Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Хайнер ГАЙСЛЕР,
политик, бывший генеральный секретарь
Христианско-демократического союза, Германия

Национальное государство или мультикультурное общество?

Крупный деятель одной из самых сильных партий в Германии обеспокоен новым ростом национализма в своей стране и считает, что идее мононационального государства может противостоять только идея мультикультурного общества

“Достоинство человека ненарушимо» – так записано в первой статье Конституции ФРГ. Вытекающие отсюда основные права опираются не на достоинство немца, а на человеческое достоинство.
Национальное государство больше не является главной целью, подчиняясь правам человека и республиканским свободам.
Конечно, моя идентичность включает в себя и то, что я немец. Но моя личность не ограничивается этим. Я стараюсь быть христианином и хочу быть демократом. Два последних качества для меня важнее, чем ощущение того, что я являюсь немцем.
Сегодня в нашей стране примерно 74 миллиона немцев и 7 миллионов граждан не немецкого происхождения: как обычно говорят, «иностранцев». Вследствие воссоединения семей и более высокого среди сограждан иностранного происхождения уровня рождаемости каждый год их будет прибавляться несколько сотен тысяч. И речь не о том, хотим ли мы сосуществовать с этими семью, позднее десятью миллионами иностранцев, а только о том, каким образом нам жить вместе.
Ответ – мультикультурное общество, в котором немцы будут сосуществовать с людьми другого происхождения на основе равноправия и терпимости, не желая их ассимиляции или утраты ими своей культурной идентичности.
Но и эти иностранцы должны признать конституционные принципы нашей страны и должны уметь изъясняться на нашем языке, поскольку в противном случае станут невозможными коммуникации и интеграция в общество и экономику с чрезвычайно высоким уровнем разделения труда.
И если кто-то, например мусульманин-фундаменталист, не признает равноправие женщин и свободу вероисповедания, то ему нечего делать в Германии. Культурная свобода не означает условность ценностей. И в мультикультурном обществе не будет терпимости к нетерпимым.
Федеральное управление статистики прогнозирует, что к 2030 году население в Федеративной Республике Германии уменьшится до 69,9 миллиона жителей, причем расчет исходит из положительного миграционного баланса размером в 4,75 миллиона, среди которых примерно две трети составят иностранцы. Вряд ли можно назвать эту тенденцию негативной, если вспомнить о демографических процессах в нашей стране. Общая численность немцев снижается, и к этому добавляется, что еще серьезнее, старение народа. Если мы в будущем не сможем возобновлять себя благодаря определенному объему иммиграции прежде всего молодых людей другого происхождения, то, по опасениям пенсионных страховых компаний, в 2040 году на одного пенсионера будет приходиться не три человека, выплачивающих страховые взносы в пенсионный фонд, как сейчас, а только один, и взносы возрастут до сорока процентов дохода без вычета налогов, что было бы совершенно неприемлемо.
В ФРГ до сих пор не разработана и не определена политика регулирования иммиграции, соответствующая реальным условиям. Иммиграционная политика, которая нам сейчас необходима, должна прежде всего ориентироваться на качество. Вопрос о том, какие иностранцы приедут к нам, абсолютно правомерный. Но на него нельзя отвечать по-расистски. Критерии приема потенциальных иммигрантов должны быть установлены законом, в котором могли бы учитываться, например, уровень образования, возраст, страна происхождения или вопрос о том, имеет ли потенциальный иммигрант родственников в Германии. В таком законе не затрагиваются базовое право на убежище для преследуемых по политическим причинам и примат основного закона.
Очень часто национальные конфликты в разных точках мира приводятся как аргумент в пользу того, что сосуществование людей различного происхождения или различной национальной принадлежности в одной стране практически невозможно. В качестве примера называют Нагорный Карабах, бывшую Югославию, Северную Ирландию, Страну Басков и Шри-Ланку, в которых бушуют вооруженные конфликты, а также страны, в которых имеется этническая напряженность, такие как Эстония, Румыния и США.
Но подлинная причина подобных конфликтов заключается не в том, что люди различных национальностей, рас или народностей принципиально не могут ужиться друг с другом, а в том, что одна сторона запрещает другой стороне, чаще всего с применением или под угрозой насилия, пользоваться правом на свободу. Если бы европейские просветители прошедших столетий опирались только на то, каким образом осуществлялось управление людьми до них, то есть с тех пор как существуют люди, то им заведомо пришлось бы сдаться. Но они не сдались, и потому в мире сейчас больше свободных людей, чем когда-либо прежде.
Конечно, и мультикультурное общество не сможет быть свободным от конфликтов, поскольку бесконфликтного общества не существует вообще. Однако в нем можно демократически и, следовательно, легче снизить остроту конфликтов или разрешить их.
Европа с реализованной свободой передвижения может привести к ситуации, когда человек рождается и растет в ФРГ, учится в Великобритании, позднее работает в Германии или во Франции, чтобы затем провести свою активную старость в Италии. В Германии соседом будет бельгиец, коллегой по работе – турок, невесткой – датчанка и товарищем по клубу испанец или венгр. Уже сейчас происходит европеизация, даже интернационализация нашей жизни. Европейское многообразие изделий, блюд и напитков, литературы, музыки и живописи, которым мы обладаем уже не одно столетие, многообразие научных исследований, моды и дизайна ежедневно – и в этом заключается новшество – переживаются массами. Все это признаки уже существующего и развивающегося мультикультурного общества, отвечающего наследию Просвещения, целям обеих европейских революций и идее республики.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru