ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
В том-то и состоит искусство педагога,
чтобы мелочь, рядовое событие превратить в
событие внутренней жизни ребенка.
В нашей учительской профессии есть такое время
года – зима... И учитель, для которого в жизни
ребенка нет мелочей, зимнюю поездку, даже самую
короткую экскурсию с детьми попробует построить
не так, как летом, потому что знает: здесь значимы
совсем иные вещи. Безмолвие зимнего леса может
оказаться для ребенка испытанием, а может –
встречей с собой. Учитель понимает: и ученик, и он
сам будут не такими, как в классе. Другими. Не
похожими на себя. И этим другим он дает шанс
состояться. Авторы этой странички совсем не
любители острых ощущений. Что же заставляет их
уводить ребят от домашнего тепла в холод дороги?
Как они готовятся к этому? Что обретают,
вернувшись в теплые стены школы?
Ты выходишь, когда наступает ночь
Как, не уходя со школьного двора,
пятиклассники могут стать настоящими
первопроходцами, преодолевающими непростые
испытания
Кто хочет стать настоящим
путешественником в одиннадцать лет? Лучше
спросите, кто не хочет... Как стать настоящим
путешественником? Если ты пятиклассник и впереди
долгая школьная жизнь с экскурсиями, походами и
приключениями? Мы решили хорошенько
приготовиться к ней.
Перво-наперво сели вечерком вместе с детьми и
составили список, каким должен быть настоящий
путешественник и что он должен уметь делать.
Получилось, что он должен быть здоровым,
выносливым, уметь слушать, видеть и запоминать.
Обязательно должен уметь дружить, помогать и
выручать друга из беды, уметь работать в команде.
Знать карту, компас, уметь фиксировать и
обрабатывать информацию. А главное – никогда не
унывать и не пищать.
И вот чтобы проверить кандидатов в
путешественники на обладание этими качествами, в
самые крещенские морозы мы, учителя, вместе с
учениками девятых классов нашей педагогической
мастерской устроили пятиклассникам настоящие
испытания. Перед ними разделили ребят на восемь
команд. В каждую вошли и “ашки”, и “бэшки”. Так
мы перемешали классы, ведь ребята сами говорили,
что настоящий путешественник должен уметь
дружить, – вот и шанс подружиться с тем, кого мало
знаешь. Наш довод ребята приняли с пониманием, и
никаких “не хочу!” мы не услышали. Каждая
команда заранее выбрала себе звучное название и
собственный девиз. Зимним субботним вечером все
пришли в школу, и игра началась.
Командам предлагалось пройти десять
станций-испытаний и получить в маршрутном листе
после каждого выполненного задания отметку о
пропуске на следующий пункт. На станциях-то и
надо было применять знания, проявлять умения,
необходимые путешественнику согласно тому
самому заветному списку. Например, надо быстро
собрать рюкзак – на столах в классе разложены
самые разные вещи, часть из которых нужна в
походах и поездках. Не так-то просто в
одиннадцать лет, если ты до этого путешествовал
всегда с мамой, отобрать за ограниченное время
только нужное, разумно его расположить и
упаковать. Справились с этим заданием – бегом на
другую станцию, а там ваш друг попадает в беду и
ему срочно нужно оказать первую медицинскую
помощь: наложить шину, сделать перевязку, дать
нужное лекарство. Да еще быстро ответить на
медицинские вопросы, которые задают
девятиклассники. Следующее задание на ловкость
рук и бытовые умения: пришить пуговицу, вставить
резинку в штаны и вбить гвоздь в деревяшку. Были
станции, на которых предлагались задания на
умение думать (различные логические и
математические задачи), на внимание и память, на
умение общаться (используя возможность
английского языка, найти контакт в заграничном
городе). А были и такие станции, где нужно было
проявить умение брать ответственность на себя,
полагаться на товарища, быть смелым и терпеливым.
Представьте: всей команде, кроме одного человека,
закрывают глаза повязками, и этот один должен
провести своих друзей между столов, стульев и
шкафов в темном помещении так, чтобы никто шишку
себе не набил и со стола не упал. И наконец, ребята
попадали к «пиратам», которые на большом
спортивном комплексе спрятали свои мешки с
«золотом». Здесь нужны были сила, ловкость,
умение договариваться, уступать, а в чем-то и
отстаивать свою точку зрения.
После таких приключений пятиклассников ждало
еще одно испытание – картошка в мундире, лук,
чеснок, хлеб и вода на ужин. К своему удивлению, я
не услышала ни одного возмущенного вопля. Значит,
мы попали в точку – меню соответствовало общему
настрою. Но если вы думаете, что на этом все
закончилось, – ошибаетесь. Главное испытание
только начиналось.
Надо было тихо и быстро заснуть в классе на полу в
спальнике и на туристической «пенке». Причем
перед сном каждому кандидату в путешественники
задавали вопрос: «Хочешь ли ты пройти ночное
испытание на улице?» Январь. Холодно, темно. И
здесь очень важный момент – ребенок
задумывается, оценивает свои силы и возможности,
сам выбирает, идти или не идти. Он имеет право на
свое решение, и никто не может осудить его, каким
бы решение ни было. Сколько внутри, в душе,
противоречивых чувств: страх, любопытство,
желание себя проверить, преодолеть, борьба со
сном, ленью, азарт, пьянящее чувство чего-то
нового, быть может, неведомого или
недозволенного раньше.
Наступила ночь. Мы стали будить по очереди тех,
кто дал на это согласие перед сном. А потом (по
одному!) они отправлялись на улицу, где надо было
опять же выбрать, по какому из трех маршрутов
пойти – легкому, среднему или трудному. Маршруты
отличались друг от друга длиной, количеством
труднопроходимых мест и освещенностью. Почти все
выбирали трудный маршрут. Ребенок шел по ночной
улице один, изредка встречая наших постовых,
которые указывали ему направление движения. А в
конце маршрута, на школьном дворике, ребят уже
ждал костер с песнями под гитару, мандарин и
вафля как награда за смелость и мужество. Многие
не хотели уходить от костра, чтобы лишний час
поспать. Как это было здорово! Всего десять минут
один, в холоде и темноте, а сколько ощущений и
воспоминаний! Ну а те, кто не ходил ночью, были
очень огорчены, слушая утром рассказы товарищей.
Но они понимали, что этот выбор они сделали сами,
а потому винить было некого.
После игры многие ребята писали, что самым ярким
впечатлением стала та ночь, вспоминали, как
преодолевали себя, свой страх. Они поняли, что уже
многое умеют, но в то же время каждый увидел то,
что у него пока не получается, свои ресурсы и
перспективы. И это, на мой взгляд, дорогого стоит.
В воскресное утро на торжественной церемонии
каждый получил диплом и звание путешественника.
Как ребята радовались и гордились!
Так, несмотря на сомнения скептиков, наша задумка
испытаний на звание путешественника получилась,
а зимние условия ее осуществления добавили
больше возможностей для преодоления себя.
Понятно, что холодные и длинные ночи лучше
проводить в теплой домашней постели, а не в школе
и тем более на улице. Но ведь в путешествии всякое
случается.
Надо сказать, эта игра стала испытанием и для нас,
взрослых. Мы ведь по большому счету мало чем
отличались от детей – тоже преодолевали
усталость, желание спать, бытовые неудобства.
Тревожились за ребят, особенно когда у них было
ночное испытание. Конечно, это наш
профессиональный риск. Проще и спокойнее
провести уроки и забыть про школу и школьников до
понедельника. Но моим коллегам интереснее и
веселее вместе с ребятами придумывать необычные
формы работы, начиняя их нестандартным,
непредметным содержанием. Школа для всех нас –
это не подготовка к чему-то, что будет потом, не
уроки и экзамены, это начало путешествия по имени
Жизнь, путешествия, которое не кончается ни
летом, ни зимой.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|
|
|