СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Закон разрешает. Но есть еще и власть...
В начале девяностых, получив новый
федеральный закон, система российского
образования пережила период относительной
свободы. Его мы привыкли связывать прежде всего с
расцветом инновационных идей и проектов
педагогов-профессионалов, но это было далеко не
все. Уже тогда о себе заявили родители, готовые
принять самое активное участие в решении
серьезных вопросов, традиционно находившихся в
руках школы и ведомства, то есть готовые
выбирать, какими должны быть:
– философия, ценности обучения и воспитания;
– содержание образовательных программ и учебных
планов;
– система оценивания учеников.
Некоторые из этих людей в одиночку или с группой
единомышленников, чтобы отъединиться от
государственной общеобразовательной школы,
открыли собственные учебные заведения или
взялись обучать ребенка самостоятельно, оформив
документы на семейную форму образования.
Конечно, были сомнения: получится ли? Можно ли, не
владея педагогической профессией, стать
учителем для своих детей, тем более организовать
обучение чужих? Оказалось, что можно, и не так
важно, есть ли у тебя профессиональное
образование. Главное – педагогический талант и
желание не только учить детей, но и в первую
очередь учиться самому.
Скачки с препятствиями
В какую бы организацию ни объединились
родители-энтузиасты, пытающиеся сами дать
ребенку общее образование, с какой бы формой
собственности ни работали, они остаются в
нормативно-правовом поле российской
образовательной системы со всеми его
ограничениями и несоответствиями. Не всегда
здесь находится место здравому смыслу и
нормальным человеческим оценкам и отношениям.
Это тот случай, когда чиновник отдела
образования признает: «Как мать я вас понимаю, но
помочь ничем не могу».
Совершенно очевидно, что маленькие семейные
школы, находящиеся в муниципальной
собственности, будут первыми ликвидироваться на
волне реструктуризации городских школьных
систем. Даже включение в состав более крупного
заведения не спасает: семейная школа теряет свой
устав, свои организационные черты – перестает
быть собой. Именно с такой ситуацией столкнулись
герои нашего сегодняшнего очерка из Набережных
Челнов.
А ведь муниципальная школа семейного типа –
явление уникальное. Будь она частной, за порогом
навсегда бы оказались многие родители, чьи
доходы не позволяют оплачивать обучение. Быть
может, семейные школы нужно специально защитить
законом? Конечно, если они нужны нашей стране.
Оплата не предусмотрена
У тех, кто решает обучать ребенка в
семье, – тоже мытарства. Школы не слишком охотно
берут таких детей и родителей под свое крыло. Не в
каждом городе найдется хотя бы одна такая школа.
Бывает, директор согласится, а потом родители
сами забирают документы, видя, что из-за их детей
на учебное заведение сваливаются все новые и
новые проверки, как это было у Щетинина, когда он
начал принимать экзамены у архангелогородских
детей. Хотя законом это не запрещено – брать на
семейную форму образования ребят из других
областей. Поэтому и ездит на аттестацию в одну из
московских школ мальчик из Екатеринбурга.
Но даже если школу не преследуют за излишнее
новаторство, чья вина, если директор
отказывается брать заявления на семейную форму
образования?
Наверное, дело не только в его личном желании или
большом (больше десятка) количестве документов,
которые приходится заполнять администрации и
родителям. Но, например, и в том, что учителям,
которые консультируют ребят-«семейников» и
принимают у них экзамены и зачеты, оплата не
предусмотрена. Если школа берет с родителей
какие-то деньги за аттестацию и консультации
(такое бывает), то рискует быть наказанной за
незаконные действия (например, родители сначала
платят, а потом пишут жалобу в местное управление
образования). Может быть, лучше узаконить
денежный сбор, разрешив школе оформлять
консультации как платные образовательные
услуги? Именно так предлагают поступить
директора, которые уже работают с семейной
формой образования.
Разве нам не по пути?
Так получается, что сегодняшние
родители, взявшись учить собственных детей,
предпочли бы вовсе не иметь дело со школой,
государством и представителями
образовательного ведомства. Но это как раз те
люди, у которых сложилось зрелое, осознанное
отношение ко многим вопросам образовательной
политики и практики. Например, они готовы
обсуждать стандарт среднего образования и формы
аттестации, потому что видят, каково ребенку в
тех рамках, которые уже существуют. И они
надеются, что общеобразовательная школа
когда-нибудь станет открытым учебным и
культурным центром, где найдется место всем:
обычным ученикам, «семейникам», родителям.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|
|
|