ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
В том-то и состоит искусство педагога,
чтобы мелочь, рядовое событие превратить в
событие внутренней жизни ребенка.
В нашей учительской профессии есть такое время
года – зима... И учитель, для которого в жизни
ребенка нет мелочей, зимнюю поездку, даже самую
короткую экскурсию с детьми попробует построить
не так, как летом, потому что знает: здесь значимы
совсем иные вещи. Безмолвие зимнего леса может
оказаться для ребенка испытанием, а может –
встречей с собой. Учитель понимает: и ученик, и он
сам будут не такими, как в классе. Другими. Не
похожими на себя. И этим другим он дает шанс
состояться. Авторы этой странички совсем не
любители острых ощущений. Что же заставляет их
уводить ребят от домашнего тепла в холод дороги?
Как они готовятся к этому? Что обретают,
вернувшись в теплые стены школы?
Самое драматическое время года
Незнакомый город и знакомые книги.
Именно сейчас наступает лучшее время для их
встречи. Не взять ли с собой классическую пьесу
для долгих зимних вечеров?
Когда думаю, променяла бы я зимние
поездки с ребятами в разные города страны –
Углич, Коломну, Петербург – на такие же, но в
другое время года, то, ни на минуту не
задумываясь, говорю – нет. И дело вот в чем. Когда
еще в школе, в начале декабря, мы начинаем
собираться в путешествие, то первым делом
выясняется, что мы хотим столько всего увидеть,
потрогать, полазить, побегать, почувствовать,
понять и постичь, что трех-четырех дней, на
которые мы можем “оторваться от семьи и школы”,
решительно не хватает.
Шестиклассники – люди серьезные. Им кажется, что
все в их силах, а поэтому снег падает, мороз
морозит и лед звенит исключительно для них. Тогда
мы принимаемся скрупулезно, насколько, конечно,
хватает времени и сил, продумывать
индивидуальную траекторию путешествия каждого
участника поездки. То есть ребенок ставит перед
собой образовательные задачи и выполняет их,
работая каждый день то один, то в паре или
группой. Но вот наступает вечер... Зимний, а
поэтому долгий и темный. Иногда по-настоящему
холодный: “с сильными порывами ветра”. Что
делать? Когда мы в первый раз на зимних каникулах
поехали с шестиклассниками в маленький
заснеженный Углич, то еще в школе, составляя
программу путешествия, стали думать, какими
будут наши вечера.
Мы решили, что раз путешествовать с ребятами
будем по крайней мере до конца девятого класса,
то в самом начале нужно задать высокую планку
организации вечернего времени. Но конечно,
сомнения были.
Как сделать, чтобы вечера в путешествии стали
необычными, запомнились? Зацепила всех идея
домашнего вечернего театра. И дело пошло, да как!
– на меньшее, чем полноценный спектакль без
всяких там скидок, они решительно не соглашались.
Так и повезли мы с собой томики Гоголя и Пушкина.
В Угличе, а потом в Петербурге ставили “Ночь
перед Рождеством”, “Пиковую даму”.
Телевизионные “развлекалки” и дискотека
отдыхали.
Нам, взрослым, было важно подхватить интерес
ребят к игре, театрализации больших серьезных
произведений в нашем домашнем вечернем театре.
Конечно же мы играли для себя, сами были
зрителями и актерами, режиссерами и гримерами,
костюмерами и осветителями.
В те наши первые путешествия вложено было много
сил – и наших и ребячьих. Мы, учителя, люди
расчетливые и верим словам капитана Врунгеля:
”Как вы шхуну назовете, так она и поплывет”.
Каким будет у ребенка опыт первого
образовательного путешествия, какие культурные
нормы проживания он не просто примет от взрослых
(потому что “так надо”), а сам сотворит, как
проживет реальную жизнь маленького странника в
незнакомом городе, в деревянном доме со
скрипучими половицами, таким во многом будет
видеться ему следующий шаг. С воспоминаний
начинается движение к новой поездке.
И долгие зимние вечера с домашним театром, и
неторопливые беседы оказались нам очень с руки,
стало ясно, что русская культура, архитектура,
литература имеют времена года. Соборы и страницы
классических книг зимой иные, не такие, как летом.
В чем эта инаковость? Мы говорили об этом с
ребятами. В большей строгости, графичности линий?
В ледяной хрупкости отношений между героями
литературного произведения? Мы не стремились
найти единственно верный ответ. Да его и не могло
быть. У каждого складывался свой образ зимнего
мира, в котором мы живем четвертую часть нашей
жизни, так что его особенностей, прелести и
жестокости нельзя не замечать. И оказалось, что и
нам, и ребятам в этом зимнем мире долгими
вечерами увлекательно работается. Вот
попробуйте сами поставить “Пиковую даму” с
шестиклассниками в Петербурге летом – ничего не
получится. А в январе...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|
|
|