ШКОЛА: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Секреты образовательного
предпринимательства
У усть-илимской школы № 10 нет
коммерческих тайн. Но есть воспитательное
ноу-хау...
Юные предприниматели
Есть в городе Усть-Илимске школа № 10,
занимающаяся
образовательно-предпринимательской
деятельностью. Уже десять лет в ней готовят не
предпринимателей или менеджеров (хотя их тоже), а
людей, способных предпринимать какие-то
конкретные шаги для воплощения своих замыслов в
реальность, решать проблемы, а не прятаться от
них. Директор школы Александра Петровна
Терентьева говорит, что они своих детей не в вуз
готовят, не к профессии – к жизни в современном
мире. По мнению здешних педагогов, опасность
сегодняшнего дня заключается в уходе многих
учеников из школы, особенно детей из социально
незащищенных слоев. Основная масса школ
оказалась жестко сориентирована на вуз, и
поэтому пребывание там ребят просто для
получения общего образования стало
бессмысленным. Дети, которые не связывают свою
жизнь с поступлением в институт, вытесняются из
старших классов. Поэтому основная идея
усть-илимских учителей в том, чтобы максимально
реализовать способности всех детей – не только
будущих абитуриентов. Для этого стараются
соединить допрофессиональное и начальное
профессиональное образование с
общеобразовательной школой, организовать
серьезное детско-юношеское производство
(образовательное предпринимательство). В таком
производстве через овладение старшеклассниками
той или иной профессией, освоение новейших
технологий, производство конкурентоспособного
товара, через серьезный и продуктивный труд – от
лесного производства и шитья одежды до создания
программного обеспечения компьютеров и
компьютерной фирмы – происходит настоящее
образование личности, социализация и адаптация
подростка к экономическим взаимоотношениям и
трудовой деятельности.
Ученикам дается совершенно уникальная
возможность выбрать себе направление работы на
одном из 31 предприятий из более чем 60
специальностей. Все по-настоящему. Так, например,
детский дом моделей «Светлана» включает в себя
театр мод и ателье. В структуру ателье входят
четыре школьных производственных цеха:
«Идиллия», «Силуэт», «Откровение» и «Стиль», то
есть речь идет о мини-предприятиях в структуре
школы. Их главная цель не в зарабатывании денег,
хотя школьники получают зарплату, а в адаптации
ребят к жизни путем предоставления им
возможности овладеть такими профессиональными
знаниями и умениями, которые не всегда
непосредственно следуют из традиционного
школьного образования, но зато помогают
сориентироваться в условиях рыночной экономики,
грамотно вести собственное дело.
Мини-предприятие дает подросткам возможность
приобщиться к деловой жизни до того, как они
станут взрослыми; познакомиться с трудностями, с
которыми сталкивается каждое предприятие,
предприниматель; проявить инициативу,
попробовать взять на себя ответственность,
оценить результаты и ответить за последствия
своей деятельности, осознать свои склонности и
определить возможные траектории будущей жизни.
Педагогам, между прочим, тоже пришлось многому
научиться, чтобы помогать ученикам. Ведь средний
учитель достаточно далек от экономических и
юридических проблем.
Школа – часть производственной
структуры города
Для обучения взрослых и детей в школе
создали центр экономических знаний. Он
занимается двумя основными направлениями:
оказанием образовательных и консультативных
услуг по вопросам рыночной экономики и
предпринимательства, налогообложения,
бухгалтерского учета, основам управленческой
деятельности; обучением высвобождаемых
работников и незанятого населения. Школа
поддерживает тесную связь с Усть-Илимским
городским центром занятости населения и
участвует в действительно актуальных и важных
программах подготовки и переподготовки нужных
городу профессионалов. Формой итоговой
аттестации слушателей курсов является защита
бизнес-планов, которые в дальнейшем
рассматриваются в центре занятости на предмет
выделения субсидий государства для открытия
собственного дела.
Кредо (итог)
Совсем недавно в
культурно-образовательном пространстве школы
создана новая открытая структура –
Инновационный центр повышения квалификации
«ТЕРА». Он находится в начале пути и готов к
самому широкому сотрудничеству со всеми, кто
объявит о своих намерениях. Так написано на
страничке официального сайта школы school-10.ilim.ru.
Там же можно прочесть декларацию педагогов и
учеников: «Одна из образовательных задач школы в
новых социально-экономических условиях
заключается в том, чтобы поставить обучаемого
как можно раньше на путь осознания своего
предназначения и призвания, на путь собственного
судьбостроительства, в том числе определения
своей профессионально-образовательной
траектории. В решении этой задачи существенная
роль принадлежит экономическому воспитанию;
трудовому, допрофессиональному и начальному
профессиональному образованию и
образовательно-предпринимательской
деятельности. В парадигме деятельностного
подхода к образованию экономическое воспитание,
трудовое, допрофессиональное и начальное
профессиональное образование сливаются в
образовательно-предпринимательской
деятельности (не обязательно коммерческой)».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|