РОЖДЕСТВО
Пути Вифлеемской звезды
Из эпохи в эпоху, из страны в страну
С празднованием
Рождества в нашей стране, которое на Руси стали
отмечать с Х века, все более или менее ясно.
Сочельник встречали скромно и чинно, без
разгульного веселья, наступавшего в Святки. Тут
уж водили хороводы, гадали, рядились в страшил да
медведей, в «хари» и «рожи». Купцы разъезжали на
тройках, крестьяне ходили по деревням с песнями,
знать давала балы. Сам Петр Первый любил
захаживать в гости к вельможам, те, в свою
очередь, гуляли с императором до упаду, а иногда и
с опаской, дабы не навлечь на себя тяжелый батог.
Елизавета Петровна созывала двор на маскарад.
Вот что вспоминает об одном из них будущая
Екатерина Великая, 15-летняя княжна, только-только
приехавшая в Петербург из Германии: «Все мужчины
одевались женщинами, а все женщины – мужчинами;
правда, что нет ничего безобразнее и в то же время
забавнее, как множество мужчин, столь нескладно
наряженных, и ничего более жалкого, как фигуры
женщин, одетых мужчинами; вполне хороша была сама
императрица Елизавета, которой мужское платье
отлично шло… На этих маскарадах мужчины были
вообще злы, как собаки, и женщины постоянно
рисковали тем, что их опрокинут эти чудовищные
колоссы, которые неловко справлялись со своими
огромными фижмами…» Сама она ох как любила
шутовство да удаль! По Эрмитажу носились в
жмурки, колготились в кошки-мышки, разыгрывали
фанты, пели песни, а императрица отплясывала лихо
и величаво.
Московский люд сбирался в Сокольниках, Марьиной
роще, на ярмарках поглазеть на мистерию
«Рождественского вертепа»: двухэтажный театр
кукол и людей (вверху небо, внизу земля)
славословит Младенца, и Матерь, и свет звезды
Вифлеемской под молитвы к Марии да лубочные
песенки про царя Ирода.
Народился наш Спаситель,
Всего мира искупитель.
Пойте, воспойте Лики во веки,
Торжествуйте, ликуйте,
Воспевайте, играйте!
Отец будущего века
Пришел спасти человека!
…А потом можно и в Петровский парк –
себя показать, на других посмотреть. Эх! Царская
Русь канула без оглядки в Лету, а Рождество таки
вернулось к нам, да и иначе быть не могло…
Вспоминаются помаленьку и подзабытые
дореволюционные традиции. Теперь, начиная со
Святок и по Крещение, священники снова будут
«ходить в люди» для рождественского молебна.
Раньше делали так: оставляли письменное прошение
во храме, собирались большой семьей, накрывали на
стол и ждали священнослужителя у себя в тереме.
Ох, ну и прибавится хлопот у приходов! Зато каких
благостных.
В Европе, как водится, другие люди,
другой календарь, но нет никаких сомнений, что
они отмечают то же великое Событие, что и мы,
православные: Дева днесь Пресущественного
рождает. Но сама дата – 25 декабря – имеет
довольно путаную предысторию, поскольку стоит
она всего по прошествии четырех дней после
зимнего солнцестояния – важнейшего языческого
праздника. Поговаривают, что именно поэтому
древние римляне с легкомысленным восторгом
восприняли христианскую мистерию, спутав ее с
дионисийскими вакханалиями и сатурналиями…
Когда же все стало на свои места и выяснилось, что
Пан-то давненько запропал, взвыв тоскливо над
рекой, зазвучали рождественские гимны. Первая
рождественская песня, вероятно, была написана в IV
веке, и уже позже, в возрожденческой Италии,
зазвенели развеселые “caroler” – «танец под звон»
в переводе со старофранцузского. И хотя это
теперь не имеет значения, свечи, духовые
инструменты, дарение подарков были
позаимствованы у язычников: издревле огонек
свечи и нестройный гам духовых разгонял тьму как
в Риме, так и у кельтов и гуннов, а подарки эллины
дарили друг другу в день зимнего солнцестояния,
так же как и скандинавы, верившие, что дары
приносит невидимка. В современной Ирландии между
Рождеством и Новым годом объявляются Дни
Подарков. Воистину это самые сладкие, самые
долгожданные деньки!
Рождество – главный праздник, случалось даже,
что в Европе (как и в России в Крымскую войну)
между врагами на время праздников объявлялось
«рождественское перемирие» – и в наполеоновскую
кампанию, и в Первую мировую войну, – случившееся
в 1914-м и охватившее почти весь Западный фронт.
Рассказывают, что какие-то американские и
германские солдаты даже вместе молились, а
английский майор Пайн-Коффин приглашал бурского
генерала П.Бота на рождественский ланч, не говоря
уже об импровизированном футбольном матче между
немцами и англичанами на ничейной полосе,
упомянутом многими фронтовыми корреспондентами
того времени…
Кстати, о Германии: в этом году в канун
католического Рождества одна из старейших
немецких газет – «Bild» изменила своим правилам: в
этот день на ее страницах были опубликованы
только хорошие вести. И нет никакой борьбы с
международным терроризмом или экономического
кризиса. Только “все самое интересное,
занимательное и доброе”. Любопытно, вспомнили ли
они, что раньше к празднику немцы сооружали
пирамиду и только в XVIII веке первыми догадались
притащить с улицы благоухающую елочку? А было
так: монах св. Бонифаций, склонявший друидов к
христианству, решил собственноручно убедить
идолопоклонников, что дуб не является священным
и неприкосновенным деревом. Он пошел в рощу и
срубил один из дубов, а когда тот покорился, то
повалил на своем пути все деревья, кроме молодой
ели. Тогда Бонифаций воскликнул: “Да будет это
дерево деревом Христа”. В дальнейшем Рождество в
Германии отмечалось посадкой молодых елей.
Самое время перенестись в Англию. Хотя она и с
трудом примирилась с рождественской елкой –
ведь до XIX века ее заменяла “ветка поцелуев”,
имевшая форму двойного кольца, украшенного
гирляндами, зелеными ветвями, падубом, плющом,
яблоками, грушами, зажженными свечами и омелой, и
если девушка случайно оказывалась под этой
веткой, ее позволялось поцеловать. Зато как же
обойтись без английского пудинга! В прошлое
Рождество владелец лондонского ночного клуба
попытался за раз съесть 20 пудингов. На самом деле
Найджл Бонд с детства ненавидел это праздничное
кушанье. Пойти на героический поступок его
заставило желание собрать деньги на
благотворительные нужды. Все пожертвования
пошли в фонд организации, занимающейся
предотвращением жестокости по отношению к детям.
А вот если бы это был настоящий сливовый пудинг
образца XVII века, никто б ему не позволил пойти на
такое безрассудство – ведь раньше в него прятали
какой-нибудь символический предмет: монету или
наперсток, пуговицу или кольцо. Монета означала
богатство в новом году, пуговица – холостяцкую
жизнь, наперсток для девушки означал незамужнюю
жизнь, кольцо – свадьбу. Как правило, англичан
трудно поймать на безрассудстве, если бы не
рождественские пари: ежегодно они устраивают
конкурс на лучшее безумство в споре. Победитель
предыдущего – житель графства Суссекс,
поставивший пять фунтов стерлингов на то, что в
Рождество настанет конец света. Он всерьез
рассчитывал на грандиозный выигрыш в 50 миллионов
фунтов стерлингов, который думал получить... на
том свете. “Наш клиент искренне верит, что в
случае наступления конца света он отправится
прямиком в рай», – заявил представитель сети
букмекерских контор «Уильям Хилл».
Но сядем в самолет и перелетим океан: в США в эту
ночь улицы пустеют, магазины закрыты, и даже
хозяева кафе расходятся по домам: жарить индейку,
ждать Санта-Клауса (которого, кстати, Ватикан
думает запретить, ругая его за коммерческую
жилку и чрезмерную популярность, затмевающую
главное Событие). Зато в Лос-Анджелесе народу
полным-полно: по улицам марширует парад ангелов.
На самом деле это раскрашенные статуи и
скульптуры, но столь правдоподобные, что в сиянии
огней их и вправду легко перепутать с небесным
сонмом, спустившимся на землю.
Впрочем, все больше и больше американцев
стремятся в эти дни на юг, к экватору, на берега,
некогда восхитившие Христофора Колумба. И вот
она, гостеприимная Доминиканская Республика, где
в Пунто-Кана, на юго-востоке острова Гаити,
Атлантика сливается с Карибским морем, и на узкой
полоске песка, отделяющей океан от джунглей,
украсив пальму гирляндами, замечательно
смотреть за горизонт и думать о вечном. В столице
республики Санто-Доминго проводится
рождественский фестиваль традиционного танца –
меренге под песенки знаменитого местного поэта и
музыканта Луиса Альберта… Единственно чего
следует опасаться на Гаити – это языческого
культа вуду. В рождественскую ночь
любопытствующие и легко поддающиеся искушению
европейцы стараются просочиться на вудуистские
ритуалы. А теперь представьте себя на кладбище:
колдун произносит странные заклинания,
обращенные к барону Самеди, повелителю мертвых, и
птицы взмахивают черными крыльями своих
расшитых зеркалами одеяний – глупо как-то.
Зато Мексика – одна из самых христианских стран
в мире. Аж с 16 декабря, за девять дней до
Рождества, начинается праздник Посада, что
означает постой или ночлег. Посада посвящена
воспоминаниям о том пути, которым шли в Вифлеем
Дева Мария и святой Иосиф. В разгар Посады, 23
декабря, в городке Оахаке на центральной площади
собираются крестьяне со всей страны и выставляют
свои картины и скульптуры из редиски. Ночь с
23-го на 24-е так и называется – «Ночь редиски».
Сюжеты этих художеств просты – Рождество и
сценки из индейского быта. Выставка плавно
перерастает в народное гулянье. Все танцуют и
едят бунуэлос – поджаренные во фритюре и
подслащенные бутербродики, которые подают на
специальных глиняных тарелках. Посуду потом
разбивают – в предвкушении обновления, которое
сулит наступающее Рождество.
Празднование превращается в непрерывный
карнавал. Одно представление сменяет другое,
люди соревнуются в мастерстве и удали, страна
становится единой сценой. Кульминация торжества
– уличное шествие, главные участники которого –
дети. Они несут «пиньяту», сделанную из
папье-маше шестиконечную звезду, которую
взрослые набили подарками и сладостями. У этого
мексиканского обычая очень странная судьба.
Дескать, знаменитый путешественник Марко Поло
привез в Венецию китайскую забаву – глиняную
корову, внутрь которой были засыпаны семена пяти
злаков. Марко рассказывал, что на Новый год
китайские мандарины разбивали корову, а
высыпавшиеся из нее семена должны были
символизировать будущий богатый урожай. Из
Италии вместе с мореплавателями пиньята попала в
Мексику, где приняла форму звезды с шестью
углами, символизирующими шесть грехов.
Превратить грехи в сладости – вот в чем смысл
обычая. Ребятня выстраивается в очередь,
участникам завязывают глаза и дают в руки палку,
которой следует треснуть по игрушке, начиненной
сладостями. Попытка разбить звезду продолжается,
пока длится стишок-присказка, который хором поют
остальные дети и взрослые: «Давай, давай, давай,
Прицела не теряй, Если потеряешь, Дороги не
узнаешь. Ты ударил раз, Ты ударил два, Ты ударил
три, А теперь смотри.
Так за шутками и прибаутками, пением и
плясками в Мексике проходит Рождество. Под утро
все расходятся по домам, и семейный стол ломится
от угощений…
А еще Мексика в отличие от других христианских
стран продолжает не только обрастать новыми
традициями, но и заражать ими остальной мир. Так,
30 лет назад там стали выращивать растения с
красивыми красными огромными цветами,
называемыми «ночебуэна», то есть сочельник. Это
растение некогда произрастало только на древней
ацтекской земле, но уже давно пересекло границы
страны и встречается во всех уголках мира, в том
числе и в России. Цветение ночебуэны приходится
как раз на Рождество, так что на Западе сейчас это
растение — обязательная примета праздника,
которую можно увидеть в каждом доме. Сейчас
ночебуэну прививают и в России.
…Конечно, невозможно объять картину
праздничного веселья без остатка, а хочется. Что
уж и говорить, Рождество встречают всем миром, по
всему свету. Тут и итальянцы, съедающие
наперегонки виноград, и афонские монахи, истово
молящиеся, и французы, имеющие обычай
расцеловываться с прохожими в эту ночь, и юарские
христиане, пускающие к первой звезде гигантские
фейерверки, и болгарские пекари, начудившие
традиционный национальный пирог баница длиной в
100 метров, и австралийцы, седлающие
рождественскую океаническую волну на
сёрфинговой доске...
Даже те страны, что нам, христианам, пришей кобыле
хвост, стараются изо всех сил: в Арабских
Эмиратах под Рождество начинается ежегодный
карнавал и устраиваются верблюжьи скачки,
японский принц Акишино всерьез взялся за
изучение явления индеек в истории человечества,
а в Маракеше только в эту ночь женщинам позволено
гулять по улицам, нарядно разодевшись и смеясь.
Жители Средневековья праздновали Рождество до
самого Крещения, считая это время самым
безоблачным в году, когда вся нечисть отступает.
Памятуя слова царя Давида: «Хвалите Бога во
Псалтири и гуслех, хвалите Его во струнех и в
органех», люди поют, молятся, танцуют во славу
Господа Бога кто во что горазд. Где бы мы ни были в
этот день, что бы мы ни делали, как же непостижимо
радостно, что “С нами Бог, разумейте, языцы, яко с
нами Бог!”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|