ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Финансирование по-английски
Особенности школьной экономики
Соединенного Королевства
Сорок процентов разницы
Вы когда-нибудь задумывались о том, на чьей земле
стоит ваша школа? Правильно, я тоже – в голову не
приходил такой вопрос. А новоиспеченному
директору государственной школы Соединенного
Королевства – именно так называют свое
государство англичане – чрезвычайно важно
знать, чья земля под фундаментом – частная или
государственная, потому что от этого зависит
бюджет школы.
Еще чиновники смотрят, в каком состоянии
находится школьное здание и какой ремонт нужен,
сколько детей учатся в школе. Особое внимание
обращают на уровень подготовки будущих
первоклашек. Если дети “слабенькие”, то годовой
бюджет увеличивают – нужны деньги на
дополнительные занятия. Школы в районах, где
живут семьи с невысоким уровнем доходов, тоже
получат дополнительное финансирование.
Таким образом, разница в бюджете школ с одним и
тем же числом учеников может достигать сорока
процентов.
Сколько учителей способна
содержать школа?
Девяносто четыре процента всех средств, которые
получает учебный округ, поступают на счета школ
немедленно. Государство тщательно следит, чтобы
деньги нигде не задержались и не попали в другой
карман.
Окончательное решение, как потратить казенные
средства, принимает директор, но не один, а с
попечительским советом. Первый вопрос, который
встает на заседании: сколько учителей мы можем
себе позволить содержать в будущем учебном году?
Потому что восемьдесят процентов всех
государственных денег идет на оплату
учительского труда.
Кстати, помимо зарплаты у педагога есть деньги на
приобретение пособий, книг для работы. Директора
школ говорят, что примерно половина учителей
самостоятельно покупают все, что нужно для
уроков.
Бойлер сломался? Обратитесь в
оргкомитет национальной лотереи
В школе с утра кошмар: нет горячей воды.
Первоклашки недоуменно крутят краники,
старшеклассникам отменяют спортивные занятия:
холодный душ вреден для здоровья. Директор
названивает по телефону – срочно нужны
дополнительные средства на ремонт бойлера. Лучше
конечно же поставить новый. Но это сложно, и
чиновники идут на такие траты неохотно –
считают, что администрация школы должна была
лучше сохранять школьное имущество. Откуда брать
деньги? Есть разные пути...
Если школа становится специалистом по
организации уроков, например, физической
культуры, тогда она получает дополнительное
финансирование. Или национальная лотерея. Можно
подать заявку в оргкомитет с обоснованной
просьбой часть лотерейных денег направить на
школьные дела. Заявку рассмотрят и по
возможности удовлетворят.
И конечно же частные фонды могут вкладывать в
школьное строительство свои средства.
Налог с деловой активности
Чтобы не сидеть только на шее государства и
родителей, школы зарабатывают сами. Например,
сдают в аренду свои помещения, особенно
спортивные сооружения, для общественных целей.
Местный ли спортивный клуб попросился проводить
занятия в физкультурном зале, или общество
любителей кактусов устраивает выставку, но
договариваться эти уважаемые организации будут
не только с директором школы, но и с
попечительским советом, который обязательно
спросит согласие родителей.
Часто местная газета печатается на школьной
технике за определенную плату. Часть школ
продает учебные материалы и пособия, которые
написали учителя, проводят обучающие курсы для
своих коллег из других школ, и эти курсы –
платные.
При этом государство берет со школы только налог
на добавленную стоимость. И то если есть с чего
этот налог взять. Сдача в аренду помещений и
спортивных сооружений налогами не облагается. Но
вот сшили мамы-портнихи спортивную форму для
школьной команды, а потом ребята купили эту форму
для себя – здесь-то и возьмет государство со
школы налог семнадцать с половиной процентов.
Школа всегда должна информировать местные
налоговые органы о своей деловой активности.
Как на одном фунте стерлингов
заработать сорок шиллингов
С нового года у директоров школ Соединенного
Королевства – праздник! Речь идет о деньгах
частных лиц. Вступает в силу закон: если частное
лицо дает школе, например, один фунт личных
честно заработанных стерлингов, то школа может
подать заявку в налоговые органы, чтобы налог,
который лицо платит государству при
зарабатывании этого фунта, государство
переадресовало в школьный бюджет. Так выходит,
что если кто-то подарит школе десять фунтов, то
она может получить двадцать четыре процента
сверху, то есть двенадцать фунтов сорок
шиллингов. Из документов директору нужна только
бумажка с указанием суммы и подписью дарителя.
Если даритель зарабатывает много денег и платит
высокий налог (в Британии прогрессивное
налогообложение), то с его десяти фунтов школа
получит больше процентов.
Каждый – немножечко “финансовый
офицер”
Самый легкий способ навлечь на себя неприятности
– это неправильно использовать финансовые
средства. Бюджеты школ достаточно большие, и
поэтому часть директоров привлекают к работе
людей со специальным бухгалтерским
образованием. Их называют финансовыми офицерами.
Еще один человек может работать с чеками,
счетами. С этими коллегами директор встречается
ежедневно. Кроме того, в совете попечителей
обязательно есть профессиональный бухгалтер, и
многие школы обзавелись независимыми
аудиторами.
Директору важно максимально эффективно
использовать деньги, которые есть у школы. Именно
для этого он привлекает учителей, чтобы они
понимали, как работает система финансирования,
представляли общий бюджет и какая его часть на
что расходуется. Предметники собираются вместе и
обсуждают, что им нужно в учебном году, сколько
это стоит. И чем больше учителя понимают, как
устроено финансирование школы, тем более
грамотную дискуссию ведут они с директором и
попечительским советом, а те, в свою очередь,
принимают верные решения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|