ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Лев ГУДКОВ,
доктор философских наук
Америка как тема и сюжет
Отношение к США более всего
характеризует не сами США, а того, кто выражает
свое о них мнение.
Как, впрочем, и о чем угодно другом
Большинство населения России, за
исключением небольшого числа тех, кто бывал за
последние годы в Америке, может воспринимать все,
что связано с этой страной, только как своего
рода голограмму, возникающую на пересечении
внутриполитических и масскультурных
представлений, то есть оживлять появляющиеся на
экране или в сознании картинки собственным
опытом и пониманием других людей.
Каждая негативная черта или характеристика в
системе образов США имеет своего антипода –
подразумеваемые достоинства или особенности
своей страны, народа. Если США беспардонно
вмешиваются в дела других стран, то мы помогаем,
поддерживаем, мы, напротив, всегда жертва чужих
поползновений. Если американцы лишены настоящей
высокой культуры, живут приземленными
материальными заботами и интересами, то мы,
напротив, витальны, духовны, у русских за спиной
– высочайшая культура, литература, искусство,
музыка, тысячелетняя история.
США – совокупность различных мотивов,
объединенных общим сюжетом: утопия образцового
современного общества, чуждого для России,
бывшего в недавнем прошлом главным военным
противником в “холодной войне” и оппонентом в
мировом соперничестве, которое советское
общество-государство проиграло. Социологу
совершенно не важно, насколько эти представления
адекватны объективному положению вещей в
американском обществе или действиям его
правительства. Важно, что эти представления
реально влияют на коллективные самооценки и
самопредставление жителей России, их
способности к принятию (неприятию, отвержению)
тех или иных норм, ценностей, моральных принципов.
Есть несколько вещей, из которых складывается
образ Америки и которые больше всего задевают
неамериканцев: ставшее очевидным после Второй
мировой войны богатство страны, ее мощь, роль и
авторитет в международных делах, политическое,
научное, технологическое лидерство, сильнейшее
влияние ее массовой культуры в других странах.
Богатство, благополучие, конечно, наиболее
значимые элементы образа, но и сводить все дело к
зависти было бы неверным. Есть и другие богатые
страны – хотя бы нефтяные эмираты с их
фантастическим уровнем жизни.
Задевает в достигнутом американцами
благосостоянии то, что оно воспринимается именно
как достигнутое, то есть современное и
универсальное. Другие богатые страны не
претендуют на общезначимость своего опыта и
успеха, а американцы – уже в трудах отцов-основателей
– рассматривали собственные планы и
деятельность как универсальный опыт решения
общемировых человеческих проблем, видели в своей
системе парадигму демократии, свободы и
прогресса, образец современности.
Можно назвать несколько тем, которые, пусть и
смутно, с трудом, но все-таки ощущались в тех или
иных образах американской жизни, тиражированных
массовой культурой. Во-первых, ослабление связи
благополучия (богатства) с традиционным статусом,
а значит, размытость и незначимость классовой
“стигмы” на образе жизни, универсальность
позитивной санкции благополучия и
достижительности (“американская мечта”),
открытость образцов достижения благополучия.
Во-вторых, внятность, инструментальность путей
достижения благополучия, не связанных ни с
государственной властью, ни с национальной или
классовой идеологией или чем-то подобным. Вообще
явное отсутствие акцента на этничности и других
от рождения данных барьерах или солидарностях.
Для российского обывателя эта непривязанность
человека к властям, месту жизни и работы, личной
лояльности начальству создает впечатление
неповседневности, сказочности. При этом есть
туманное понимание того, что индивидуализм,
свобода перемещений и занятий, антиэтатизм были
теми условиями, которые помогли этой стране
успешно избежать соблазнов утопии и
тоталитаризма.
Третье – это культура “здравого смысла”,
прагматизма, свобода от традиционализма и
сопутствующего ему множества безусловных
ограничений и неформальных предписаний (еще раз
подчеркну, что речь идет не о действительном
положении вещей в американском обществе, а о его
аморфном мифическом образе). Диффузия в
современном мире американской массовой культуры,
универсальной, то есть основанной на здравом
смысле, утилитаризме и потребительском
гедонизме (представляющих собой, по сути,
суммированное “бессознательное” истории
развития всей европейской культуры) – один из
самых мощных и влиятельных процессов
цивилизации, расколдовывания, модернизации.
Мифологизированная “Америка” лишена ореола
аристократизма и утонченности, сословной
иерархичности. Это демократическая страна как в
смысле господства массовых, почти плебейских, во
всяком случае, упрощенных вкусов и нравов, так и
открытости для достижений личного успеха,
мобильности, свободы, утверждения законности и
прав человека.
Другой план: США – это страна, в которой, как
нигде в мире, власти обеспечивают гражданский
порядок, где государство не вмешивается в
частную или хозяйственно-экономическую
деятельность людей, а простой человек может
влиять на власти, добиваясь защиты своих
интересов, где есть настоящее социальное
обеспечение людей. Это скорее не описание, а
критика собственных властей: тут содержится
масштаб альтернативной оценки их деятельности,
недовольства ими.
Естественно, что весь этот набор в своем теневом
или перевернутом виде воспринимается как
самодовольство, высокомерие и навязывание своих
порядков миру – оборотная сторона американской
ответственности за мир и будущее западной
культуры.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|