Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Возможно ли использование рефлексии на физкультуре? И если да, то как создать ситуацию для ее возникновения? Эти вопросы наш сегодняшний автор, учитель физкультуры, задает себе уже в течение нескольких лет. И в поисках ответов постепенно изменяет свою работу с учениками.
Но откуда вдруг появилась такая потребность? Наверное, с собственного удивления, рефлексивного осознания своей педагогической работы. И, как многое в нашей жизни, из детства... Итак, перед вами не только статья Ларисы БЫЧКОВОЙ о том, как можно по-другому преподавать физкультуру, но и ее рассказ о длинном пути учителя к пониманию.

Разреши себе быть здоровым!

Росла я не очень здоровым, но подвижным и активным ребенком, считая, что все дети такие же. Целыми днями бегая и играя с друзьями во дворе, жила движением, “купалась” в нем и подумать не могла, что кто-то может бояться и избегать его.
В пятом классе меня пригласили в спортшколу, где тоже собрались активные, подвижные ребята. И опять не было сомнений, что все дети такие же. Я очень любила уроки физкультуры, ведь у меня все всегда получалось. Это было так естественно, что и в голову не приходило, что кто-то их избегает.
Закончив институт физкультуры, стала тренером, и первые мои подопечные были жизнерадостны, шустры и неугомонны. С ними было непросто, но интересно. И я опять наивно полагала, что дети в большинстве своем именно такие. Невозможно было представить, что они могут быть грустными, больными, скучными и несчастными. К тому же мои собственные дети были ужасными непоседами.
Все радужные представления о здоровье детей оборвались как-то сразу. В один прекрасный момент я решила сменить работу тренера на работу учителя физической культуры в обычной близлежащей школе. И только там я вдруг, именно вдруг поняла, что детей, которым врачи разрешают двигаться без ограничений, очень мало. Это и есть те ребята, которые приходят заниматься в спортшколы. Всем остальным врачи сказали: “Нет! Надо отказаться от движения, вы нездоровы”.
Трудно передать весь ужас и растерянность от этого открытия. Тогда я поняла, что больше всего могу пригодиться тем мальчишкам и девчонкам, которым “ничего нельзя”.
Первое, что сделала, – попробовала убедить родителей доверить мне своих детей на три часа учебного времени в неделю, доверить всех – и больных, и здоровых. Так появилась моя первая личная задача в обычной школе – физкультура без освобожденных. Я ходила по родительским собраниям, объясняла, уговаривала: “Приходит ребенок в школу после болезни, отдает справку учителю и благополучно играет, бегает, носится на перемене с друзьями. А как только наступает урок физкультуры, ученик должен соответствовать справке: сидеть с грустным видом освобожденного целый урок, а то и два.” Получается, что на перемене ребенок живет на уровне возможностей своего здоровья, причем сам решает, что и как ему делать. А на уроке, где есть учитель – специалист, способный помочь ученику не навредить ослабленному болезнью организму, ребенок должен выполнять роль больного и несчастного. А если учесть, что лишь 4% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, то понятно, что дело чести учителя физкультуры – помочь сохранить уровень здоровья ребенка. А еще лучше – попытаться его наращивать вместе с учеником и его родителями. Это должно быть общим делом, мы же не спортивные школы и не ориентируемся на высокие спортивные результаты.
Пока убеждала родителей и коллег, поняла: чтобы физкультура была без освобожденных, надо изменить все существующие стереотипы урока физической культуры в школе. Для меня очень важно, чтобы ребенок разрешил себе быть здоровым: двигаться и радоваться этой возможности, несмотря на формально обезличенное – освобожден, потому что болел. Как радостно слышать от ребенка, лазающего по спорткомплексу: “Вообще-то я освобожден”. Эта фраза еще звучит, но малыш уже разрешил себе лазить, значит, скоро он разрешит себе быть здоровым!
Многое изменилось в нашей школе с тех первых шагов. У нас теперь совсем другая физкультура. Я и мои коллеги уверены: нужно только разрешить себе быть здоровым! Надо научиться слышать и понимать себя, доверять себе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru