параметрах:
– умение приготовиться к предстоящим испытаниям
(ребенок оценивает себя по
10-балльной системе);
– общая физическая подготовка – ряд тестов,
которые оцениваются средней оценкой (в
самооценке ребят вопрос: что я думаю о своей
физической подготовке). В этой работе есть и
объективные результаты и субъективное мнение;
– оформление документации – какими культурными
формами я владею при составлении графиков,
анализе результатов и т.д.
Таким образом, экзамен становится исследованием
себя, анализом того, что происходило со мной по
мере получения физкультурного образования и как
я собираюсь использовать его результаты.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|