МИНИСТЕРСТВО-КОЛЛЕГИЯ Бюджет образования-2003:
Денег на 22% больше, чем в прошлом году.
И в три раза меньше, чем требуется на деле
На последней в минувшем году коллегии
Министерства образования специалисты
анализировали показатели бюджета России на 2003
год в части финансирования подведомственных
образовательных учреждений и строили
экономические прогнозы на ближайший год.
Самым важным достижением в сфере
бюджетного финансирования образования является
стабильная финансовая поддержка федеральных
целевых программ (ФЦП). По свидетельству
Владимира Филиппова, расходы на этот раздел за
последние 4 года возросли в 27 раз и составят в 2003
году 3739,92 млн рублей. По прогнозам первого
заместителя министра образования Григория
Балыхина, за счет инвестиционной части ФЦП (это
доля средств, направляемая на строительство и
реконструкцию) в 2003 году удастся ввести в строй 70
новых объектов – учебных корпусов, общежитий,
домов для преподавателей.
Лидером по части расходов является “Федеральная
программа развития образования”, на которую
предусмотрено 1826 млн рублей. Немногим меньше
запланировано на программу “Развитие единой
образовательной среды” – 1500 млн рублей.
А замыкают список программы “Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на
2001–2005 годы” с финансированием в размере 15,4 млн
рублей и «Здоровый ребенок» – около 6 млн.
Теперь в бюджет образования вписана совершенно
новая статья расходов – приобретение
спортивного оборудования и инвентаря для школ на
сумму 300 млн рублей. Еще столько же планируется
выделить из региональных бюджетов. Как известно,
значение спорта в нашей стране растет не по дням,
а по часам, и скупиться на эти цели просто грешно.
Вопрос в другом: 600 млн рублей – на мячи, лыжи и
теннисные корты – это много или мало?
Скажем, на гранты молодым ученым предусмотрена
сумма в объеме 91,8 млн рублей, на развитие
приборной базы – 141,3 млн рублей (раздел
“Фундаментальные исследования и содействие
научно-техническому прогрессу”). А на
переподготовку и повышение квалификации
работников образования планируется выделить...
всего 52,3 млн рублей.
Будет ли способствовать такое распределение
финансирования решению стратегических проблем
кадровой политики в области образования?
Ответ очевиден. Особенно если проанализировать
расходы на оплату труда работников
подведомственных министерству учреждений. На
эти цели запланирована сумма в объеме 2339,5 млн
рублей, с учетом повышения зарплаты с 1 октября 2003
года примерно на треть. Еще 1391,3 млн рублей
потребуется на троекратное увеличение доплат
профессорско-преподавательскому составу вузов
за наличие ученой степени: соответственно
кандидаты наук обогатятся на 600, а доктора – на 1000
рублей. Выступая на VI съезде ректоров в МГУ,
Владимир Путин прокомментировал это повышение
словами: “Пустячок, а приятно”. Однако, для того
чтобы добиться даже такой пустячной прибавки,
Министерство образования провело с Минфином ряд
длительных и сложных согласований.
Правда, повезло отнюдь не всем. Например, мастера
производственного обучения и директора ПТУ и
колледжей так и не увидят доплат в общем размере
1434,1 млн рублей: переговорный процесс в отношении
этой категории сотрудников не принес желаемых
результатов.
Придется затянуть пояса и, может быть, даже
заняться йогой учащимся ПТУ и школ: ассигнований
в размере 6943,6 млн рублей, покрывающих
компенсационные выплаты на питание, в казне так и
не нашлось. Как не нашлось и 1 млрд рублей на
компьютеризацию школ, интернатов, ПТУ.
В следующем году, как и все предшествующие годы,
начиная с середины 90-х, так и не удалось
обеспечить средствами ряд предусмотренных
действующим законодательством социальных
нормативов, таких как льготы по оплате
коммунальных услуг сельским учителям, оплата
льготного проезда учащихся и т.д.
Взамен расчетливый Минфин предложил не в меру
прожорливой и подвижной молодежи удвоенные
стипендии: с 1 сентября следующего года студенты
вузов будут получать 400 рублей ежемесячно,
учащиеся ПТУ – 140 рублей. Только навряд ли этих
денег хватит на поездки или даже на элементарное
пропитание.
Утешает лишь то, что учащиеся если и
проголодаются, то по крайней мере не замерзнут в
общежитиях: на плату коммунальных платежей в 2003
году запланированы средства в объеме 2120,1 млн
рублей, что на 27% больше показателей 2002 года.
Общая сумма расходов по учреждениям
Министерства образования в 2003 году составит 69 598,4
млн рублей, что на 15% выше показателей минувшего
года и... почти вдвое меньше реальных
потребностей, которые, по расчетам специалистов
(без учета затрат на ФЦП), равны 129,5 млрд рублей.
Расходы федерального бюджета на образование (по
всем ведомствам) в следующем году составят 97,6
млрд рублей, что на 22% больше плана 2002 года.
Расходы консолидированного (федерального+
региональных) бюджета-2003 на образование
достигнут 498,6 млрд рублей, что на 29% больше
плановых показателей 2002 года. Доля этих расходов
соответственно возрастет и в составе ВВП – до 3,9
процента в 2003 году против 3,5 процента в нынешнем
году, опережая все остальные отрасли, включая
оборону. Кстати, такая тенденция сохраняется
начиная с 2001 года.
Для объективной оценки этой статистики
необходимо вспомнить, что в первоначальных
проектах концепции модернизации образования
содержался тезис о том, что государство
обязуется тратить на образование не менее 4,5% ВВП
и ежегодно увеличивать свои расходы на
образование из федерального бюджета минимум на
25%.
В окончательном варианте документа,
утвержденного в октябре 2001 года, эти тезисы
наряду с некоторыми другими, определяющими
экономические обязательства государства перед
отраслью, были вычеркнуты. И как видим, не
случайно: показатели нынешнего года не
соответствуют указанным параметрам.
Еще более неутешительны прогнозы на период после
2003 года. Дело в том, что 26 декабря распоряжением
премьер-министра Михаила Касьянова образована
Комиссия Правительства РФ по вопросам
оптимизации бюджетных расходов.
Председателем комиссии назначен вице-премьер,
министр финансов Алексей Кудрин, заместителем
председателя комиссии – глава
Минэкономразвития Герман Греф. Федеральным
органам исполнительной власти и иным
получателям средств федерального бюджета
поручено предоставлять информацию,
запрашиваемую комиссией, и при необходимости
участвовать в ее работе.
По мнению Владимира Филиппова и Григория
Балыхина, Министерство образования кровно
заинтересовано в том, чтобы самостоятельно
разрабатывать предложения по оптимизации (то
бишь по сокращению) расходов на образование, не
дожидаясь «инициативы» сверху. Но такой вариант
вряд ли пройдет. Ведь следующий год – последний и
решающий перед выборами президента и Думы. По
идее ни законодательная, ни исполнительная
власти не заинтересованы в непопулярных
действиях по отношению к социальной сфере.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|