КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД
Невыносимое очарование смутного
объекта
Толкование сновидений по Гончарову
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ. ОБЛОМОВ – В.СКВОРЦОВ
«...А то не могу проснуться, – разве когда
не станет уже мочи спать. Глаза заплывают
слезами, и лицо бывает измято. …И говорю со сна не
своим голосом».
Какой «свой» голос у И.И.Обломова? Уж двадцать с
лишним лет – цветистый голос Олега Табакова. В
расцвете застоя Михалков вывел нас из мрака
добролюбовского заблуждения и заставил полюбить
Илью Ильича, как только он любит его. Ну как
Табакова не любить? Вечная Casta diva, вечный покой
Обломовки с ее дурью и отетью («отеть – высшая
степень лени, отбойный тунеяд» – надобно сдуть
пыль с Даля).
Но можно услышать и другую Обломовку –
дзэн-буддистский рай.
Хотя какой уж тут рай – звучит во мраке что-то
угрюмо-акынское, утробно-этническое. Поначалу
слов не разобрать, а как разберешь – вздрогнешь:
«Летом, во вторник, умер покойник. Пришли
хоронить – он на лавочке лежит». Так начинается
спектакль Центра драматургии и режиссуры
А.Казанцева и М.Рощина «ОБЛОМ-OFF», поставленный
Михаилом Угаровым по собственной пьесе «Смерть
Ильи Ильича».
«Смерть…» – название сумрачно-правильное,
культурное, многообещающее для тех, кто понимает.
Зато неправильно-претенциозное «ОБЛОМ-OFF» сразу
обещает игру, а театр – кто понимает – прежде
всего игра. У нее, конечно, есть правила, но на то и
правила, чтоб их нарушать. Однако делить
плюсы-минусы спектакля не хочется: он очень
живой, и в этом его главное достоинство.
Да и стоит ли вообще что-то делить? «Дроби
придумали арабы. Чтобы делить. А что им было
делить? Чернотелому человеку в жарких странах,
голому негру – что делить? Неужто себя?»
Тем не менее «Обломов» поделен. Троекратное,
кругло-андрогинное «О» бестрепетно рассечено на
неравные дольки – на русский облом (опять сдуем
пыль: «Облом – все, что не цело, что обломано») и
ненашенский оff. Не встретиться им никогда? И кто
же, наконец, виноват: тонкое дело Восток или
тонкая штучка Запад?
Кто не спрятался – тот и виноват. А вообще все
двоится: тело-дело, жизнь-смерть, сон-явь, инь-ян с
места сошли, да не сошлись. Евразия-с.
Небритый евразиец Обломов (Владимир Скворцов) –
злостный нарушитель правил и приличий. Такому не
до лени: жизнь его – игра. Старый ребенок, русский
Винни-Пух, он знает: есть игры правильные –
салочки, пятнашки, жмурики (именно так, а не
жмурки) – и неправильные: депутатство, чтение
газет, шопинг в страшном Гостином дворе, да и
всякая другая суета: «Труд – наказание,
наложенное еще на праотцев наших. Добрые люди
любить его не могут и всегда от него избавляются,
где есть случай…»
Для себя философ нашел игру единственно верную –
сложить ладони домиком над головой: «Я в домике».
Кто спрятался, тот не виноват. А можно и подальше
спрятаться – под стол, под скатерть: всем домикам
домик.
В подстолье и застает его доктор Аркадий. Доктор
– отличное изобретение драматурга (у Гончарова
вы сего младофрейдиста не сыщете), блестяще
сыгранное Артемом Смолой.
Мы, собственно, уже были предупреждены о приходе
врача. Обломова пытались лечить
критики-ревдемократы, но Аркадий говорит
красивей – про душевные болезни – и ищет
название болезни Ильи Ильича, надеясь спасти его
одним только словом.
Но есть ли болезнь? И есть ли слово такое? Ведь
слово перестало быть Богом, да и не верит Обломов
в слова.
Словцо найдется к финалу, когда доктор окажется
более «гончаровским», чем те, кто вроде «ближе по
тексту». В том и парадокс талантливой пьесы, что
там, где автор щепетильно верен слову классика,
он от него дальше, чем в зонах свободных
импровизаций.
Между тем Угаров-режиссер пуще всего боится как
раз Ее Величества Хрестоматии и приложил немалые
усилия (порой наперекор себе драматургу), чтобы
вовсе стереть глянец.
Например, со Штольца (Анатолий Белый).
Гешефтмахер Андрей Иваныч, штуки-шпеки-немецки
человеки, бравирует с сильным акцентом:
«Вертеться каждый день, взад и вперед – это
секрет всеобщего блага». Но сам-то, очень добрый,
по сути, парень, в это не верит. Устал играть во
взрослого и умного в дурацкой Азии, в отчаянии
срываясь на немецкий лай. Ему бы оттянуться,
порезвиться с Илюшкой, как в детстве, – какой уж
антагонизм с Востоком.
Азиатскую душу должен воплощать Вечный Слуга
Захар (Владимир Панков). Но этот мелкотравчатый
бес-домовой, шут-провокатор только тюбетейкой и
шаманским воем на какой-то этнической дуде
присягает на верность Поднебесной да тянет на
себя обломовское одеяло. То есть халат.
Зато уж роскошно-буддийский халат-скатерть-саван
(фантастическое по красоте и выдумке творение
художника Андрея Климова) вполне самодостаточно
«играет» пышно-душную восточную идею, хотя
Восток с Западом так срослись, что не
разъять. И ориентальные мотивы сливаются с
«парижским» аккордеоном в музыке «Панквартета»,
которую вживе исполняет безнадеги маленький
оркестрик.
Живьем поют и Casta diva. Обломов, Штольц, доктор –
дурачась, каждый на свой лад, к вящему восторгу
зрителей.
Чу! Не кощунство ли? Не балаган?
Нет, споет – и всерьез – Ольга Ильинская. К
счастью для зрителей, у Анны Невской голос редкой
для драматического театра силы, но актрисе
непросто на этом мальчишнике жизни: драматург
потратил больше выдумки на мужские сцены. Словно
стесняясь лирики, любовную линию обозначил
пунктиром (ну да фильм-то все видели).
На протяжении трехчасового действа по мотивам
толстого, нечитаного романа зал то и дело
взрывается хохотом, но в антракте терзают
сомнения: как же после разудалой «Игры в
Облом-оff», чуть не капустника (чу!), перейдут к
«Смерти»?
Да – легко. Смерть является собственной
персоной. Это владычица домоткано-спящего
царства с пирогами да горькой на молодом
смородиновом листу, вдова Пшеницына (Ольга
Лапшина) со чады (на сцене – очень живые дети). Для
нее придумана инфернальная пластика и
зловеще-гремучая смесь языков народов экс-СССР.
Как заклинание, твердит она дремучую заумь из
письма старосты Обломовки Прокопия: «аки зыхалу
унесли так порхало дуде не бу пряснится донесут
щело» (культурный староста то ли Ремизова с
Крученых начитался, то ли лично с Петрушевской
познакомился). «Что за щело?» – спрашивает с
тревожной тоской Обломов. Захар заверяет: смерть.
А нам-то что за страшную сказку меж волком и
собакой рассказывают? Опять же Даль: «Облом –
нечистый, дьявол, некошный, домовой». Жмырь
какая-то, голядка, порхало дуде. Уж не на костях ли
классика пляшут? Ведь и до Ницше добрались: «Один
философ недавно сказал, что Бог, мол, умер... И что
с того? Ведь это одни слова, никто немчурёнку не
поверил!»
Похоже, драматург хотел не с чертями-домовыми, а с
немчурятами посчитаться, но Угаров-режиссер
по-обломовски правильно махнул рукой на это дело:
куды ж им за нами полезть? Выпил Штольц
рюмку-другую на смородиновом листу, да и развезло
бизнесмена. Что русскому водка, то немцу – off.
Вот и доктор, поначалу шиллер шиллером (с
игрушечной кобылкой в шкапу), ан –
пообломали-укатали московского сивку
петербургские врачебные тайны да гнилая вода.
Перед смертью Обломова постаревший доктор
назовет его болезнь, и это – спасибо М. Угарову –
не обломовщина, а жуткое Totus. Цельность.
Вот оно. Обломов – ТОТУС, ТОТ самый, целый.
Андрогин, хотя такой жмырью зрителя не стращают.
В отличие от половинок, четвертинок, 1/12 человека
ООО не может жить. И в этом его тоска, в этом –
мысль: «Не весь же человек нужен, чтоб сукном
торговать или чиновником быть. Только часть его
нужна. Куда ж остальное девать? Остаток – куда?
Некуда! Где тут человек? На что раздробляется и
рассыпается?.. Половинки, осьмушки, четвертинки...
И ни у одного ясного, покойного взгляда...»
Но драматург написал про цельность, а
Владимиру-то Скворцову сию умозрительность – на
сцене представлять. А как играть бедного Тотуса?
Это ведь не бедный Йорик, а самоцельность,
круглость.
Актер играет наше всё. Евразийское. Инь с яном,
ОБЛ – с OFF’ом в одном флаконе. Наивность, ирония,
стыд, нежность, кривлянье, малодушие. То дитя
малое, то без малого Лао-цзы. То псих
ненормальный, то ручной медведь (Пух), а то и
блаженный. (Но кому на Руси блаженней, чем
медведям?)
Итог – «глаза заплывают слезами». Словом, живее
всех живых. Не в том смысле, что другие мертвы:
просто он один жил правильно. Потому что – по
своим правилам, в домике. Но доктор прав: такой –
не жилец. Хотя вот уже и сам доктор складывает
ладони домиком над головой, и Штольц, и музыкант
на балкончике.
Нас же сразу предупредили: тут театр, игра.
«Пришли хоронить – он на лавочке лежит». Так что
и смерть Обломова – тоже игра. Кто не спрятался –
она не виновата. Да и это «ведь только литераторы
делают себе вопрос: зачем дана жизнь? И отвечают
на него. А добрые люди? Добрые люди живут, зная
себя, в покое и бездействии».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|