ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Возможно ли использование рефлексии на
физкультуре? И если да, то как создать ситуацию
для ее возникновения? Эти вопросы наш
сегодняшний автор, учитель физкультуры, задает
себе уже в течение нескольких лет. И в поисках
ответов постепенно изменяет свою работу с
учениками.
Но откуда вдруг появилась такая потребность?
Наверное, с собственного удивления,
рефлексивного осознания своей педагогической
работы. И, как многое в нашей жизни, из детства...
Итак, перед вами не только статья Ларисы БЫЧКОВОЙ
о том, как можно по-другому преподавать
физкультуру, но и ее рассказ о длинном пути
учителя к пониманию.
Разреши себе быть здоровым!
Росла я не очень здоровым, но подвижным и
активным ребенком, считая, что все дети такие же.
Целыми днями бегая и играя с друзьями во дворе,
жила движением, “купалась” в нем и подумать не
могла, что кто-то может бояться и избегать его.
В пятом классе меня пригласили в спортшколу, где
тоже собрались активные, подвижные ребята. И
опять не было сомнений, что все дети такие же. Я
очень любила уроки физкультуры, ведь у меня все
всегда получалось. Это было так естественно, что
и в голову не приходило, что кто-то их избегает.
Закончив институт физкультуры, стала тренером, и
первые мои подопечные были жизнерадостны, шустры
и неугомонны. С ними было непросто, но интересно.
И я опять наивно полагала, что дети в большинстве
своем именно такие. Невозможно было представить,
что они могут быть грустными, больными, скучными
и несчастными. К тому же мои собственные дети
были ужасными непоседами.
Все радужные представления о здоровье детей
оборвались как-то сразу. В один прекрасный момент
я решила сменить работу тренера на работу
учителя физической культуры в обычной
близлежащей школе. И только там я вдруг, именно
вдруг поняла, что детей, которым врачи разрешают
двигаться без ограничений, очень мало. Это и есть
те ребята, которые приходят заниматься в
спортшколы. Всем остальным врачи сказали: “Нет!
Надо отказаться от движения, вы нездоровы”.
Трудно передать весь ужас и растерянность от
этого открытия. Тогда я поняла, что больше всего
могу пригодиться тем мальчишкам и девчонкам,
которым “ничего нельзя”.
Первое, что сделала, – попробовала убедить
родителей доверить мне своих детей на три часа
учебного времени в неделю, доверить всех – и
больных, и здоровых. Так появилась моя первая
личная задача в обычной школе – физкультура без
освобожденных. Я ходила по родительским
собраниям, объясняла, уговаривала: “Приходит
ребенок в школу после болезни, отдает справку
учителю и благополучно играет, бегает, носится на
перемене с друзьями. А как только наступает урок
физкультуры, ученик должен соответствовать
справке: сидеть с грустным видом освобожденного
целый урок, а то и два.” Получается, что на
перемене ребенок живет на уровне возможностей
своего здоровья, причем сам решает, что и как ему
делать. А на уроке, где есть учитель – специалист,
способный помочь ученику не навредить
ослабленному болезнью организму, ребенок должен
выполнять роль больного и несчастного. А если
учесть, что лишь 4% детей приходят в школу
абсолютно здоровыми, то понятно, что дело чести
учителя физкультуры – помочь сохранить уровень
здоровья ребенка. А еще лучше – попытаться его
наращивать вместе с учеником и его родителями.
Это должно быть общим делом, мы же не спортивные
школы и не ориентируемся на высокие спортивные
результаты.
Пока убеждала родителей и коллег, поняла: чтобы
физкультура была без освобожденных, надо
изменить все существующие стереотипы урока
физической культуры в школе. Для меня очень
важно, чтобы ребенок разрешил себе быть здоровым:
двигаться и радоваться этой возможности,
несмотря на формально обезличенное –
освобожден, потому что болел. Как радостно
слышать от ребенка, лазающего по спорткомплексу:
“Вообще-то я освобожден”. Эта фраза еще звучит,
но малыш уже разрешил себе лазить, значит, скоро
он разрешит себе быть здоровым!
Многое изменилось в нашей школе с тех первых
шагов. У нас теперь совсем другая физкультура. Я и
мои коллеги уверены: нужно только разрешить себе
быть здоровым! Надо научиться слышать и понимать
себя, доверять себе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|