Я ИДУ С УРОКА
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Нина ТЕЛЕЖУК,
преподаватель педагогической
гимназии и педколледжа
г. Екатеринбург
"С вами хочется делиться..."
“Здравствуйте, мои друзья-учителя
Вячеслав Михайлович и Мария Владимировна! Я вас
всех люблю (и ваших авторов тоже) и всем, к кому
тянется моя душа, не устаю рассказывать о вас.
Читаю взахлеб и «Пушкинские проповеди», и
«Педагогику для всех», и «Последнюю книгу», и
«Практическую энциклопедию православного
христианина». Плачу, радуюсь, восхищаюсь,
удивляюсь – старость, что ли? Не думаю. Просто это
все так близко, так просто, и так сложно, и так
чисто и искренне…
Знаете, с вами хочется делиться: не ждешь
насмешки, хоть и такой глупой себя иногда
ощущаешь...
О тех, кто рядом
У нас в гимназии рядом со мной чудесные
разные женщины – обе окончили архитектурный, а
работают в школе. Одна реставрировала храмы в
Верхотурье, теперь работает с младшими классами.
На уроках ко всем православным праздникам
поделки готовят, рисуют. Как она детей любит, а
они ее! «Ну разве я вправе их учить-то? Я только
могу подсказать что-то, да и то не всегда». Это
Елена Александровна. О ней писать – бумаги не
хватит, а главное – не сумею я. Подкармливает
кого надо, молится за всех, всех жалеет – и детей,
и взрослых, всех прощает. У меня это не всегда
получается, особенно со взрослыми.
А другая – Марина Владимировна (рисование и
черчение в средних и старших классах). То и дело
от нее слышишь: «Как же в школе интересно
работать! Скучать некогда – как на вулкане!»
А еще есть музыкант – Елена Николаевна, такая
женственная, мягкая, скромная, умная. Это она меня
пригрела, когда я только начала работать в
гимназии. Всегда появляется в нужный момент и
слово нужное скажет.
Как я их всех люблю! И даже о директоре писать
легко, хоть и сложно: да, властный человек, но если
учитель чем-то загорелся, она это видит и
поддерживает.
О моих взлетах и падениях
Когда я только пришла в школу, мне
сначала казалось, что я все понимаю и легко могу
об этом написать. Но чем больше работаю, тем
сложнее мне это делать...
С одиннадцатиклассниками читаем письмо девушки
в «Первое сентября». Обсуждаем важность
правильного выбора вуза, профессии. А у меня один
мальчишка (юноша, конечно) спрашивает: «А вы сами
с радостью идете на работу?» Я говорю: «Да!
Вспоминаю твои глаза – и лечу». И как-то урок
прошел задушевно.
А урока через три – полный провал. Соединили два
разных класса (учителя болеют), а эти классы,
оказывается, негласно конкурируют. Удалось
кое-как начать, хотя если бы меня вовремя
предупредили об их конфронтации, то я бы с
какого-нибудь лихого социоигрового задания
начала.
Только урок начался – стук в дверь. Впускаю троих
мальчишек, а они фотографии девочек принесли
(увеличивали для своих альбомов на выпускной 9
класса). Тут параллельный класс – все на дыбы!
Девочка новенькая была на том уроке, так она
сказала: «Детей из зоопарка выпустили». А
мальчишки как раз выпендривались для девочек из
другого класса: не перед своими же кокетничать!
Смотрю я на это все и молчу – орать противно.
Отпустила их на десять минут раньше: ора не
выдержала.
Ух, как я себя ругала потом, сколько ошибок нашла,
мысленно смоделировала урок с учетом всех
неожиданностей... Но что случилось, то и
случилось. Все-таки в этом хаосе я что-то увидела,
услышала. И мне урок – не расслабляться, на
здоровье не списывать.
Злишься на свою слабость. С другой стороны, если
бы все уроки у меня шли гладко, зазналась бы,
наверное. А так – нет-нет да учусь. Бесконечно
интересно. Люблю я их. Господь посылает мне этот
бесценный дар и дает силы.
Как мы друг другу помогаем
Работа в школе здорово помогает
преподаванию в педколледже. Думаю, одно без
другого уже трудно представить. Свои провалы в
школе я от студентов не скрываю, и мы вместе с
теми, кто практику прошел или проходит, эти
ситуации подробно разбираем. А они мне свои
истории рассказывают. Так мы друг другу помогаем
набираться опыта.
По-разному складываются отношения со студентами
из разных групп – одни идут на контакт легко,
другие – с трудом. Всего у нас 15 встреч в году.
Пытаюсь их использовать по максимуму. Но, к
сожалению, не всегда это удается. А изнутри школы
остро понимаю и чувствую, что самое главное –
умение выстроить общение ребят друг с другом, а
учебная тема – всего лишь повод для этого.
На Ганиной яме
Недавно с детским православным хором
ездила на Ганину яму, где захоронены останки
царских мучеников. Наши дети пели...
И вы знаете, как будто груз упал с моих плеч: ведь
студенткой я училась в здании, где расстреляли
царскую семью. Представляете, в том подвале мы
смотрели спектакль по Лорке «Дом Бернарды
Альбы»?! Наш курс, только другая группа играла.
Мне кажется, что мы все расплачиваемся за этот
грех.
На месте захоронения теперь стоят деревянные
храмы. Березовая роща, часовни, снег, эта яма,
крест возле нее... Я исповедалась, причастилась,
так легко стало...
P.S. А вот приписочка для тех,
кто делает «Первое сентября». Нам так нужна
именно эта газета, которая с таким уважением,
любовью и доверием относится к учителю и к
ученикам. «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные
ученики!». Разве это уже не поддержка тем и
другим? Перечитываем от корки до корки. У вас свое
лицо с умными глазами Симона Соловейчика, с
тонкой его душой и сердцем, наполненным любовью
всех, кто делает эту газету.
С уважением,
все ваши екатеринбургские читатели.
Рисунок Евгении ДВОСКИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|