Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ПЛАКАТ В ШКОЛУ 
 

Как победить школьный конфликт

Ты считаешь, что выяснение отношений – всегда зло? А что, если это возможность изменить их к лучшему?..

Ты помнишь, с каким чувством шел первый раз в первый класс? Новые друзья, добрая учительница, захватывающие открытия. Школа – это так здорово! Ты предвкушал интересную, веселую, настоящую взрослую жизнь, ведь правда?
Реальность оказалась несколько иной. Тем горше было твое разочарование. И это тоже правда. Вот он, первый конфликт, с которым ты столкнулся в школе. Болезненный разрыв между ожидаемым и действительностью. Этот конфликт ты давно пережил. И сегодня можешь взглянуть на него отстраненно и спокойно. Но задумайся: был ли он неизбежным? Можно ли было его исключить или смягчить? Что дал тебе первый жестокий урок?
Начало учебной деятельности – серьезная и нелегкая перемена в твоей жизни. Ни один нормальный человек не станет искать перемен от хорошей жизни. А тебе до школы жилось как раз хорошо! Социальное и культурное требование идти в школу и начинать усердно трудиться над получением образования принадлежит взрослым. Они думают о твоем будущем. Но тебе и так неплохо. Разве ты можешь размышлять в таких категориях, как «среднее образование», «социализация», «будущее поступление в институт»?
Хитрые взрослые специально создают притягательную картину интересной и престижной перемены в жизни, чтобы ты с нетерпением и торжеством отправился в школу. Взрослые не обманывают. Они создают идеальный образ, которому реальность не соответствует никогда.
Но в школе ты действительно встретил и новых друзей, и понимающих учителей, и некоторые вполне увлекательные уроки. Правда, реже, чем хотелось бы. То есть конфликт ожидаемого (идеального образа) с реальностью был неизбежным. Исключить и полностью преодолеть этот конфликт нельзя. А смягчить можно. Рисовать идеальный образ школы – розовый и безмятежный – не самая лучшая традиция. Он разоружает ученика. Если бы в представлении о школьной жизни заранее вводили героический, победительный сюжет: «Ты молодец, ты преодолеешь предстоящие тебе испытания, не испугаешься, не опустишь рук, тебя не стошнит от нудной ежедневной рутины», – то разочарований было бы меньше.
Итак, первый урок ты извлек: характер и острота конфликта зависят от того, как настроен, направлен и ориентирован вступающий в него человек.
Сколько раз ты уже сталкивался с различными конфликтами в школе? Сколько раз ты хотел все бросить и убежать куда глаза глядят, только бы не идти в класс. А ведь это значит, что ты всего-навсего просто настроен неправильно. И неконструктивно. С чего ты взял, что в школе не должно быть ни трений, ни противоречий, вообще никаких конфликтов? Вот тебя и колбасит, и всякое столкновение так болезненно.
На самом деле школьная жизнь чревата конфликтами на каждом шагу. Конфликт – это не какая-то исключительная неприятность, а норма совместной деятельности. И любой неприятный инцидент совсем не обязательно зло: через конфликт его участники могут установить более тесные взаимоотношения, добиться лучшего взаимопонимания, выйти на более высокий уровень взаимодействия. В совместной деятельности люди решают актуальные задачи, их позиции в общении непрерывно меняются, интересы не всегда совпадают, так что ссоры возникают непрерывно. Задача не в том, чтобы искоренить их, а в том, чтобы научиться правильно вести себя в конфликтном взаимодействии, добиваться конструктивного сотрудничества и разумных компромиссов. Это важно еще и потому, что твое общение с другими участниками образовательного процесса является обязательным. Каждый рабочий день, хочешь ты этого или не хочешь, есть у тебя настроение или нет, ты должен, обязан идти в школу и вступать в общение.
Помни: ты такой не один! Твои одноклассники и учителя тоже живые люди. И у них бывают перепады в настроении, плохое самочувствие, усталость, подавленность, личные неприятности. И все это они несут с собой в школу. Так что только осмотрительность, конструктивность и целесообразность помогут тебе выжить в школе.

Главный провокатор – скука

Другой очень важный момент: тебе не хватает впечатлений. Можно, конечно, не признавать эту проблему. Почему-то принято считать, что школьные годы – это богатая впечатлениями, насыщенная, интересная жизнь. Но ты-то знаешь, что это не так. И если взять достаточно большой отрезок времени и припомнить все твои перемещения, выяснится, что они укладываются в постоянные маршруты: из дома в школу, из школы домой, пару раз в неделю в группу иностранного языка (в компьютерный клуб, на курсы...), иногда в булочную, изредка к бабушке.
Все время одной и той же дорогой, которую ты уже не замечаешь. Перед глазами одни и те же картины, которые ты давно не воспринимаешь. В классе – одни и те же лица и все тот же вид из окна. Дома – уроки и телевизор. Иногда тебе кажется, что ты забыл самого себя. Чего-то хочется, а чего – непонятно.
Слушай: это же настоящий голод! Тебе нужен приток впечатлений. Но если ты пожалуешься родителям: мне скучно – вряд ли встретишь сочувствие. Тебе что, заняться нечем? А уроки сделал? Посуду помыл? Возразишь: уроки ты действительно не сделал и по дому не помог, мусор не вынес.
Не ной, помоги себе сам. Нет тут ничего сложного. Встань хотя бы пораньше и пойди в школу более длинной, непривычной дорогой. Сам удивишься, как повысится настроение.
Ты привык думать, что после уроков надо расслабляться. И забыл почему-то, что лучший отдых – перемена занятий. Даже если в школе ты вдруг перенес интенсивное интеллектуальное напряжение, все равно нужно включить мышечное напряжение, пусть твой интеллект отдохнет. Расслабься в спортивном зале. Что, денег не хватает на дорогие тренажеры и спортивные залы? Пусть так, но побегать вокруг дома ты можешь за бесплатно. Прояви активность! Сходи на выставку, позови друзей, наметь сам себе «архитектурный маршрут» по городу, не торчи у подъезда. С притоком новых впечатлений твое настроение и в школе станет ровнее. Ты создашь себе определенную гарантию от эксцессов. Ведь на дикие выходки (драку затеять, классный журнал спрятать, клея нанюхаться...) тебя тянет от маеты однообразия.
Тебе только кажется, что ты знаешь о школе абсолютно все. На самом деле школа – очень сложный организм. Известно ли тебе, кто участвует в образовательном процессе? Запомни сам и поделись с товарищем: в нем действуют четыре субъекта – ученики, учителя, родители, администрация. Где с размахом развиваются вертикальные (учителя – ученики, учителя – администрация, администрация – родители) и горизонтальные (между учениками, между учителями, между представителями администрации) виды взаимодействия. Практически в каждом из них могут возникнуть противоречия и конфликты. Тебя непосредственно касаются только два вида: один горизонтальный – отношения между учениками в классе и один вертикальный – отношения с учителями (твое и твоих одноклассников). Прочие виды взаимодействия и возможные в них конфликты имеют к тебе опосредованное отношение.
Как правильно поставить себя в классе, как выстроить взаимодействие с учителем, чтобы школьная жизнь не превратилась в кошмар, чтобы на уроки идти без страха, а школу закончить не только с крепкими знаниями, но и с самоуважением?

Для кого ты учишься?

В школьной жизни учителю приходится труднее, чем тебе. Причина очевидна: учитель за тебя отвечает, а ты за него – нет. Опять же обязанностей и ответственности у педагога больше.
Всякий конфликт возникает там, где существуют противоречия. Какие противоречия у тебя могут быть с педагогом? По большому счету в совместной деятельности у вас противоречий нет: цели, задачи, интересы общие. Ты хочешь получить образование, учитель хочет тебе его дать. Классический конфликт – это столкновение, борьба, соперничество конфликтующих сторон. У тебя с учителями объекта соперничества нет. Вам нечего делить. Значит, педагогические конфликты – конфликты особого рода. В чем их смысл? В личностной плоскости. Ты уже испытываешь чувство взрослости, хочешь быть признан в мире старших, а учителя не признают тебя самостоятельным и обращаются с тобой (действительно или лишь в твоем воображении) как с маленьким ребенком, ущемляют твои «взрослые» права. Ответь себе честно: а в чем проявлялась твоя взрослость? В нарочитой грубости, развязности, побегах с уроков? Тупиковый путь. Так тебе не удастся заявить о себе, заставить поверить в самостоятельную, ответственную личность. Учителя упорно будут продолжать считать тебя неразумным младенцем, за которым нужен глаз да глаз, не то без присмотра он наделает глупостей.
Ты возразишь: а если учитель резкий, способный унизить грубым словом, издевательски высмеять, мне что, терпеть молча, ничего не сказать и не сделать в ответ? И сказать, и сделать. Но что? Как поступить правильно? Ответная грубость, прогулы не помогут, а осложнят твое положение. Конфликт разрастется, в него окажутся втянуты родители и администрация, ты превратишься в хулигана и злостного нарушителя дисциплины. Но выход есть, причем соответствующий позиции взрослого, самостоятельного и рассудительного человека.
В ответ на грубое, унизительное замечание спокойно, сдержанно, исключительно вежливо скажи, что такое обращение оскорбляет твое человеческое достоинство, является психическим насилием и нарушает Закон Российской Федерации «Об образовании». Вот тебе подсказка: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся... Применение методов физического и психического насилия по отношению к ним не допускается» (Закон «Об образовании», статья 15). Покажи себя зрелым, знающим свои права человеком. Вот увидишь, учитель посмотрит на тебя по-новому.
Достаточно переменить взгляд на ситуацию, и неприятностей в отношениях с педагогом станет меньше. Один из типичных школьных конфликтов: тебе не по душе учитель литературы или химии, не важно. Она когда-то была не права, резко оборвала тебя или чем-то еще досадила. Ты в отместку перестал учить ее предмет, и конфликт из-за твоей постоянной неготовности к урокам перерос в хронический. Разве ты для учительницы учишься? Что получается: ты перенес обиду от педагога, но тебе этой обиды показалось мало, и теперь ты решил обижать сам себя. Зачем? Из наивного детского каприза? Пусть я останусь неучем, получу плохой аттестат, но ее предмет учить не буду! Глупо.
Что же делать? Ответ очевиден: подтянуть знания по спорному предмету. И пусть учитель не слишком уважительно бросит: «Наконец-то взялся за ум!» – а приятели начнут подначивать: решил исправиться, характера не хватило? Будь стоек, не обращай внимания на ерунду. Помни главное: ты работаешь для себя.
У психологов есть интересная методика, которая называется психокоррекционной метафорой. Типичные ситуации, провоцирующие конфликты учителя и ученика, обобщаются в сказочном сюжете, где новый взгляд на роли участников конфликта помогает переосмыслить неблагоприятные обстоятельства. Попробуй применить эту методику. Прочти маленькую сказку, в которой иносказательно говорится о конфликте ученика и педагога, и вспоминай ее в острые моменты.
«Жил-был мальчик, горя не знал. Но пришло ему время учиться. И отдали его в учение злой колдунье (другой не было, только эта могла научить всяким премудростям). Колдунья казалась мальчику страшной, всесильной и всезнающей. Нос, как клюв, глаза, как два пожара, откроет рот – жди беды. Чтобы окончательно не испугаться, стал мальчик пугать ее: то крикнет, где не надо, то слово обидное скажет, все царство они переполошили своими криками и угрозами. Услышала их добрая мудрая фея. Щелкнула пальчиками, и мальчик тут же увидел, что его колдунья только притворялась злой и жестокой. На самом деле под ее непробиваемым панцирем было ранимое, чувствительное сердце, которое по ночам, когда никого не было рядом, обливалось слезами от одиночества. Ведь его никто не любил так, как ему хотелось, и никому оно было не нужно, как оно того заслуживало! Кричала и делала устрашающий вид колдунья только для того, чтобы никто не догадался об этой печальной тайне. И тогда мальчик понял: не все, что кажется злым и жестоким, такое на самом деле. “Я сильный и смелый, – сказал себе мальчик. – У меня будет еще много побед в жизни. А эта – победа над больным, одиноким сердцем – мне не нужна!” И выдержал свое первое испытание на мужество и выносливость».
Не забывай также о старых, проверенных способах, помогающих успокоиться. Если чувствуешь, что вот-вот сорвешься, наговоришь глупостей, начнешь швыряться тетрадками, оскорбишь учителя и сильно повредишь самому себе, закрой глаза, сделай три глубоких вдоха, сосчитай до десяти. Не сжимай кулаки, наоборот, расслабь кисти рук и встряхни ими. Когда острый момент пройдет, сможешь спокойно обдумать ситуацию.
Не бойся быть любезным и благодарным. Открыто проявляй искренние чувства. Если урок был для тебя интересным, скажи об этом учителю, поблагодари его. Вам обоим будет приятно. Почему ты никогда не делаешь этого? Боишься, что в классе тебя сочтут подлизой? А подавлять в себе естественное доброе чувство разве не страшнее?

Не ловись на “слабо”!

Твои отношения с одноклассниками... С ними тебе как раз есть что делить. В старших классах нередки конфликты лидерства, в которых два-три героя и их «группировки» соперничают за первенство в классе. Или конфликт нескольких подростков между собой. Или противостояние одного-единственного с целым классом. Конфликты часто вспыхивают и из-за нарушения официального школьного распорядка и неписаных правил группового поведения. Сбежать с уроков вместе со всеми или остаться? Дать списать или нет? Травить новичка вместе с одноклассниками или защитить, перейти на его сторону? Смеяться над «ботанами» или самому стать «ботаном»?
Решать тебе. Но прежде ты должен понять, чего тебе на самом деле хочется, что для тебя лучше, полезнее, выгоднее, в конце концов?
Чувствуешь себя оскорбленным, когда учитель или родители говорят, что на тебя плохо влияют, что ты идешь на поводу у одноклассников... Каждому человеку хочется стать независимой личностью. Без этого нет самоуважения. Хорошо, что ты об этом мечтаешь. Но задумайся: нет ли у родителей и учителей серьезных оснований утверждать о твоей подверженности не самым лучшим влияниям?
Случалось ли тебе под давлением одноклассников совершать что-то такое, чего тебе на самом деле вовсе не хотелось и что принесло тебе только вред? Может, и не под прямым давлением, а из опасения, что приятели перестанут считать тебя «своим парнем», посмеются, если ты откажешься. Тебе, например, вовсе не нужно было сбегать с математики, ты был хорошо подготовлен к уроку, да и учительницу не хотел обижать, но ты «слинял» вместе со всеми, в итоге – неприятное разбирательство с вызовом в школу родителей. Зачем ты это сделал? Чтобы быть заодно, не противопоставлять себя группе? Для таких случаев существует очень обидное определение – «стадный инстинкт».
Задумайся: почему неформальное групповое поведение ориентируется на грубые, жестокие, циничные образцы и твоя совестливость, твои сомнения, твое нежелание обижать людей никак в нем не проявляются? И ведь ты был не единственным, кто поступил против своего желания и своей выгоды. Таких было большинство. Абсурдная ситуация: большинство скрепя сердце действует себе во вред, а жалкую пользу извлекает меньшинство, которое было не готово к уроку и подбило всех сбежать.
Они спрятались за вашими спинами. А ты не решился заявить свою позицию, твердо отказаться. Тактику отказа ты знаешь прекрасно, отработал ее до мелочей на родителях. Но ровесникам ты почему-то не умеешь сказать «нет!». Знаешь, что получается? Тобою манипулируют, пользуются те, кто предъявляет к тебе вредные требования, прикрываясь «товариществом» и «солидарностью», ловит тебя на «слабо!». Тебя бы обязательно поддержали многие, если бы ты твердо и спокойно заявил о своем понимании ситуации, о своих желаниях и нежеланиях.
Еще один типичный пример. Ты выполнял трудное домашнее задание, увлекся, просидел долго, но все-таки справился. Ты испытываешь законное чувство гордости, собираешься блеснуть на уроке. Но к тебе подскакивают несколько неформалов и уверенно требуют: дай списать по-быстрому!
Почему тебе трудно им отказать? Не будем рассматривать крайний случай, когда ты имеешь все основания их бояться, когда они угрожают тебе, терроризируют класс. Такие ситуации – за гранью нормальных школьных конфликтов и требуют вмешательства родителей, администрации и даже правоохранительных органов.
Речь о нормальных, а не экстремальных сложностях школьной жизни. Если разобраться, ты уступаешь халявщикам потому, что не уверен в своем праве отказать. В самом деле, почему именно к тебе пристают с просьбами: дай списать, дай тетрадку, дай учебник! А потом забывают вернуть, свою собственную тетрадь не допросишься...
Дело в том, что ты не определился с правильным пониманием товарищества и взаимопомощи. Ты слишком зависишь от мнения окружающих. Боишься, что тебя обвинят в жадности и эгоизме. А жадность и эгоизм тут ни при чем. На самом деле, разрешая списывать, уступая свои тетрадки и учебники, ты приносишь вред товарищам, потому что потакаешь их лени и безалаберности. На «дай списать» правильный ответ такой: «Не дам. Мне это не нужно, а тебе вредно». Но отвечая так, ты должен быть уверен в своей позиции. Если ты внутренне колеблешься, опасаешься, просители почувствуют твою слабину и дожмут тебя.
Оглянись повнимательнее: у вас в классе есть ребята, к которым никто не лезет с настырными просьбами. При этом никто не считает их жадинами и плохими товарищами. В чем их особенность? Во внутренней уверенности. Развивай в себе внутреннюю уверенность, и твое внешнее поведение изменится. Совет понятен?

“Никогда” говорить запрещено

В момент конфликтного столкновения остроту ситуации можно сгладить, а можно форсировать. Если ты хочешь ее сгладить, избегай «ТЫ-высказываний», пользуйся «Я-высказываниями». Не говори: «ТЫ обманываешь!» Говори: «Я чувствую себя обманутым». Не нуди: «ТЫ подвел, не принес мою книгу!» Скажи иначе: «Я в крайне затруднительном положении без этой книги».
Остроту момента не всегда надо сглаживать. В каждом реальном случае тебе виднее, как поступить. Ты считаешь, что для пользы дела конфликт нужно форсировать? Переходи на «ТЫ-высказывания»: «ТЫ обманул...», «ТЫ подвел...».
Избегай переходов на личности и обобщающих обвинений со словами «всегда», «вечно», «никогда». При необходимости можно сказать: «Ты подвел меня». Но нельзя говорить: «Ты вечно всех подводишь, на тебя никогда нельзя положиться!». Можно: «Ты обманул меня... ты не сказал мне правду...». Нельзя: «Ты лжец, врун, обманщик». Почему нельзя так говорить? Потому что конкретный конфликт тут же будет забыт. Начнется жестокая и бессмысленная перепалка. Оппонент будет защищать свое самоуважение и вспоминать все случаи с самого первого класса, когда он говорил правду и на него можно было положиться. Отношения вконец испортятся, а ты ничего не добьешься. Правило: обобщенные обвинения неконструктивны.
Если конфликты для тебя неприемлемы, если ты чувствуешь потребность примирять противоборствующие стороны и сглаживать инциденты, не скрывай эту потребность. Роль миротворца – самая благородная роль. Если можешь помочь, не бойся, не стесняйся и не раздумывай. Помоги. В следующий раз помогут тебе.

Куда обратиться за помощью:

Если у тебя возникнут проблемы, с которыми ты сам не сможешь справиться, и тебе понадобится срочная консультация, позвони:

  • Комитет за гражданские права.
    Тел. (095) 478-95-15.

  • Детская линия (для детей и их родителей).
    Тел. (095) 160-03-03.

  • Детская общественная приемная. Содействие защите прав и интересов ребенка в системе образования.
    Тел. (095) 923-12-46. www.kids.alledu.ru.

  • Родительский клуб “Спрашивайте – отвечаем”.
    Тел. (095) 374-71-83.

  • Аппарат уполномоченного по правам человека.
    Тел. (095) 207-39-69.

  • Российская организация телефонов экстренной психологической помощи (РОТЭПП).
    Тел. (095) 526-45-52.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru