ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Хайнер ГАЙСЛЕР,
политик, бывший генеральный секретарь
Христианско-демократического союза, Германия
Национальное государство или
мультикультурное общество?
Крупный деятель одной из самых сильных
партий в Германии обеспокоен новым ростом
национализма в своей стране и считает, что идее
мононационального государства может
противостоять только идея мультикультурного
общества
“Достоинство человека ненарушимо» –
так записано в первой статье Конституции ФРГ.
Вытекающие отсюда основные права опираются не на
достоинство немца, а на человеческое
достоинство.
Национальное государство больше не является
главной целью, подчиняясь правам человека и
республиканским свободам.
Конечно, моя идентичность включает в себя и то,
что я немец. Но моя личность не ограничивается
этим. Я стараюсь быть христианином и хочу быть
демократом. Два последних качества для меня
важнее, чем ощущение того, что я являюсь немцем.
Сегодня в нашей стране примерно 74 миллиона
немцев и 7 миллионов граждан не немецкого
происхождения: как обычно говорят,
«иностранцев». Вследствие воссоединения семей и
более высокого среди сограждан иностранного
происхождения уровня рождаемости каждый год их
будет прибавляться несколько сотен тысяч. И речь
не о том, хотим ли мы сосуществовать с этими
семью, позднее десятью миллионами иностранцев, а
только о том, каким образом нам жить вместе.
Ответ – мультикультурное общество, в котором
немцы будут сосуществовать с людьми другого
происхождения на основе равноправия и
терпимости, не желая их ассимиляции или утраты
ими своей культурной идентичности.
Но и эти иностранцы должны признать
конституционные принципы нашей страны и должны
уметь изъясняться на нашем языке, поскольку в
противном случае станут невозможными
коммуникации и интеграция в общество и экономику
с чрезвычайно высоким уровнем разделения труда.
И если кто-то, например
мусульманин-фундаменталист, не признает
равноправие женщин и свободу вероисповедания, то
ему нечего делать в Германии. Культурная свобода
не означает условность ценностей. И в
мультикультурном обществе не будет терпимости к
нетерпимым.
Федеральное управление статистики прогнозирует,
что к 2030 году население в Федеративной
Республике Германии уменьшится до 69,9 миллиона
жителей, причем расчет исходит из положительного
миграционного баланса размером в 4,75 миллиона,
среди которых примерно две трети составят
иностранцы. Вряд ли можно назвать эту тенденцию
негативной, если вспомнить о демографических
процессах в нашей стране. Общая численность
немцев снижается, и к этому добавляется, что еще
серьезнее, старение народа. Если мы в будущем не
сможем возобновлять себя благодаря
определенному объему иммиграции прежде всего
молодых людей другого происхождения, то, по
опасениям пенсионных страховых компаний, в 2040
году на одного пенсионера будет приходиться не
три человека, выплачивающих страховые взносы в
пенсионный фонд, как сейчас, а только один, и
взносы возрастут до сорока процентов дохода без
вычета налогов, что было бы совершенно
неприемлемо.
В ФРГ до сих пор не разработана и не определена
политика регулирования иммиграции,
соответствующая реальным условиям.
Иммиграционная политика, которая нам сейчас
необходима, должна прежде всего ориентироваться
на качество. Вопрос о том, какие иностранцы
приедут к нам, абсолютно правомерный. Но на него
нельзя отвечать по-расистски. Критерии приема
потенциальных иммигрантов должны быть
установлены законом, в котором могли бы
учитываться, например, уровень образования,
возраст, страна происхождения или вопрос о том,
имеет ли потенциальный иммигрант родственников
в Германии. В таком законе не затрагиваются
базовое право на убежище для преследуемых по
политическим причинам и примат основного закона.
Очень часто национальные конфликты в разных
точках мира приводятся как аргумент в пользу
того, что сосуществование людей различного
происхождения или различной национальной
принадлежности в одной стране практически
невозможно. В качестве примера называют Нагорный
Карабах, бывшую Югославию, Северную Ирландию,
Страну Басков и Шри-Ланку, в которых бушуют
вооруженные конфликты, а также страны, в которых
имеется этническая напряженность, такие как
Эстония, Румыния и США.
Но подлинная причина подобных конфликтов
заключается не в том, что люди различных
национальностей, рас или народностей
принципиально не могут ужиться друг с другом, а в
том, что одна сторона запрещает другой стороне,
чаще всего с применением или под угрозой насилия,
пользоваться правом на свободу. Если бы
европейские просветители прошедших столетий
опирались только на то, каким образом
осуществлялось управление людьми до них, то есть
с тех пор как существуют люди, то им заведомо
пришлось бы сдаться. Но они не сдались, и потому в
мире сейчас больше свободных людей, чем
когда-либо прежде.
Конечно, и мультикультурное общество не сможет
быть свободным от конфликтов, поскольку
бесконфликтного общества не существует вообще.
Однако в нем можно демократически и,
следовательно, легче снизить остроту конфликтов
или разрешить их.
Европа с реализованной свободой передвижения
может привести к ситуации, когда человек
рождается и растет в ФРГ, учится в
Великобритании, позднее работает в Германии или
во Франции, чтобы затем провести свою активную
старость в Италии. В Германии соседом будет
бельгиец, коллегой по работе – турок, невесткой
– датчанка и товарищем по клубу испанец или
венгр. Уже сейчас происходит европеизация, даже
интернационализация нашей жизни. Европейское
многообразие изделий, блюд и напитков,
литературы, музыки и живописи, которым мы
обладаем уже не одно столетие, многообразие
научных исследований, моды и дизайна ежедневно –
и в этом заключается новшество – переживаются
массами. Все это признаки уже существующего и
развивающегося мультикультурного общества,
отвечающего наследию Просвещения, целям обеих
европейских революций и идее республики.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|