Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ 
 

Учителя без всяких категорий

Семейная форма образования все больше распространяется в США и России. Она не претендует на то, чтобы стать массовой, но тем не менее число родителей, решающих практически отказаться от услуг школы, растет. (Дети осваивают общеобразовательную программу дома со старшими членами семьи или приглашенными учителями и сдают в течение года по индивидуальному графику зачеты и экзамены, необходимые для перевода в следующий класс.) Взрослые, решившие самостоятельно обучать своих детей, строят и разворачивают своеобычные варианты философии образования, ищут нестандартные образовательные формы. По прошествии времени, осмысляя и оценивая свой опыт, они начинают делиться им с другими, как это делают наши авторы.

История первая. Никудышный педагог

Евгений БЕЛЯКОВ – журналист, писатель – считает, что начальное образование дети должны получать в семье. Его первый “экспериментальный образец”, сын Никита, пошел в школу только в седьмом классе, а сейчас учится уже на четвертом курсе вуза. Подрастают еще четверо. Сегодня Евгений Александрович размышляет о том, что же стало залогом успеха его, казалось бы, странной затеи.

Я всегда интересовался философией, получил педагогическое образование. Но учитель – никакой. У меня никогда не получалось работать в классе. А когда взялся обучать своих детей на дому, результаты вышли хорошие. Так что можно точно сказать, что у любого другого получится не хуже.
Думаю, главная проблема родителей, чьи дети не ходят в обычную школу, – страх. Страх, что дети отстают (вот-вот отстанут) по программе. Что мы, родители, некомпетентны. Что вообще что-то не так. В результате выплескиваешь свое беспокойство на детей, на близких… Начинаешь делать то, что никак нельзя: сравниваешь своего ребенка с другими, которые учатся в школе, и с самим собой, которым ты был, когда сидел за партой. Но общая планка (тот самый стандарт) ни в коем случае не должна быть стимулом обучения, только тогда возникнут условия для формирования индивидуальности, цельности, самобытности характера, личности и судьбы.
Итак, основная трудность – в нас самих. Преодолев страх и предрассудки, осознав, что задача – найти настоящие мотивы учения, мать и отец делают важнейший шаг на пути к успеху. Глядя на мой опыт – опыт, по сути дела, любительский, рискованный, можно найти в нем прекрасный повод, чтобы прекратить волнения. От нашего брата не требуется гениальности. Нужно одно – самому любить знание, книги, науку и искусство. Не обязательно быть великим знатоком и эрудитом, но обязательно любить и стремиться…
Еще я понял: когда вы действительно хотите хоть чему-то научить своего ребенка, то как бы вы это ни делали, плохо в итоге не получится. Есть огромное число детей, которых в школу «забрасывают», потому что они дома никому не нужны. Но если родители задумались о семейном образовании, это уже значит, что с их детьми все будет хорошо.
Многие задумываются: а гены? Если дети мои, то и развиваться они должны с той же скоростью, что и я. Нет! У нас двое сыновей учились в одном классе, хотя по возрасту имели разницу в год.
Если в пятом классе или позже ваш ребенок придет-таки в школу, будьте готовы, что его начнут воспринимать как плод “эксперимента”, искать изъяны. Когда мальчики учились в восьмом, меня вызвали «на ковер» и предложили перевести старшего в школу для дураков. Я начал сомневаться, что был прав с семейным обучением. Утешало одно: восьмой – все-таки не пятый. Дети уже три года как в квалифицированных педагогических руках. Да и младший начал с пятерок по математике, а к чему пришел? К тем же самым тройкам-двойкам. Естественно, я волновался за детей и начал заниматься с ними математикой и русским.
В девятом самым страшным было сочинение (у старшего). Двойка могла появиться и за русский, и за литературу. Я сидел на лестнице у дверей школы, ждал, когда вывесят отметки. И вот заветный листок с результатами. Поразительно! Русский – 4, литература – 5! И я поздравил себя с тем, что несомненный литературный талант сына, столько лет остававшийся незамеченным в школе (потому что мальчик тугодум, левша, папин воспитанник), наконец проявил себя. Нужно было время!
После экзаменов сын совершил некий кощунственный ритуал. Он сжег учебник математики. Все лето в углу балкона лежала обгорелая тушка учебника. Ее мочили дожди, и я, выходя подышать свежим воздухом, вспоминал все, что произошло. Думал: до какой же степени можно заставить ребенка возненавидеть одну из самых красивых наук на свете! И сколько мне придется еще приложить усилий, чтобы он вновь ее полюбил.

История вторая. Один в поле не воин

Семейному образованию в Архангельске десять лет. Так получилось, что за него взялись сразу несколько семей. С тех пор они не только сохранили дружеские отношения, но и увлекли своими идеями других людей. Здесь лично знают Шалву Амонашвили, Михаила Щетинина, Александра Лобка, философа Юрия Линника. Если вы приедете в гости, непременно проведете бессонную ночь, зачитываясь книгами “Дети Индиго”, “Богатый ребенок, умный ребенок”, которые стали настольными для этих сумасшедших родителей. Конечно, сумасшедших, ведь они, имея троих-четверых детей, не считают себя многодетными, умудряются предыдущее образование дополнить психологическим, да еще создали целые две организации, представляющие их интересы.
Рассказывает “старшая мама”, руководитель Центра семейного воспитания и образования при Благотворительном фонде нравственной реабилитации человека “Иолоя” Елена ЛАЗАРЬ:

– Берясь за семейную форму образования, родители сталкиваются с множеством юридических, психологических, педагогических проблем, которые трудно решить в одиночку. Даже такое дело, как поиск школы для аттестации или оплата педагога-консультанта, лучше делать сообща. Наверное, именно поэтому сейчас существует тенденция к возникновению различных форм общественных объединений родителей, перешедших на семейную форму обучения. Например, это ассоциация Игоря Моисеевича Чапковского (Москва), которая насчитывает уже более пятисот семей. Мы же создали Общественное объединение родителей и педагогов (ООРП), которое стало своеобразным клубом для наших архангелогородских родителей, у которых есть ребята дошкольного и школьного возраста. Здесь всегда можно получить совет “старших мам”, которые уже прошли со своими детьми путь от первого до девятого-десятого классов, оставить с кем-то малыша.
Главным плюсом семейного образования мы считаем сохранение роли семьи в передаче и создании культуры, традиций. Важно, чтобы, подрастая, дети продолжали уважать родителей и удивляться их знаниям, а не видели в них только кормильцев, обеспечивающих едой и одеждой.
Сегодня это понимают не только в семьях, где, как мы, отказались от услуг школы. Для работы с “городскими”, как мы говорим, родителями и появился центр. Здесь можно познакомиться с такими формами общения и обучения, которые годятся практически в любой семье, независимо от уровня ее состава, образования, доходов. Мы отказываемся от репетиторства, но предлагаем психологические консультации, игры, семинары, погружения в предмет по методике Щетинина.
Вы не представляете, какой это необыкновенный опыт для ребят и их мам-пап – вместе чему-то учиться. Думаете, легко маме работать в группе и перестать контролировать собственного ребенка, который находится в той же комнате? Потом они выходят на улицу и перебивают друг друга: а помнишь?.. Это уже не бытовое общение, а содержательное. Чем его больше, тем более гармоничны отношения детей и родителей.

Телефон Центра: (8182)26-87-35


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru