Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ 
 

Александр ЛИБЕРМАН,
кандидат психологических наук, директор НОУ «Центр образования
«Прогимназия-лицей гувернерского типа обучения»
г. Набережные Челны

Как стать положительным героем в реальном мире?

Сегодня в школу приходят дети из разных социальных слоев. И у каждого – свой путь социализации

Кризис общего образования сегодня очевиден и вызван множеством причин. В поисках выхода из него часть школ выбирает в качестве ориентира подготовку в вуз. И чем больше они ценят академические знания, тем больше детей отсеивается, выбрасывается неведомо куда из престижных классов, тем сильнее размывается само понятие общего образования, которое уже начинает восприниматься как облегченное, средненькое. Но есть и такие школы, где педагоги выбрали иные приоритеты – во главу угла поставили ребенка с его потребностями, интересами, проблемами. И собирают они детей (не отсеивают!) не потому, что предъявляют какие-то совсем примитивные требования. Такое общее образование отвечает насущным потребностям учеников, учит их ориентироваться в сложных социальных структурах нашего общества, находить свое место, не теряя себя. Школа становится своего рода посредником между ребенком и государством. Одни школы сами организуют настоящие производственные цеха, фирмы, чтобы ребята освоили не профессию, а навыки ведения дела, решения проблем. Другие проводят разнообразные ролевые игры, тренинги, стажировки. Часто эта работа воспринимается со стороны как нечто необязательное, второстепенное, дополнительное по отношению к главному (урокам математики, физики, литературы). Но не за ней ли будущее?
Так что же это – общее образование? Обломки наук в рамках школьного предмета или образование себя, представлений о мире и своем выборе? И главное – как это делать? Ведь если лекции по физике поменять на лекции по экономике и социологии, вряд ли что изменится.

Проблема воспитания подростка в современном обществе

Чему учить младшего школьника, педагоги вроде бы разобрались. Как говорят психологи, новообразование младшего школьного возраста – умение учиться. И на формирование этого умения направлена основная педагогическая работа почти во всех системах обучения.
Но чего мы ждем от подростка и что должны сделать для него? В педагогической и психологической литературе можно найти десяток нормативных описаний подросткового возраста. Одни авторы пишут, что подросток – все тот же ученик, только вот общаться со сверстниками ему нужно больше. Значит, особенно важны групповая работа, дискуссии, совместное планирование. Другие ученые подчеркивают: самое главное – это социализация, полноценное включение подростка в жизнь общества. Ведущей деятельностью, благодаря которой это произойдет, должна стать общественно значимая работа. В этой же деятельности у подростка может сложиться «практическое сознание» (В.В.Давыдов), то есть способность оценить свое «я», свое поведение в коллективе по определенным критериям, осознанность поведения.
Подростку важно быть замеченным, важно чувствовать себя членом какого-то сообщества. Причем это сообщество должно быть признано взрослыми, теми, кого подросток осознает как свою социальную среду.
Но отыскивая свое место в мире взрослых, подросток порой готов играть во что угодно. Значит, нам нужно сделать так, чтобы формы и способы общественной активности ребенка были культурно и социально приемлемы.

Роли, топы, сюжеты

Если мы рассматриваем ведущую деятельность подростка как игровую, то для ее описания можем использовать понятия роль (система ролей) и сюжет. Сначала осваиваются роли, затем сюжеты. И те и другие чрезвычайно важны. Это сложнейшие процессы, поскольку до освоения социальных сюжетов ребенку нужно разобраться не только с социальными ролями и их системами, но и с социальными структурами, или местами, топами. Пример роли – врач. Пример системы социальных ролей: врач, медсестра, пациент, заведующая больницей. Больница – это уже место, социальная структура, топ.
Если в дошкольном возрасте большинство детей учатся видеть роль конкретного человека (дядя-милиционер, тетя-гардеробщица) и учатся взаимодействовать именно с человеком, то подростку нужно видеть социальные структуры (школа, мэрия, завод) и взаимодействовать с ними.
Освоение социальных сюжетов (обучение в вузе, карьера, материнство и отцовство) позволяет подростку определиться в выборе пути, сценария своей жизни.
Обучение культурным способам взаимодействия с системами социальных ролей и топов, знакомство с позитивными социальными сюжетами – важная педагогическая задача. Сможет ли ребенок понять, по каким законам живет общество и как быть в нем успешным?
Надо дать ему возможность освоить сначала отдельные социальные роли, затем их системы, чтобы перейти к построению сюжета, только не игрового, а социально-игрового или социально-имитационного.

Во что играть современному подростку

Для современного российского общества характерно появление новых форм собственности, новых идеалов и новых форм социальной организации. Активно идет процесс расслоения общества по экономическим, профессиональным и иным признакам. Каждый слой (страта) имеет свои ценности, свой образ жизни и формулирует свой запрос на образование.
Уже сейчас складываются разные типы образовательных систем в соответствии с теми заказами и теми образцами взрослости, которые они воспроизводят.
Современному педагогу, воспитателю приходится учитывать, с детьми из каких страт он преимущественно работает и как им помочь в социализации. Необходимо показать (не только рассказать) подросткам, что в обществе существуют механизмы, которые позволяют человеку подниматься по социальной лестнице за счет собственных усилий (получение образования, профессиональный труд, ведение собственного дела).
На опыте мы убедились: самые лучшие результаты дает сотрудничество школы с различными подростковыми, молодежными сообществами (профессиональные и хобби-клубы, общественные советы). В этом педагогически выстроенном пространстве подростки проигрывают и осваивают социальные роли, позиции, сюжеты, проявляют инициативу, выбирают, вырабатывают собственные ценности.
Жизнь не спектакль, жизненную роль не отрепетируешь, не выучишь наизусть заранее. Но соответствующее образование, воспитание все же помогает играть более профессионально, более осознанно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru