ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Ответный вызов
Европейцы считают, что Америка бросает
им вызов, но готовы ли они его принять?
Отношение к Америке складывается для
европейских интеллектуалов в идейном
многоугольнике, образуемом такими проблемными
точками, как “моя страна – Европа – СССР –
Восточная Европа – США”. С одной стороны,
неприязненное к ней отношение демонстрируют
партии, движения и кружки, объединенные
антикапиталистическими идеями и настроениями.
Другой полюс неприязни представлен
традиционалистскими кругами, отстаивающими
национальные, этнические или даже расовые,
религиозные и прочие символы самобытности в
борьбе с массовой культурой развлечений и
потребительства.
Устойчивые антиамериканские настроения
характерны прежде всего для европейской элиты.
Среди населения стран Европы в целом
социологические опросы фиксировали в 1983 году
откровенный антиамериканизм на уровне от 14% в ФРГ
до 23% в Великобритании. Военные базы США, а позже
размещение ракетного оружия на территории
европейских стран вызывают с конца 40-х годов
широкое движение за мир и ядерное разоружение.
Сторонники движения за мир (радикалы из среднего
класса) наиболее критичны и по отношению к
собственным странам. Интеллектуалы тут обычно
против капитализма, против общества
благосостояния и потребления. Вместе с тем
именно они связаны с печатью, масс-медиа, школами
и университетами у себя в стране. Отсюда
возможности их широкого влияния.
В Великобритании антиамериканские настроения
приняли форму антивоенного движения (со второй
половины 50-х в него включились Б.Рассел, писатели
Дж.Б.Пристли и Д.Олдридж) и молодежного
контркультурного протеста 50-х, затем 80-х годов. И
то и другое было обращено против технизации и
стандартизации жизни, в защиту природы.
Питательная среда антиамериканизма в
Великобритании – чувство угрозы традиционной
“английскости”, романтическая ностальгия по
былой славе Британской империи. Британские
интеллектуалы и молодежь (“новые левые”) были
особенно настойчивы в поисках “другой Америки”
– альтернативной культуры бунта, негритянского
или молодежного. При этом формы и символы
современной американской культуры, как ни
парадоксально, выступали для британцев и вообще
европейцев в виде борьбы с современностью и с
американизмом.
Многие немецкие интеллектуалы не принимали
Америку, также критикуя ее как справа (с
аристократических, почвеннических,
консервативных позиций М.Хайдеггер упрекал ее за
одержимость технологией, усредненную массовую
культуру, заорганизованность обычного человека),
так и слева (неомарксисты, вынужденно
эмигрировав в США, перенесли эту критику прямо на
ее территорию). Источники послевоенного
антиамериканизма в ФРГ – масштабное военное
присутствие США и промежуточное положение
страны между странами советского блока и НАТО,
план Маршалла и внедряемая в его рамках система
“перевоспитания” населения в духе либерализма,
влияние Америки через массовую культуру (глянцевые
журналы, реклама, одежда, быт, мода, туризм, кино,
музыка) и из-за этого ощущение угрозы
национальной идентичности немцев. Особая и очень
мощная составляющая здесь – сознание
побежденных, чувство национальной вины за нацизм,
комплекс униженности. Это дало самое активное в
послевоенной Европе движение за мир и
экологическое движение, сформировало очень
влиятельную в ФРГ до нынешнего дня партию
“зеленых”. Наиболее остро критикуют США за
чувство военного, экономического, политического,
цивилизационного превосходства.
В Австрии, по данным национального Союза
исполнителей, в 1996 году отечественная популярная
музыка на радио занимала 1,44% эфирного времени,
тогда как 98,5% было отведено зарубежной поп-музыке,
прежде всего американской. В кино, на телевидении
и видеорынке ситуация была сходная. Понятно, что
защита австрийских товаров и продуктов,
поддержка народных традиций и национальной
культуры – обязательная часть политических
программ австрийских правых.
Антиамериканизм французов питается из тех же
источников; в 50-е годы он в основном “левый”, в 60-е
– скорее правый. Пиком антиамериканизма стала
эпоха Дж.Картера – вторая половина 70-х, чтобы в 80-е
смениться своеобразной “рейганоманией”.
Подобные сдвиги характерны как для
интеллектуалов, так и для населения в целом: если
в 1982 году оценки политической роли США были резко
поляризованы (30% – положительные, 51% –
отрицательные), то в 1985 году соотношение
изменилось на 43 к 27%. Страна стала лучше
относиться к Америке, очевидно, и потому, что при
Де Голле чувствовала себя независимой и даже
вышла из НАТО, и потому, что постепенно стала хуже
относиться к СССР: сыграли роль и наше вторжение
в Чехословакию, позже – в Афганистан, и
публикации советских диссидентов. Нарастает
влияние новой формации интеллектуалов: на смену
ангажированным Л.Арагону, Ж.Сартру, Р.Арону
приходят постструктуралисты и постмодернисты (М.Фуко,
Ж-П. Деррида, Ж.Бодрийяр) с явно проамериканскими
симпатиями. В 80–90-е годы антиамериканизм
остается уделом маргиналов, левых (раскаявшиеся
коммунисты) и правых (антисемиты и расисты).
Нидерландский социолог Р.Крес считает, что “та
Америка, которая сегодня вызывает неприязнь, на
самом деле является символом более глобального
отрицания современной культуры и современного
общества”.
При этом критики США обращают к ним свои же
завышенные надежды и нереалистические
требования, а потому рано или поздно отмечают
расхождение в Америке между словом и делом,
лицемерие американских политиков и т.д. Иначе
говоря, в своем антиамериканизме они
демонстрируют предельно высокий ценностный ранг
Америки в своем сознании. За такого рода
требовательностью и недовольством можно
различить скрытые представления об
ответственности США перед миром за модернизацию,
включая все ее последствия.
Более аналитичный, свободный от предвзятости
взгляд исследователей показывает, что, например,
применительно к культуре речь должна идти не об
“американизации” Европы, а о своеобразном
вызове, который в ряде случаев принимают на себя
более динамичные группы и который стимулирует их
собственные силы и возможности. Уж скорее здесь
следует говорить о европеизации заимствований
из американской культуры и быта (такова, скажем,
британская панк-культура 70–80-х годов как реплика
на аналогичную американскую, а затем выросшая из
нее британская поп-музыка 90-х годов, которая
породила уже внутреннее соревнование Севера и
Юга страны, – то же можно сказать о скандинавской,
да и о восточно-европейской молодежной культуре
трех последних десятилетий).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|