ШКОЛА: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Баланс между высоким и земным
Любому человеку приходится выбирать
между конформизмом и принципами, и научить этому
невозможно. Но можно научить его оценивать и
осознавать этот выбор
Нужно ли говорить с учениками о
происходящем в сегодняшнем обществе? Или,
наоборот, сделать вид, что за стенами школы
ничего нет?
Но дети все равно погружены в эту самую
современную жизнь, и закрывать глаза на реально
существующее положение вещей (неравенство
возможностей, несправедливость, несовершенство
социальных механизмов) означает вызывать их
недоверие и к себе-человеку, и к себе-специалисту.
Кроме того, я считаю, что социальная адаптация –
одна из важнейших задач образования.
А с другой стороны, гумилевское: «Я не смотрю на
мир бегущих линий, / Мои мечты лишь вечному
покорны…» – тоже абсолютно необходимо:
подростку обязательно нужно помочь в его
бесконечных поисках собственной идентичности, в
укреплении веры в себя, в свои силы, в ценность
своего «я». Это сопряжено с осознанием своих
особенностей и склонностей, прояснением и
выстраиванием собственной системы ценностей и
т.п.
То есть очень важен баланс между умением
ориентироваться в современной социальной
ситуации и отстаиванием своих принципов и
границ. По сути, баланс между конформизмом и
нонконформизмом. Каждый для себя конечно же
решает сам, в какую сторону склоняются его
внутренние весы, но я говорю о педагогической
задаче, о создании условий для осознанного
выбора, о поддержке.
Итак, получаются два вектора работы. Первый –
ориентация в социуме. У нас была особая программа
курса обществоведения, учитывающая современные
задачи (картирование мира по разным основаниям,
понимание устройства современного общества,
разного рода социальные исследования,
обнаружение всяческих тенденций, построение
прогнозов и т.п.). Ребята выделили как
существенную проблему умение распознавать
попытки манипулирования личностью, столь частые
в современном мире, и умение сопротивляться этим
манипуляциям. У нас работала специальная
мастерская «Современные события», открытая,
кстати, по заявкам самих учеников, где мы
обсуждали, как отделить факт от его
интерпретации. Можно вносить и в традиционные
школьные предметы блоки, отвечающие запросам
современной жизни. Ну например, обучение
написанию бизнес-резюме на уроках русского языка
– мощное средство моделирования желаемого
будущего, при этом с учетом всех реальных
требований социума. Кроме того, различные
тренинги и ролевые игры, позволяющие выработать
и отрефлексировать собственную стратегию
действия. Наконец, самые разные социальные
проекты и стажировки. Что это такое? Социальный
проект предполагает осуществление какого-либо
собственного замысла, при этом действительно
важного, ценного для людей за стенами школы, будь
то помощь соседнему детскому дому, озеленение и
украшение граффити соседнего двора,
согласованное с районной управой. Стажировка –
это попытка на короткое время встроиться в ту или
иную реальную социальную систему в качестве
одного из ее элементов: поработать неделю в
офисе, в магазине, больнице. Конечно, этот опыт
вместе с ребятами продумывается заранее и
серьезно обсуждается впоследствии. Важно не
просто испытать нечто, но и осмыслить, осознать.
Второе направление, связанное с самопознанием и
самоутверждением, вроде бы понятнее: любые
работы, побуждающие занимать авторскую,
субъектную позицию, отстаивать свою точку зрения
вкупе с опытом переживания ситуации успеха
(тогда будет и стабильная самооценка, и доверие к
себе). Личностно значимые проекты. Разработка
интерьера своей комнаты, как стать писателем, как
похудеть без вреда для здоровья и больших
финансовых затрат... Опыт воплощения в жизнь того,
что ты сам хочешь, и получения при этом
общественного признания.
Баланс между высоким и земным найти очень трудно.
С моими недавними выпускниками мы обязательно
встретимся, чтобы отпраздновать Новый год, и
снова будем говорить про их проблемы, успехи, про
то, что можно изменить в жизни. А я буду думать,
что сделать для тех, кто пока еще учится в школе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|