ШКОЛА И ВЛАСТЬ Политика образования-2003:
Прогноз и перспективы
Финансы, хозяйствование и экономика:
школа станет беднее
На 2003 год выпадут, наверно, самые сильные
испытания школьного хозяйствования.
Из-за разобщенности действий правительственных
ведомств именно на 2003 год придутся все возможные
перемены в системе обеспечения школы.
Отмена Единой тарифной сетки и болезненный,
мучительный переход на отраслевую систему
оплаты труда с возможным резким падением уровня
заработной платы, которая станет напрямую
зависеть от уровня доходов региона. По мнению
депутата О.Смолина, от этого перехода учитель
станет только беднее.
Ведь повышение заработной платы предстоит лишь в
октябре и всего на 30%, что, по прогнозам, меньше,
чем повышение цен и инфляция.
Как вы помните, правительство недавно предложило
законопроект по переводу учреждений в статус
«государственных муниципальных некоммерческих
организаций». И это совпадает с введением новой
системы межбюджетных отношений: выплата
заработной платы с уровня региона, с
одновременным, надо полагать, вхождением
субъекта Федерации в состав учредителей школы.
При этом все расчеты производятся по-прежнему,
через казначейство, то есть никакой свободы
хозяйствования у школы нет.
При этом налог на прибыль (25%) с дополнительных
образовательных услуг не снят. Это означает, что
в одних школах, где платежеспособность родителей
низкая, качество обучения упадет, потому что по
существующим тарифам учить качественно просто
некому, а если повысить стоимость услуг, чтобы
покрыть 25%-ный налог, – такие деньги родители
платить попросту не смогут. А в других школах
стоимость дополнительных образовательных услуг
поднимут, и это приведет к дальнейшему
расслоению школьников на богатых и бедных.
При этом финансовый норматив будут усиленно
привязывать к государственному
образовательному стандарту, то есть к
минимальному содержанию, которое от этой
привязки станет раздуваться до немыслимых
размеров. Прибавка к нормативу будет
несущественной, а перегрузка детей –
значительной.
Экономисты, которым по долгу службы в
правительстве или в экспертных кругах
приходится иметь дело с образовательными
чиновниками, посмеиваются над неуклюжими
попытками образовательной бюрократии
обосновать экономические условия школьной
жизни. Никто, например, не понимает, как на
экономическом языке объяснить несоответствие
ресурсной обеспеченности и перегрузки
школьников.
– Если сегодня школа получает 30% от своих
потребностей, то почему ученики перегружены? Они
должны быть недогружены на 70%, у них должна быть
масса свободного времени... Или финансируется
что-то другое – не обучение?
В этом загадка школьной экономики.
Поэтому нелепо соединять государственный
образовательный стандарт и финансовый норматив
в образовании.
Оценивать объем финансирования школы по
выполнению учебного плана, мягко говоря,
некорректно, потому что в школе учебный план
выполняется независимо от финансирования.
Только дается это рабским трудом учителя,
превращающего ученика в такого же раба
программы.
Но если закрепить это явно не экономическое
положение, то есть законодательно утвердить
зависимость финансового норматива от
образовательного стандарта, школа станет еще
беднее.
Принятие стандарта приведет к
появлению школьной полиции
А поскольку усилия правительства и
депутатов направлены на скорейшее принятие
законопроекта о государственном
образовательном стандарте, то удавка на школе
затянется еще туже, потому что какое-то время
чиновники будут разводить руками и недоумевать:
– Ну как же так, мы уже и закон о стандарте
приняли, а денег в школе все равно не хватает, это
значит, закон не выполняется. Надо ужесточить
контроль за выполнением закона о
государственном образовательном стандарте. Мы
введем школьную полицию, она будет проверять,
выполняется стандарт или нет. А то многие школы
только обманывают население и государство, а
детей не учат – стандарт не выполняют.
Предлагаем нашим уважаемым читателям
своеобразный тотализатор образовательной
политики: через сколько месяцев после принятия
закона о госстандарте Министерство образования
выступит с инициативой создания школьной
полиции? Мы считаем, что это произойдет в июле.
При условии, что на весенней сессии депутатам
удастся провести закон о стандарте во втором и
третьем чтении. Есть, правда, большое подозрение,
что Совет Федерации этот закон не пропустит, но
это будет означать полное фиаско той
образовательной политики, которая сегодня
проводится.
Единственным выходом из тупиковой ситуации со
стандартом мы видим изменения в статье 7 Закона
«Об образовании», отказ от стандартизации
содержания образования и перевод стандартов по
предметам в статус примерных учебных программ,
на основе которых каждая школа будет формировать
свои образовательные программы.
А в качестве стандарта определить требования к
условиям образовательной деятельности и
требования к аттестации выпускников.
Если 2003 год станет годом принятия стандартов, это
будет одна из самых печальных дат в истории
российской школы. Будет начата колоссальная
чистка школ, вытеснение любой инициативы,
подавление школьного свободомыслия и
многообразия.
Школу могут втянуть в предвыборную
кампанию
В 2003 году пройдут выборы в
Государственную думу. Несмотря на все декларации
и программные заявления, образование не станет, с
нашей точки зрения, хоть сколько-нибудь заметной
частью политических программ российских партий.
Да и нет в России такой партии, которая стала бы
носителем образовательной стратегии развития
России.
Но каждая из партий будет пытаться использовать
не столько образование само по себе, сколько
систему образования – образовательные
учреждения, школы как часть административного
ресурса.
Не выдвигая никаких продуктивных программ, на
местах кандидаты в депутаты будут стараться
заручиться поддержкой местных властей, чтобы они
заставили школы «работать» на того или иного
депутата.
Опыт всех прошлых выборов показал, что давление
со стороны местных администраций на школы в
таких случаях колоссально.
Мы бы предложили министерству и всем
образовательным институтам выступить с
инициативой, объявить мораторий на втягивание
учреждений образования, особенно муниципальных
или государственных, в предвыборные баталии.
Для этого не нужно вносить изменения в
законодательство.
Министерство образования может просто объявить,
что будет защищать любую школу или университет,
которые станут втягивать в предвыборную
кампанию.
Федеральный орган управления образования в 2003
году окажется в ситуации выбора: либо оградить
школу от покушения со стороны политики, церкви,
армейских кругов и тем самым укрепить
гражданские основы образования. Либо
раствориться в политиканстве и при этом
наблюдать со стороны, как продолжают разрушаться
школьное хозяйство и беднеть учительство.
А уж о развитии, инновациях и тем более
модернизации образования и речи быть не может:
все превратится в простое приспособление школы к
быстро растущим аппетитам политиков, аппаратных
экономистов, армейских бюрократов, готовых
использовать школу как эффективный инструмент
для достижения своих целей.
…У школы нет выбора, она будет постепенно
отделяться от административной верхушки системы
образования и учить детей. В меру сил и терпения.
Почти подпольно. Как в старые добрые советские
времена. Так что мы все помолодеем лет на
тридцать.
С Новым годом вас, учителя. Примерно с 1973-м.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|