ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
2003 год объявлен в мире Годом людей с
ограниченными возможностями. Пройдут
разнообразные акции для изменения унизительной
ситуации, когда инвалидов считают людьми
неполноценными, убогими.
Это касается и образования, где дети с
ограниченными возможностями практически лишены
элементарного конституционного права – на
образование. Проблема и финансовая, и научная, и
психологическая. В разных странах, в разных
школах ее решают по-разному.
Это не им трудно учиться, а нам – учить
их
Так говорят датские учителя, когда
речь заходит о “детях со специальными нуждами”.
И может быть, поэтому им легче удается найти
взаимопонимание со своими учениками...
Классы выравнивания, группы коррекции.
Мы почти привыкли к этим понятиям, одних они
пугают, другие надеются, что именно так можно
справиться со всеми бедами в образовании.
Есть ли в датских муниципальных школах классы
выравнивания? Или в этой стране решают проблему с
отстающими как-то по-другому?
Конечно, дети и там учатся с разной скоростью,
ничем не отличаются от наших ребят. Некоторые
легко осваивают азы чтения и счета в шесть-семь
лет, а другие с трудом прочитывают небольшую
книгу в пятнадцать. И, безусловно, это заметно
очень рано, практически в первом классе.
Называют таких ребят детьми со специальными
нуждами. Обычно они учатся вместе со всеми,
только учителя им помогают больше, чем остальным.
В младших классах с ними работают (в то время
когда остальные ребята занимаются
самостоятельно) так называемые помощники
учителя: психологи, волонтеры или молодые люди,
решившие год поработать в школе, прежде чем
поступать в педагогический вуз. Работа с этими
детьми ведется в спокойном режиме: они задают
вопросы чаще других, так как не могут справиться
с заданием, и помощники всегда готовы подойти,
подсказать.
Иногда ученики старших классов той же школы
приходят на уроки к малышам, занимаются с ними
индивидуально.
Для более взрослых ребят создают и специальные
классы, но… не в той школе, где они учились до
этого. Детям со специальными нуждами предлагают
выбор: заканчивать свою школу или перейти
учиться в другую, которая расположена, как
правило, в соседнем городе. Мне удалось
побеседовать с классной руководительницей
одного из таких классов (Мердрупсколер, пос.
Эспергее – примерно в тридцати километрах от
Копенгагена) Анниметтой Йенсен.
В этот день Аниметта была озабочена тем, что ее
класс (девятый, выпускной) дает рождественский
спектакль для родителей. Шли репетиции, все
искали внезапно пропавшую кинокамеру – словом,
знакомая каждому педагогу деловая суета и
неразбериха, сопутствующая мероприятиям такого
рода. Тем не менее, услышав, что меня интересуют
занятия с проблемными детьми, она проговорила со
мной больше часа.
– Во-первых, мы называем их по-другому – дети со
специальными нуждами, – и это, на мой взгляд,
очень важно. Это не у них проблемы, а у нас, у
учителей. Ведь это нам трудно научить их! Однако и
дети, и их родители сильно переживают, если
приходится выбирать для учебы такой класс.
Безусловно, выбор остается за ними, но, чтобы
избежать душевной травмы, детям лучше перейти в
другую школу. И все-таки я в принципе против
создания таких классов, наверное, именно поэтому
и стала здесь классным руководителем.
Я делаю так, чтобы ребята ни в школе, ни потом не
чувствовали себя ущербными. Они очень
переживают, что не могут читать и писать, как
большинство других детей, что им трудно считать.
Всем ясно, что итоговые тесты они сдадут очень
плохо. Что же делать? Я увлекаюсь театром, мы
ставим с ними много спектаклей, делаем все своими
руками. Они очень талантливы, каждый по-своему, в
своей области. Именно потому, что я могу им помочь
увидеть свои таланты, я и работаю с ними!
Когда кто-нибудь из моих учеников начинает
переживать об учебе по основным предметам
(датский и английский языки и математика), я
говорю: «Кто из вас не умеет плавать?» Они
смеются: ведь мы живем на море, они все в воде, как
рыбки. «А я плавать совсем не умею! Что же, мне
из-за этого стесняться ходить на море?» Каждый
день я объясняю им: все люди разные – худые и
толстые, красивые и не очень, болтливые и
молчаливые… И от этого они не становятся лучше
или хуже других. Быть не таким, как большинство,
вовсе не означает быть плохим.
Дети не классифицируют друг друга по степени
успешности в учебе. Для них гораздо важнее
человеческие качества.
Но учат их этому взрослые, учителя, которые всем
своим поведением показывают: уважать можно и
нужно каждого человека. Даже если он допускает
двадцать ошибок на одной странице, даже если он
не может произнести ни одного слова, даже если он
слеп, не может передвигаться самостоятельно.
Да, все начинается с нас, с учителей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|