Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2003

Первая тетрадь. Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ

Платить учителям теперь будут иначе. Но как?

Пока и министерство, и профсоюз не согласны с предложениями правительства

Сегодня одним из самых актуальных вопросов в сфере образования является отмена Единой тарифной сетки и введение отраслевой системы оплаты труда. Не случайно первые в этом году парламентские слушания в Государственной думе, проведение которых запланировано на 14 января, будут посвящены именно этой теме.

Взамен ЕТС, как мы уже писали, теперь предлагается ввести для каждой отрасли (образование, здравоохранение, культура и т.д.) свои системы оплаты труда.
Различные ведомства, в том числе Министерство образования, разрабатывают свою схему оплаты труда, которая будет носить рекомендательный характер. Ведь согласно проекту Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, подготовленной Минтруда, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления при определении уровня ставок и должностных окладов, стимулирующих и компенсационных выплат работникам образования будут ориентироваться на собственные финансовые ресурсы.
При этом единственной федеральной гарантией остается минимальный размер оплаты труда, который на сегодня составляет 450 рублей.

Введение в действие отраслевых систем оплаты труда ориентировочно предполагается с 1 октября 2003 года. С этого времени предлагается повысить оплату труда в среднем в 1,33 раза.
По замыслу авторов концепции, отказ от Единой тарифной сетки и переход к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы позволят:
– повысить уровень оплаты труда всем категориям и группам работников, при этом самую существенную прибавку получат наиболее квалифицированные специалисты, которые определяют уровень работы организаций и качество обслуживания населения;
– более рационально использовать бюджетные средства;
– усилить ответственность регионов за обеспечение роста оплаты труда и уровня жизни населения.
Однако далеко не все разделяют столь оптимистическую позицию. Слово – специалистам профсоюза и Министерства образования.

Тарифные ставки должны быть гарантией, а не рекомендацией...

Галина Башкина, заместитель начальника Управления экономики Министерства образования РФ:

– Какой вариант реформы предлагает Министерство образования?
– Разрабатывая новую схему ставок и окладов, мы ориентировались на опыт западных стран, где оплата труда зависит прежде всего от уровня образования.
Базовые размеры ставок заработной платы (окладов) устанавливаются в соответствии с коэффициентами соотношений по уровню образования (количеству лет профессиональной подготовки). При этом за единицу принимается среднее (полное) общее образование.
Чем выше уровень образования, тем больше коэффициент, на который умножается исходная величина.
Так, по одной из схем расчета учитель со средним общим образованием будет получать 937 рублей, со средним специальным – 1218 рублей, бакалавр – 1312 рублей, дипломированный специалист – примерно на сотню больше. Максимальная зарплата – у магистра.
Второй принцип дифференциации – в зависимости от стажа работы. Предусматривается пять групп стажа: до 3 лет, от 3 до 8, от 8 до 14, от 14 до 20 лет, свыше 20. Переход в каждую следующую группу автоматически гарантирует повышение ставки: так, по одному из вариантов расчетов дипломированный специалист (выпускник вуза), проработавший в школе менее 3 лет, будет получать 1645 рублей, а после 20 лет – 2320 рублей.
Третий принцип дифференциации связан со сложностью труда, которая зависит от типа (вида) учреждения и от должности работника. Мы в своих расчетах опирались на последовательность реализации образовательных программ. Скажем, средняя ставка школьного учителя будет больше средней ставки воспитателя детского сада или педагога, работающего в Доме творчества, но ниже аналогичных показателей в ПТУ, техникуме или в вузе.
Так, по одному из вариантов средняя зарплата воспитателя детского сада – 1656 рублей, учителя общеобразовательной школы – 1793 рубля, преподавателя ПТУ или техникума (они оцениваются по одной категории) – 2034 рубля, вузовского работника – 3238 рублей.
– И все же предлагаемые вами ставки и оклады материальное положение учителя вряд ли улучшат – не те деньги…
– Сегодня главное – зафиксировать основные принципы, а в дальнейшем мы будем бороться за рост ставок и окладов, за углубление дифференциации.
– Как вы оцениваете правительственный проект Концепции реформирования оплаты труда работников бюджетной сферы?
– Мы считаем, что новая система, новые тарифные ставки, которые утверждаются на федеральном уровне, должны быть гарантией, а не рекомендацией. Это вопрос политический. В этом мы солидарны с профсоюзами и соответствующие предложения передали в Министерство труда.
А экономический заключается в том, что реформирование оплаты труда должно быть подкреплено такими объемами финансирования, которые позволили бы не только учесть рост инфляции, но и существенно увеличить межразрядные коэффициенты и действительно поднять статус учителя.

...Иначе у нас будет 89 систем оплаты труда учителей – по числу субъектов РФ

Галина Меркулова, заместитель председателя профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Действительно ли ЕТС себя изжила и ее следует отменить?
– Причина реформирования системы оплаты труда кроется не в недостатках ЕТС, а в стремлении федерального центра переложить все бремя финансовой ответственности на регионы и муниципалитеты.
ЕТС еще могла бы сыграть свою роль, если бы межразрядные коэффициенты между 1-м и 18-м разрядами составляли 10,7, как это было в 1992 году, и если бы осуществлялась ее ежеквартальная индексация.Так что дело не в ЕТС, а в подходах к ней.
– Каковы, по-вашему, возможные последствия реализации правительственного варианта реформы оплаты труда?
– Каждый муниципалитет (а их, напомню, порядка 12 тысяч) установит свои ставки и оклады. Если же будет принят соответствующий закон, то у нас будет 89 систем оплаты труда учителей – по числу субъектов Федерации.
Поэтому предполагаемое увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы в среднем в 1,33 раза в октябре 2002 года приведет, с учетом инфляции, к фактическому снижению реальных доходов как минимум на 7 процентов.
– В своих выступлениях министр образования В.Филиппов отмечал, что в условиях рынка зарплата педагогов не может быть одинаковой. Он ссылался на пример США, Канады, Германии...
– Профсоюз не может согласиться с установлением федеральных гарантий на уровне минимального размера оплаты труда, который является гарантией за труд неквалифированного работника и составляет на сегодня 450 рублей.
– В настоящее время профильным ведомствам поручена разработка новых тарифов оплаты труда. Как вы оцениваете схему, разработанную Министерством образования?
– Мы не согласны с предложениями Министерства образования, хотя понимаем, что несовершенство разработанной им системы обусловлено необходимостью уложиться в рамки повышения зарплаты в 1,33 раза.
С точки зрения профсоюзов, введение отраслевой системы оплаты труда в сфере образования целесообразно лишь при условии увеличения бюджетных ассигнований на эти цели не менее чем в два раза.

Материалы подготовила Ольга ДАШКОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru