Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ШКОЛА: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ 
 

Светлана ВИШНЕВСКАЯ,
Вера ПАТРАКЕЕВА,
Елена НОРИНА

Политики, чиновники, люмпены...

Подростки примеряют роли, чтобы избавиться от иллюзий и обрести реальные жизненные планы.
Дневник профильной лагерной смены «Лидер»

В городе Набережные Челны жизнь строится вокруг автомобильного завода – одного из крупнейших в России. Это всегда сложно для детей, у которых почти не остается выбора после окончания школы.
Они знают только мир завода: семья, знакомые – все, как правило, связаны с машинами. Поэтому педагоги всерьез озабочены социальной адаптацией своих воспитанников. У них есть свои теории по этому поводу и свои способы реализации идей. Один из главных принципов – объединение усилий всех заинтересованных лиц. В центре внимания – стратовое устройство современного общества и развитие представлений подростков об этом устройстве. А также работа с жизненными планами ребят. Пусть они уже сейчас начнут задумываться о том, какое место в обществе хотят занять и как это можно сделать.

Город на неделю

Смена длилась семь дней, а показалось – семь лет. Столько событий, проблем, изменений! Нас было немного – около тридцати старшеклассников и десять взрослых. Мы придумали игру. Основной сюжет напоминает взрослый мир: есть город, в нем живут управленцы, высококвалифицированные специалисты (ВКС), низкоквалифицированные специалисты (НКС) и люмпены – люди без определенного рода занятий. Представители каждой страты ведут свой особый образ жизни, отличный от остальных. Существуют «лифты», повышающие или понижающие человека в обществе. Каждый ребенок может сам выбирать стратегию поведения, исходя из условий игры и собственных целей.
До начала смены провели опрос среди будущих «горожан» – тех ребят, которые собирались ехать в лагерь. Это была анкета, которая касалась отношения подростка к своему настоящему, ближайшему и отдаленному будущему. Пытается ли ребенок осмысливать то, что с ним происходит, планировать собственные действия? Каков его образ жизни сегодня? Как он хочет жить через несколько лет? На основании ответов мы распределили детей по стратам.
Ребята приехали и сразу оказались в одной из страт. Мы объяснили им принципы распределения, объявили правила игры. Каждая страта живет отдельно, питается в столовой за своим столом, выполняет особые функции. Управленцы планируют жизнь лагеря, дают задания и контролируют работу специалистов (ВКС). ВКС отвечают за проведение общих дел, придуманных управленцами. НКС – обслуживающий персонал, они отвечают за чистоту территории, убираются в столовой. Люмпены могут ничего не делать. Кроме того, все делятся на отряды, в которые входят представители разных социальных каст. С каждым отрядом работали двое взрослых – педагог или психолог и студент. По вечерам проводились отрядные сборы – обсуждения прожитого дня. Отряд разбирался в том, все ли его члены вели тот образ жизни, который им положен. Не справился с работой – переходи в страту пониже. Проявил себя как организатор, ведущий какого-то дела, – поднимайся на ступеньку вверх. Еще один способ повысить социальный статус – образование. Можно пойти на лекции по управлению и, получив справку, попасть в ВКС или в «администрацию».

Что позволено кесарю

Сначала у нас было четыре люмпена, четыре управленца, несколько НКС и больше полутора десятков высококвалифицированных специалистов. Наверное, сказались особенности наших учебных заведений (гимназий), где у ребят довольно высокие притязания. Возможно, в других школах расклад был бы иной.
В первый день отряды получили задание: подготовить свои «визитки». Выступления мы не только с удовольствием посмотрели, но и обсудили роль, вклад каждого. Пытались показать неоднозначность, многосторонность оценки каждой страты. Столкнулись с первыми, как мы их назвали, социальными мифами наших старшеклассников.
Миф люмпенов: люмпен – это тот, кто полностью свободен и волен делать что хочет. Реальность: в обществе закону подчиняются все. Люмпена, бомжа накажут за кражу или иное нарушение, как и любого другого. В нашем лагере это означает, что все подчиняются распорядку дня, соблюдают время еды и отбоя, другие правила. Кроме того, люмпен не может пользоваться некоторыми привилегиями, например, не может отправиться в элитный клуб.
Миф НКС: жизнь у тебя легкая – выполни, что сказали, и отдыхай, живи как хочешь. Реальность: от НКС не ждут инициативы и часто не замечают ее, на них не распространяются многие льготы, которыми пользуются управленцы или ВКС, скажем, относительно свободный распорядок дня. Если НКС потеряет место работы, то окажется на улице (люмпеном).
Миф управленцев и ВКС: представители высших слоев могут общаться с кем хотят и делать что хотят. Реальность: приходится подчиняться не только закону, но и соображениям престижа.
И вот жизнь нашего “города” началась. Сразу возник у столовой переход из столов и одеял. Тут обосновались люмпены, а главное – десятиклассник Булат с гитарой, тусовщик и умница. Он сначала не хотел ехать и потому, наверное, дал в анкете абсолютно безалаберные ответы. Мы испугались, не увлечет ли он в этот переход весь лагерь. Ничего подобного. Через день Булат понял, что голос люмпена звучит слишком слабо, чтобы его воспринимали всерьез, и начал свою карьеру. Вышел из перехода на какой-то конкурс и быстро стал управленцем. Кстати, не все сумели даже сохранить исходные позиции в отличие от Булата, взлетевшего на вершины власти. Некоторые ребята потеряли первоначальное положение, спустились вниз. Что поделать – работа «лифта».

Бунт или революция?

На третий день в лагере случился бунт. Мы знали, что раньше или позже нас ожидает трудный день, но того, что произошло, даже предположить не могли. С утра шла деловая игра – выборы в городской совет. Горсовет понадобился ребятам как законодательная власть, регулирующая, например, изменения в режиме дня. Встал вопрос, будут ли входить в горсовет взрослые. Многие считали, что взрослых там вообще не должно быть, другие говорили: пусть присутствуют, но без права голоса. Наконец, решили голосовать.
За то, чтобы взрослые вошли в горсовет с правом голоса, проголосовало большинство, правда, с очень небольшим перевесом. Тем не менее решение было принято, все разошлись. Вдруг ВКС объявили забастовку и сорвали запланированное дело! Что случилось? Оказывается, две весьма энергичные девушки-специалистки поленились утром прийти на выборы, сказались нездоровыми. Зато теперь, узнав об итогах голосования, спохватились и начали обработку своих друзей: никаких взрослых, от них одни неприятности! Мы не будем ничего делать, пока к нам не придут на переговоры.
Мы растерялись и... пришли. Наверное, это было нашей ошибкой.
– Народ, что вы хотите?
– Мы против того, чтобы взрослые были в горсовете.
– Вот же решение.
– А мы голосовали против. И вообще там не все присутствовали.
Протокола голосования никто не вел, доказать ничего нельзя. Долгие нудные переговоры. В конце концов мы сдались.
– Хотите второе голосование?
– Да!
– Хорошо.
Проговаривали каждый шаг. Сколько присутствующих? Кого нет, почему? Будем ли считать наше собрание легитимным? Провели. С перевесом в один голос решено: взрослых в горсовет не пускать. И мы сели в сторонке думать, в чем просчитались…

Олигархи

Видимо, проблема в том, что мы не заявили своего места в городском сообществе. А кто мы? Какой страте принадлежим? Раз у нас в руках материальные ресурсы, значит, мы крупные собственники. Объявили об этом еще до ужина, но реакции никакой не последовало. А вечером – дискотека. Свет в помещении дискотеки включался в нашей комнате. А заодно и напряжение в розетках. Этим мы и воспользовались: отключили электричество танцующим. Они приходили несколько раз, просили, потом кричали. Мы тоже были очень эмоциональны. Наконец они взяли две гитары. Музыка примирила «классовых врагов».
Утром горсовет принял решение включить взрослых в свой состав с правом голоса. Потом избрали мэра. Им стал Булат. На этом кризис кончился и пошла нормальная жизнь.
Ввели деньги. В последнюю ночь мэр, у которого осталась на руках крупная сумма, пришел в буфет, бросил на пол одеяло и собрал в него все оставшиеся сладости. Потом раздал их ребятам. Это было красиво.
Провели несколько деловых игр. Все вместе искали способ, чтобы со временем попасть в ту страту реального общества, которую каждый себе наметил. Снова детские мифы. «Куплю место на рынке, потом два места, магазин, сеть магазинов, стану крупным собственником». «Буду учиться, закончу вуз с красным дипломом, получу наследство, открою свою фирму». После игр зазвучали более реалистичные высказывания: стану собственником средней руки, менеджером среднего звена.
А что можно делать уже сейчас? Тем более и смена в лагере подходит к концу. Открывать свои профессиональные клубы в реальном городе, в своих школах! Больше всего голосов собрали психологический, лингвистический клубы (по типу прежних КИДов) и клуб управленцев («Лидер»). Им теперь и работать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru