Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

2003 год объявлен в мире Годом людей с ограниченными возможностями. Пройдут разнообразные акции для изменения унизительной ситуации, когда инвалидов считают людьми неполноценными, убогими.
Это касается и образования, где дети с ограниченными возможностями практически лишены элементарного конституционного права – на образование. Проблема и финансовая, и научная, и психологическая. В разных странах, в разных школах ее решают по-разному.

Он будет жить в нашем мире!

История ежедневной борьбы за то, чтобы американскому мальчику Крису удалось стать таким же, как его одноклассники

В средней школе учиться нелегко. Вообразите, каково это детям с синдромом Дауна.
Но спустя более чем четверть века после принятия в Америке закона об образовании лиц с ограниченными возможностями все больше таких ребят учатся в обычных классах вместе со сверстниками.
Крису Вогельбергу 13 лет; он не так уж любит учиться и больше всего на свете хотел бы усесться с пиццей перед телевизором. На этой неделе в его индивидуальном образовательном плане записана одна цель – научиться слушать.
Для учеников вроде Криса, которые нуждаются в постоянной помощи, само посещение обычного класса в средней школе уже победа.
Когда в третьем классе он впервые стал ходить на обычные уроки, ему понадобился год, чтобы адаптироваться. Прошлой осенью, перейдя из начальной школы в среднюю, он столкнулся с большим количеством новых проблем. Шесть раз в день ему нужно переходить из кабинета в кабинет и переключаться на нового учителя.

Родителям Криса, Питеру и Синди, нравится, как школа помогает детям с ограниченными возможностями. Одноэтажное здание, кабинеты располагаются рядом. Есть специальные комнаты с раковинами и перегородками.
Несколько лет назад Вогельберги познакомились с двумя мальчиками с синдромом Дауна. Один из них учился в обычной школе, другой – в специальной.
«Я знала, что ребенок, посещающий обычную школу, болен, но никогда бы так не сказала, глядя на него. Он казался совершенно здоровым, – говорит Синди. – Но тот, другой, действительно выглядел больным. Мне стало совершенно ясно: это не то, чего я бы хотела для Криса.
Он ведь не будет жить в мире специального образования. Он будет жить в нашем мире», – говорит Синди.
В школе рядом с Крисом всегда находится ассистентка. Дебби Билинг – репетитор, защитник, воспитатель и лучший друг. Весь день она сопровождает мальчика из класса в класс, направляет его интерес и внимание, расшифровывает окружающим трудную для понимания речь.
«Не, не улица».
«Холодно, – объясняет она. – Он не хочет заниматься физкультурой на улице».
Крису также помогает Брэнди Моран – неутомимая учительница по специальному образованию в шестых классах, которая вносит необходимые изменения в программу.
Благодаря совместным усилиям Моран и Билинг специальные потребности Криса удовлетворены. Учителя в классе могут сосредоточиться на остальных детях и прерываются лишь ненадолго, чтобы помочь Крису приступить к специальному заданию.
Например, ребята учили периодическую таблицу химических элементов и характеристики металлов и неметаллов, а Крису Моран поручила выучить состав атома. Тест, который она приготовила по этой теме, содержал рисунок атома со стрелками, указывающими на различные его части. Крису нужно было сделать подписи, используя слова, данные на специальном листе.
«Мы называем это включением, но, конечно, преувеличиваем. Он не может делать то же, что остальные».
В специальном учебном центре, посещение которого родители оплачивают два раза в неделю, инструктор Ноэль Морсбергер использует разные игры, чтобы пополнить словарный запас Криса. Хотя Крис не может прочитать слово «монета», рисунок с блестящим пенни останется в памяти.
Запоминание – отдельная проблема. Когда Крис только пришел в школу, он мог назвать свое имя и первые три буквы фамилии. Полгода он потратил, чтобы выучить телефонный номер, адрес и другую личную информацию. С тех пор и по сей день, начиная работу со своим маленьким ноутбуком, умещающимся на коленях, Крис должен напечатать все жизненно важные сведения.
Хотя в развитии мальчика произошел заметный прогресс, Моран мечтает, что Крис станет старше и еще больше нагонит одноклассников. Она беспокоится, будет ли ребенок достаточно приспособлен к жизни, если не включить бытовые, прикладные темы в его индивидуальный учебный план. Она настаивает на обучающей программе, которая называется “Независимая жизнь”. Например, как делать покупки в магазине или сортировать одежду для благотворительных организаций.
Но Синди уверена, что бытовые навыки Крис усвоит и дома. У каждого из ее четверых детей есть свой день, когда они помогают маме готовить ужин. День Криса – понедельник. Мальчик любит показывать гостям, как он сам готовит куриные грудки: морозилку, микроволновку, стол.
Больше всего маму волнует, как сын научится жить рядом с другими людьми.
Почти каждый день после обеда Крис и его друзья устраивают дома “спортивные состязания”. Одноклассник Дэн присвоил Крису звание самого быстрого бегуна класса.
“Вместе с Крисом я провел лучший год в своей жизни, – говорит Дэн. – Когда-то я думал, что каждому надо быть совершенным в том, что он говорит и делает. Но теперь я обнаружил, что люди могут быть разными. И вы учитесь, как с ними ладить”.

Элисон ШЕЛЛИ,  перевод  Овены КОРСУНОВОЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru