Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

В образовании время перемен. Все больше управленцев, методистов, учителей приходят к выводу, что пресловутые знания, умения и навыки сегодня не являются главным ориентиром для школы. Разработчики стандартов и тестов ЕГЭ тоже руководствуются необходимостью учебной разгрузки, изменения направленности образования. Похоже, школа отходит от знаниево-центричной педагогики.
Куда? В чем главное назначение современной школы?
Судя по конкретным действиям образовательного ведомства, миссию школы пытаются определить волевым, властным решением.
Хотя уже сегодня направленность новой педагогики просматривается в исследовательской и экспериментальной работе учителей, в опыте становления альтернативных подходов, в их взаимодействии с традиционной школой и внешним миром. Очевидно, в этом опыте и надо искать ответ на вопрос о главной цели обновления образования.

Шалва АМОНАШВИЛИ

Главный вопрос: ради чего мы обновляем школу?

Без ответа на него нам не помогут никакие стандарты и новые системы оценивания

Сегодня происходит обновление управления и содержания школьного образования, но не ставится главная цель: ради чего что-либо обновляется?
Есть вещи, которые не нужно обновлять, а надо оберегать в том виде, в каком они пребывают. Существуют традиции, которые сохраняются веками, как прекрасный храм.
Если что-то обновляется, значит, в этом назрела необходимость, возникла новая цель, к которой мы не можем прийти, сохраняя систему образования в прежнем виде. Причем эта цель не просто воспитательная или учебная, она встала перед образовательным процессом в целом.
Что же это за цель? Какие приобретения мы хотим видеть у молодого человека, который окончил школу?
Если у нас есть ответ на это, тогда мы сможем начать поиск путей, ведущих к желаемому результату.
А когда ответа нет, обновление теряет смысл, потому что неизвестно, насколько мы приближаемся или отдаляемся от главной цели.

Миссия и цель

Я полагаю, что сегодня наше образование такой цели не имеет. Если, конечно, не считать самыми важными менее значимые, вторичные задачи, к которым я отношу и такую, как овладение прочными знаниями. Ведь сегодня, когда в науке, технике, экономике все быстрее происходят изменения, большой вопрос – насколько прочными и незыблемыми должны быть школьные знания.
Другой, еще более важный вопрос: хотим ли мы, чтобы ребенок стал знающим и умеющим, или мы хотим воспитать в нем определенные личностные качества? Если у человека есть только знания и умения, они могут нести в себе опасность. Те, кто взрывает дома мирных людей, тоже обладают знаниями.
Как же нам быть? Обучать легко. Выращивать отношение к тому, чему мы учим, – сложнейший процесс. Мы идем легким путем. И всегда проверяем обученность, вместо того чтобы – не знаю какими способами, это наша проблема – искать возможности педагогической работы с отношением детей к знанию.
Но и это еще не все.
Мы стремимся к гармонии, чтобы духовные устремления, нравственные основы и знания составляли в человеке единое целое. Если я скажу, что высшей целью, мечтой человечества является благородный человек, неужели я ошибусь в своем высказывании?
Мы не ошибемся, если спросим себя: а какие качества должны быть у благородного человека? Конечно, хорошие знания. Конечно, доброе сердце, отзывчивость и сострадание, верность и преданность в дружбе, в семье. Благородный человек никому никогда не принесет вреда.
Мне думается, что нам пора провозгласить эту цель. Безусловно, мы не найдем тестов, которые покажут нам, благороден этот человек или нет. Но есть нечто, что мы пока еще не учитываем в образовании. Это возможность доверить учителям самим свершить миссию школы, если мы поставим перед школой такую цель.
Почему мы не можем так поступить? Почему нам не доверять нашим учителям, которые проявили больше верности профессии, чем любой другой профессионал в своем деле?
Сейчас мы хотим законодательно закрепить знания и умения как основу деятельности школы. Ценности тоже должны быть отражены в этих законодательных актах.

Познание свободы и благородства

Когда 40 лет назад я начал экспериментальную работу в школе, у меня не было высокой цели. Я просто стал размышлять над проблемой: что мешает детям успешно учиться? Год за годом я приходил в класс и думал над этим. И что меня поразило: оказывается, мешают отметки, которые я выставляю.
А еще мешают красные чернила в тетрадях моих учеников. Я проверял контрольные работы и видел, как реагируют дети на мои исправления. Помню, как одна девочка закричала, что не любит математику. “Почему?” – спрашиваю. “Я хочу доброго учителя, не такого, который показывает мне только ошибки”.
И вот однажды я пришел к детям и сказал: “У меня отметок больше нет, они исчезли. Давайте учиться без них... У вас больше не будет ошибок и красных чернил тоже не будет”. Я пообещал это своим ученикам, а ошибки стал отмечать для себя, чтобы не ребенку, а мне исправлять недочеты в обучении.
И в первую неделю такой учебы я увидел, что дети стали свободнее.
Вызываешь ученика – он свободно говорит, у него нет страха перед отметками.
Спустя месяц ребята удивили меня всплеском интереса к учебе.
Мы вытеснили отметки из учебного пространства. И тогда встал вопрос: какая цель стоит перед нами?
Воспитывать в детях мотивы учения? Но этого нам казалось мало. Надо было направить ребенка к его благородству. А это возможно, только когда ребенок свободен. Как можно быть благородным, когда ты ограничен нормой и давлением авторитета учителя.
Свободу нельзя понять как хаотическое использование прав: делай что хочешь.
В ребенке изначально заложена свобода – не хаотическая, а космическая свобода, устремленность к порядку, смыслу, красоте. Именно та свобода, о которой говорится в Новом Завете: познайте истину, и она сделает вас свободными.
Помогите детям познать, что есть долг, обязанность, другие люди, а есть ты, есть высшие ценности. Есть суровость долга, а есть радость, есть любовь и уважение и сострадание.
И если мы с этой точки зрения посмотрим на систему оценивания, оказывается, что отметки только мешают детям. Они, как ябеды, которые доносят обществу, родителям, другим людям, что он плохой ученик.
И дети начинают страдать, теряться при ответе, ненавидеть книги.
Поэтому я предлагаю в начальных классах отменить отметки, но тут же задуматься над обновлением образовательного пространства с той целью, чтобы оно было направлено на взращивание в ребенке благородных качеств.
Может быть, мы будем способствовать этому, если станем давать детям качественные характеристики. Не формальные, что ребенок учится так-то, а опираясь на личность, напишем о том, кто он есть, какой он у нас добрый, честный, порядочный, умеет любить, умеет дружить, умеет и читать, умеет еще хорошо писать и еще вот это и это, за что мы очень благодарны мальчику или девочке.
В дальнейшем, когда без отметок уже трудно обойтись, мы начнем их ставить с 5 класса или с 8-го. Но хорошо, если прежде мы укрепим в детях духовные основы и зародим в них собственные оценочные суждения. Пусть ребенок научится сам оценивать, что хорошо, что плохо, знает он или не знает и как он сможет восполнить эти знания.
Способность оценивать действительность лежит в ребенке изначально, так же, как языковая способность. Вот он не может сказать ни слова и вдруг – заговорил.
Был такой интересный эксперимент: новорожденного козленка поставили на стол, края которого имели продолжение в виде прозрачного стекла. И козленок не сделал ни одного шага в сторону стекла. Казалось бы, чего боится? Ведь только что родился и страха не испытывал еще. Но защитная система оценивания дана ему от рождения. Так и у человека. И если не развивать в ребенке “оценочный компонент” как способность к поиску, риску, исследованию, творчеству, человек потеряет важные личностные качества.

Обновление начинается с учителя

Коль министерство сегодня желает изменить систему оценивания, неужели оно не должно позаботиться о том, как подойти к этому? Разве можно механически поменять одно на другое и надеяться, что образовательный процесс пойдет иначе и лучше? И что имеется в виду, когда говорят об улучшениях? Имеется в виду, что укрепится жесткий подход к детям, аптечное взвешивание их знаний, чтобы ни на что ребенок не мог даже надеяться? Или то, что в детях возникнет огромное количество других мотивов, хороших, личностных, благородных мотивов для более усердного овладения знанием?
Если мы эти мотивы будем возрождать, конечно, это хорошо. Но тогда давайте обратимся к истокам: произойдет ли это и откуда это может произойти?
Отметки и тесты сами по себе не сделают этого, ибо педагогика лежит не в книгах и учебниках, не в Академии образования, а во мне, в вас, в учителе. Истинное обновление начинается с учителя, с его согласия, с его внутренней позиции, понимания: зачем это нужно?
Мой самый мощный мотив как ученика лежит не столько во мне, сколько в вас – моем учителе. Я могу учиться и хочу учиться, но если вы, учитель, не видите этого, не выращиваете, не развиваете мою мощь и мое хотение, не замечаете, насколько я продвигаюсь, этот мотив во мне слабеет.
Это как с цветами: поливаешь их или нет.
Я вспоминаю своего учителя Варвару Вардиашвили.
Вот пришла учительница и увидела ученика, который напичкан двойками, – это я. Двойка по физике, двойка по математике, химии....
И что она сделала? “У тебя поэтический дар, мальчик”, – говорила она. Она дорисовала меня, наложила краски, которых во мне, может быть, не было.
И я начал писать стихи. А потом она сказала: “Подари это сочинение мне, хорошо? Какое прекрасное сочинение!”
Никто не говорил мне, что я пишу прекрасные сочинения. Может быть, это сочинение не было прекрасным. Но я иду в библиотеки, читаю книги: раз это прекрасное – следующее сочинение должно быть еще лучше.
И так идет почти год. А потом она шепчет мне на одной контрольной работе: “Мои пятерки краснеют перед двойками, как нам быть, мальчик?”
А у меня по физике и математике – сплошные двойки.
Я иду и зубрю эту математику, эту физику, эту химию. Не понимаю, но зубрю.
И вот я уже получаю тройки, а потом даже и пятерки по этим предметам.
Где этот мотив во мне открылся? Через кого?
...Перед такими учителями, конечно, тускнеют любые системы. Эти учителя не нуждаются в наших реформах, и, что бы мы ни меняли, они будут продолжать делать свое дело так же, как и прежде.
В каждой школе есть такие учителя-творцы и есть прекрасные исполнители.
Школам нужны и те и другие. И школам нужны хорошие ориентировочные материалы, чтобы учителя не забыли о духовности человека. Надо возложить на учителя роль духовно-нравственного наставника поколения. И тогда отметки не будут пугать школьников, какими бы баллами они ни измерялись.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru