СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Людмила БОРИСОВА,
профессор,
научный руководитель
федеральной экспериментальной площадки
центра образования “Пеликан”
город Бердск, Новосибирская область,
Екатерина КИРИНА
Настроение и тревоги не выбирают?
Заканчиваются снежные каникулы. Для
выпускников это последняя школьная зима перед
выходом на финишную прямую экзаменационного
марафона. Но почему значительная часть
старшеклассников с тоской и скукой дотягивают до
выпускных экзаменов?..
«С каким настроением ты чаще всего
ходишь в школу?»
– Людмила Глебовна, как вам удалось
составить картину настроений современных
школьников?
– Чтобы квалифицированно судить о
настроении, нам пришлось опросить 1600 юношей и
девушек, недавно окончивших школы Новосибирска,
Томска и Барнаула. В нашем распоряжении свежие
данные – ответы, как говорится, из первых рук.
Таблица 1
Распределение ответов старшеклассников на
вопрос
«С каким настроением ты чаще всего ходишь в школу?»,%
Взглянув на таблицу 1, учитель, который
всю душу вкладывает в учебный процесс, скорее
всего расстроится: всего-навсего двенадцать
процентов школьников с энтузиазмом и любовью к
учению работают на уроках. Ведь в пересчете на
один класс это три-четыре человека. А остальные?
Большинство (82%) понимает, что учиться надо,
никуда от этого не денешься. И настроение у них
нормальное. Прагматики нынче в моде: больше
внимания одним – нужным для вуза предметам,
меньше – остальным.
И почти в каждом классе (хорошо, если мы
ошибаемся, есть очень сильные классы) уныло сидят
или громко бузят один-два-три таких, кому
“велено” окончить школу. Мучая себя и других,
они с тоской и скукой дотягивают до выпускных
экзаменов. В старших классах их оказалось шесть
процентов. В средних классах – гораздо больше.
Учить до 9 класса по закону школа обязана всех до
одного, включая тех, кто интереса к учению не
испытывает и настроение имеет неважное.
– Но тогда получается, что это исследование
сообщает нам о митрофанушках? Правда ли, что не
остались они в прошлом и знаменитое “Не хочу
учиться, хочу жениться” все еще существует?
– Да, этот образ витает, поэтому “Недоросль” –
великое произведение на все времена. О “не хочу
учиться” – вы видите в процентах, а о “хочу
жениться” – разговор впереди.
– А влияет ли как-то успеваемость школьников
на их учебный настрой?
– Или успеваемость зависит от настроя? Здесь
трудно разобраться, что от чего зависит, это
лучше нас, может быть, знают психологи. Но связь
между этими показателями прямо
пропорциональная. Вот данные: здесь ни убавить,
ни прибавить. “Чем лучше одно, тем лучше другое”,
“Чем хуже это, тем хуже то”. Рассмотрите,
пожалуйста, таблицу 2.
Таблица 2
Влияет ли успеваемость школьников на их учебный
настрой, или успеваемость зависит от настроя?
Попробуем сравнить данные двух таблиц.
Среди полноценных хорошистов и отличников
процент имеющих хорошее настроение
увеличивается почти в два раза по сравнению со
средней величиной (12% в таблице 1): “Хочу
учиться”, – сказали 20% сильных учеников (таблица
2). Среди закоренелых троечников все наоборот:
коэффициент унылости даже утраивается, и
концентрация “тоски от школы” в их среде
возрастает с 6% в среднем (таблица 1) до 19% (таблица
2).
– Как страшно, однако, сортировать
школьников по успеваемости и собирать всех
“несознательных” и “отстающих” в одном классе
– не дай бог попасть в эту тоску зеленую…
– Преодолеть это болото дано не каждому. Каким
талантливым надо быть педагогу, чтобы
расшевелить хотя бы одного митрофанушку,
растормозить, вселить веру в себя: “Это вы
можете!”, поднять тонус, чтоб захотел учиться.
Нелегко это. И дело не в одном только настроении и
желании-нежелании учиться. Надо еще как-то помочь
преодолеть отставание и пробелы в знаниях. Здесь
нужны образовательные технологии экстра-класса,
помощь психологов. Это очень глубокая и
специальная тема, ею занимаются педагоги – она
не для короткого интервью.
– Если можно, несколько слов о самых
развитых и продвинутых школьниках, о
“звездочках”, как с любовью их величают учителя.
– Думаю, что в нашем скромном исследовании
отражается мировая тенденция. Ученые с помощью
многочисленных тестовых обследований доказали,
что в развитых странах 10–15% детей обладают
повышенной одаренностью: способностью к
воображению, отличной памятью, ассоциативным
мышлением, устойчивостью внимания, хорошей речью
и другими яркими проявлениями психики, тех или
иных слагаемых интеллекта.
Однако то, что дает природа, может приумножить
или, увы, уничтожить общество. Педагогическая
уравниловка, невнимание к стихийным проявлениям
таланта (“Сиди тихо! Тебе что, больше всех
надо?”), неумение увидеть и услышать самобытное,
а также методическая, технологическая
необеспеченность, а то и просто нежелание
“возиться” – все это на первичном,
непосредственно учительском и родительском
уровне не приумножит российскую талантливость.
– От чего же больше зависит настроение и
желание старшеклассников учиться – от их
одаренности или дело в талантливой организации
образовательного процесса?
– В большинстве случаев педагогический процесс
– решающий фактор желания учиться и хорошего
отношения к школе и учителям. Однако кроме школы
у подростка есть родители, друзья, увлечения, у
кого-то бизнес, необходимость подрабатывать,
собственные пороки и недостатки, гениальность
или представления о ней – вся полнота жизни с ее
восторгами и тревогами.
Что тревожит старшеклассников?
– Людмила Глебовна, если разговор
идет о тревогах, душевных переживаниях, может
быть, мы не у зеркала, а в социологическом
зазеркалье?
– Да. В зазеркалье находятся, пожалуй, не только
социологи, но и сами респонденты – те, кто
отвечал на вопросы нашей анкеты. Чужая душа –
потемки, а заглянешь в себя, тоже не очень-то
светло. “Надо б лампочку повесить, денег все не
соберем”. Помните, как это с иронией пел
Окуджава…
При ответе на вопрос “Что тебя тревожит, волнует
в настоящее время больше всего?” каждый человек
мог отметить несколько самых значимых
показателей, предложенных нами в анкете. Что
особенно тревожит – то и отмечали.
Предлагаем нашим читателям ранжированный список
тревог – чем выше процент, тем больше юношей (или
девушек) “проголосовали” за то, что вызывает
беспокойство. Отметим, что ответ “Ничего не
тревожит” дали всего полпроцента
старшеклассников – один из двухсот.
Таблица 3
Что тревожит в настоящее время. Можно было дать
несколько ответов
– Как показывает таблица, проблема
номер один для выпускников средних школ –
поступление в вуз. Это очень понятно и
естественно: конкурсы довольно высокие, надо
попасть в государственный вуз, да еще бы в группу
с бесплатным обучением, а еще лучше – со
стипендией. Но почему школьников беспокоит
работа? Ведь до окончания вуза еще далеко и до
работы доучиться надо.
– Для сегодняшних выпускников, без пяти минут
студентов, озабоченность получением работы (47,6%)
не такое уж отдаленное будущее. Многие школьники
(57% мальчиков и 39% девочек) имеют опыт
самостоятельных заработков, а студенческий
бизнес, всяческие подработки – дело обычное,
житейское и весьма распространенное.
В списке приоритетов оказалась тревога за
школьное образование (35%). Заинтересованность в
приличном “аттестате” оправдана. Отметки,
медали – вся эта аттестационная арифметика в
ходу, этому придают большое значение “вершители
судеб”. Ребятам важно состояться в жизни, и
большинство осознает, что учеба и работа –
надежная база. Поэтому и нужно постараться
успешно завершить свой школьный марафон.
– Для поколения, вступающего в
самостоятельную жизнь, как следует из таблицы,
далеко не безразлично, как сложится их судьба.
Интересно, а почему девочки обеспокоены своим
будущим, судьбой в гораздо большей степени, чем
мальчики, – 54 против 40 процентов?
– Трудно сказать, но кое-что можно предположить.
Будущее, мечта, судьба – что-то величественное и
таинственное, что “не дано предугадать”.
Девушки про это очень хотят знать заранее, многие
верят приметам, предсказаниям.
Социально-психологическая нагрузка, связанная с
судьбой, на девичью душу оказывает давление
больше, чем на сознание юношей, – надо не только
высшее образование получить, но и удачно выйти
замуж. А там – дети, квартира, семейный очаг.
Социологи в таком случае говорят: здесь
присутствует “гендерный аспект”. Мальчики и
девочки – существа похожие, но очень разные –
природа такова, и с ней надо считаться. “Гендер”
означает “пол как социальное явление”,
гендерный аспект – изучение влияния различий
между мужчинами и женщинами на их социальное
поведение и сознание, систему ценностных
ориентаций, самоопределение, на общественное
положение и так далее.
– Кстати, еще одно сильное различие между
мальчиками и девочками старших классов
проявилось в тревоге по имени “секс”. Хотя в
среднем секс интересует и заботит школьников
гораздо меньше, чем некоторые другие явления,
однако у мальчиков эта проблема выражена ярче,
чем у девочек (20% против 8,3%). Чем это можно
объяснить?
– Возможно, это легко объяснить
неравномерностью возрастного созревания
подростков. Все нормально, когда психическое и
социальное развитие не отстает от
физиологического. Когда нет зацикленности на
чем-то одном, когда присутствуют разные интересы,
которые уравновешивают личность.
Как социолог я отнесла бы высокую
встревоженность девочек относительно своей
внешности (24%) тоже к гендерным проблемам. И тогда,
по этим двум слагаемым “мужественности” и
“женственности”, юноши и девушки сравняются.
Пожалуй, педагогам можно взять в свой
педагогический арсенал эту тревогу и построить
на ее основе классный час, праздник, вечер,
демонстрацию моделей, конкурс красоты.
Вы заметили, что такой страшной тревоги, как
отсутствие друзей, почти никто не отметил. Это
волнует очень немногих (2%). Современная молодежь
в этом возрасте настолько коммуникабельна,
общительна, что не испытывает недостатка в
друзьях. “Школа”, “наш класс” – этот круг
друзей представляет большую ценность на долгие
годы.
– Гражданские интересы, озабоченность
судьбами страны и народа занимают умы молодых
людей. Треть юношей и четверть девушек указали на
эту тревогу. Это много или мало?
– Попробую ответить так: хотелось бы большего,
например, не 33, а 50 или 60 процентов. Но учитывая,
что гражданское, патриотическое или, назовем
по-старому, идейно-политическое воспитание в
большинстве общеобразовательных школ
отсутствует (а в старом, формальном,
авторитарном, пустозвонном виде пусть оно и
дальше не присутствует), треть юношей,
озабоченных судьбами России, – это много. Они
своим умом, без всяких подсказок и оценок поняли
и почувствовали, что надо что-то менять. Их это
касается. Тревожит. Скажем громкое слово – на
молодежь, у которой есть чувство Родины, можно
положиться. А школе есть над чем подумать. Многие
педагоги, правда, и без социологов это прекрасно
понимают. Однако… От понимания до хороших
результатов дистанция большая.
– Деньги. Озабоченность 30% мальчиков и 19%
девочек тем, как стать богатыми, довольно
понятна. Рыночная экономика дает шанс стать
богатым. Но почему такие вполне реальные
жизненные неприятности, как бедность и
недостаток средств, тяжелое материальное
положение, почти не волнуют школьников?
– На первый взгляд действительно кажется
странным, что всего только около 8 процентов
старшеклассников сказали, что их тревожит
недостаток материальных средств. Могу высказать
три объясняющих предположения.
Во-первых, несмотря на то что огромное
большинство людей живут в условиях социальных
лишений, говорить о бедности в российском
обществе не принято. Быть бедным непрестижно,
неловко, а молодым людям даже стыдно. Молодые не
кичатся бедностью, они хотят и стремятся жить
хорошо. Богатство становится средством
благовидной самоидентичности.
Во-вторых, как бы туго ни приходилось семье, детей
постараются накормить и одеть получше. Поэтому
дети не так остро чувствуют бедность, как
взрослые. Правда, семья семье – рознь. Кстати,
исследования показывают, что если подсчитать
стоимость того, что надето на дочери и на матери,
включая колечки, сережки, кулоны, то сумма
окажется не в мамину пользу – на дочери
экипировка подороже.
И в-третьих, более вероятное предположение:
семьи, чьи дети доучились до окончания средней
школы, не самые бедные. Родители, видимо, находят
средства, чтобы еще пять лет кормить и одевать,
обеспечивать книгами, мобильниками и
компьютерами студента, а то и двух.
По-видимому, и низкая тревожность относительно
жилищной проблемы тоже из этой серии. Вот когда
настанет время выходить замуж или жениться,
волнения, связанные с квартирой, займут сознание
не четырех процентов молодых людей, а половины.
– Можно ли приписывать подросткам слишком
идеализированное восприятие реальности? Почему
почти все выстраивают в уме картинки своего
безбедного будущего, хорошо оплачиваемой работы?
– Конечно, можно. Но вместе с наивным романтизмом
у многих просвечивает трезвый расчет,
прагматизм, а то и цинизм. Об этом говорят другие
наши исследования. Все мы дети своего времени.
– Мне показалось странным, что на первом
месте по ответам мальчиков оказалась тревога о
собственном здоровье (41,8%). При этом девочек,
обеспокоенных состоянием здоровья, оказалось
меньше (33,7%).
– Да, это очередная социологическая странность,
некий парадокс. Разговор о здоровье и его оценке,
если позволите, мы продолжим в другой раз. Это
очень актуальная тема.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|