Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ 
 

Овена КОРСУНОВА

В стороне от конвейера

История о том, как молодые инженеры с КамАЗа сами придумали школу Френе

Эта школа появилась в Набережных Челнах по инициативе родителей. История вышла необычная и по-своему поучительная. Все началось с «Инженерного клуба», действовавшего в конце 80-х при Камском автомобильном заводе. В клубе было много молодых родителей, которые и начали размышлять, какая школа нужна их детям. Изучали существующие педагогические системы, разбирали их достоинства и недостатки, наконец, придумали модель собственной школы. И тут встретились с книгой Селестена Френе, впервые тогда изданной на русском языке. Оказалось, французский педагог придумал организовать обучение почти так, как хотели инженеры КамАЗа. И воодушевленные родители решили дать своей школе именно его имя.

В 1991/92 учебном году пригласили знакомых учителей и социальных работников, провели серию семинаров. Здесь было решено, какие из педагогов придут в новую школу. Летом работа не замирала. Учителя и их будущие ученики (кто постарше) организовали подростковый клуб. Собирались, чтобы попробовать новые способы обучения. Например, были занятия по развитию памяти, конспектированию. Сюда приходили не только будущие «френята», но и другие юные челнинцы. Параллельно работал педагогический клуб. Взрослые отказались от выходных и отпуска, и в сентябре первые 60 детей стали учениками «экспериментальной педагогической площадки по системе Френе».
Сейчас, сменив не один статус, школа, придуманная молодыми инженерами, стала средней общеобразовательной под номером 85.

Ни звонков, ни расписания

Сначала в школе не было ни звонков, ни строгого расписания. В каждом классе учились 4–5 детей, и в одном кабинете обычно работали сразу несколько учебных групп, иногда объединенных общей темой, заданием. Никаких дневников, никаких отметок в баллах (были отметки цветом).
Прошло какое-то время, городские власти лишили школу статуса экспериментальной площадки. Это означало, что пора в полном объеме выполнять стандартные требования к организации учебного процесса. Появились звонки и уроки. Чтобы заполнить журналы, пришлось выставлять отметки. Но школе удалось сохранить свое лицо.
Прежде всего здесь нет учителей. Есть координаторы, взрослые и дети, которые отвечают за какое-то дело и могут помочь остальным.
На занятиях дети по-прежнему работают в разновозрастных группах, например: 4–6, 7–9, 10–11 классы.
Начиная с седьмого класса ребята сами решают, изучать конкретный предмет самостоятельно по индивидуальному плану или двигаться вместе с группой. Координатор-предметник помогает и тем и другим. Уровень изучения предмета (“стандарт” или повышенный) также выбирается подростком и его семьей. В аттестате уровень, конечно, не указывается. Но ученик сам знает, что стоит за его четверкой или пятеркой и в какой вуз можно пробовать поступать.
Детей, которые приходят в школу в первый класс или позже, никто не отбирает. Основной критерий для приема – желание родителей участвовать в воспитании и развитии своего ребенка. В конце учебной недели регулярно проводятся общие сборы, в которых участвуют дети, родители и педагоги. На общих сборах обсуждаются учеба, поведение класса, разные дела, или, как сейчас говорят, проекты (походы, театральные постановки, научно-практические конференции, литературные гостиные, проведение праздников). Здесь зачитываются доклады, проводятся награждения. Если проблема какой-то семьи не может быть вынесена на общий сбор, ее обсуждают отдельно, но снова три стороны: педагог или психолог, ученик, взрослые члены семьи.
Существует практика семейного координаторства. Например, третьеклассница Римма была в прошлом году координатором класса на неделю: отвечала за дежурство, подготовку класса к урокам. Мама, Альфира Рахиповна, помогала предметникам в работе с другими родителями и детьми. А в конце недели Римма и мама координировали общий сбор: отчитывались за проделанную работу, подводили итоги жизни класса, передавали координаторство следующей семье.

Свободные тексты

Это литературные миниатюры, в которых дети рассказывают о важном для себя: о друзьях, семье, животных, собственных наблюдениях, переживаниях, желаниях, планах на будущее. Тема текстов не задается специально, они пишутся не ради оценки учителя, а для того, чтобы быть прочитанными, понятыми другими людьми. В текстах просвечивают жизненные интересы ребенка, в том числе познавательные: отсюда могут появиться названия тем для более подробного изучения, план недельной работы ученика. Работать со свободными текстами придумал сам Селестен Френе.
В школе для занятий “свободными текстами” выделен большой кабинет. Он же компьютерный класс, он же типография. Что происходит на занятиях?
Вот группа 4–6 классов – тридцать человек. С ними работают двое взрослых координаторов и две десятиклассницы. Некоторые дети сидят за компьютерами, другие собрались за двумя большими столами, вместе со старшими. Все заняты.
Две девочки соглашаются объяснить мне, что здесь происходит. “Вот посмотрите, мы печатаем свои тексты на компьютере, потом можно будет почитать всем. Зачем столы? За этим тексты обсуждают, а за тем, где десятиклассницы, редактируют”.
Свой текст начинает читать Максим. Рассказ о котенке, который упал с балкона и разбился. После короткого молчания – негромкий разговор, в котором участвуют четверо детей и один взрослый.
– У меня была собака. Она стала старая и умерла.
– Старая – это не то. Он прыгал и потому упал.
– Нужно бы придумать правила безопасности для животных.
– Почему же упал котенок? (Вопрос взрослого.)
– Наверное, за ним не следили... Надо было смотреть, заботиться. За разными животными нужен уход.
Наконец решают: провести общий сбор, посвященный домашним любимцам и уходу за ними. На специальном листе делается запись: чей текст, о чем, вопросы к нему, что делать дальше.
А координатор сбора? “Наверное, ты, Максим?” Видно, что мальчик смущен, но не отказывается. Взрослый продолжает: “Аля, ты уже не раз была координатором. Поможешь Максиму?”. Девочка кивает. Максим улыбается.
После обсуждения автор и отправляется ко второму столу, где старшие девочки из редакции школьной газеты “Капля в море” помогают сделать правку. Теперь можно печатать!
Но что это? На доске уже висит несколько распечаток, и с ошибками! Оказывается, это полностью самостоятельные работы детей. Дело в том, что в начале занятия каждый сам решает, будет он дорабатывать принесенный черновик один или с помощью товарищей. Но в конце занятия тексты одиночек зачитываются в первую очередь. Ошибки и неловкие фразы, если они есть, будут замечены, и автор сам поймет, готов ли он все делать самостоятельно.

А достижения?..

Как оценить, насколько хорошо воспитывает и учит школа? Привычный критерий – так называемые достижения выпускников. Но выпускников пока не так много, и они еще только начинают свою карьеру. Среди них есть педагоги, психологи, специалисты по компьютерам, менеджеры, журналисты.
Сами родители считают, что главное, если юноша или девушка найдут свое место в жизни, максимально реализуют способности, осуществят мечты. Станут они при этом замечательными медиками, автослесарями, учеными или “просто мамами”, не так важно. У них за плечами опыт жизни в дружной, доброй школе. Они воспитаны так, чтобы откликаться на любую беду: нужно ли проводить в Чечню солдат, подправить ступеньки в подземном переходе или купить вещи младенцу Алеше, найденному прохожими на улице. Многие бывшие ученики продолжают помогать и самой школе: ремонтируют компьютеры, проводят учебные занятия и психологические тренинги. Возмущаются: “Какие мы бывшие, мы вот они, есть”. Наверное, правы. Ведь членом семьи можно стать навсегда.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru