Российская школа замерзает, но не
сдается
Основным итогом уходящего года, с нашей
точки зрения, является замораживание проблем
школы – застой экономики образования,
сохранение задолженностей перед учителями по
заработной плате и, наконец, массовое
похолодание в самих школах.
Практически во всех регионах России есть школы, в
которых температура держится на уровне 10–12
градусов. Батареи едва теплые, ученики и учителя
– в верхней одежде, а уроки прерываются
физкультминутками для обогрева, чтобы руки-ноги
окончательно не замерзли.
Но почему же школа замерзает?
С нашей точки зрения, потому, что в
России не регламентирована ответственность
чиновников за состояние школы.
А кроме бюрократической системы, других, более
эффективных институтов хозяйствования в
образовании не создано. Хотели, чтобы таким
институтом стало местное самоуправление. И это
было бы очень правильно, если бы бюджет
государства складывался не из отчислений
монополий, газовых и нефтяных, а из налогов на
собственность граждан. А сама собственность
граждан, то есть ее рост, увеличение
капиталоемкости, в свою очередь стала главной
задачей власти.
Другими словами, если бы граждане могли и были
заинтересованы в увеличении своей собственности
и доходов, то местное самоуправление заботилось
бы о школе. Но в нашей перевернутой
действительности граждане боятся иметь
собственность, и власть вовсе их к этому не
поощряет, наоборот, с подозрительностью
относится к каждому, кто становится
собственником. Если главное действующее лицо
экономики – проверяющий, а не предприниматель,
местная власть оказывается банкротом, а вслед за
ней – и школа.
Кроме того, центральная власть вовсе не хочет
делиться с муниципалитетами своими деньгами. Не
для того стягивали весь налоговый ресурс в центр,
чтобы вот так запросто, ни за что ни про что
отдать деньги снова на периферию.
А внешний долг?
А война в Чечне?
А собственная безопасность, пропаганда и
агитация?
А выборы, наконец?
Да мало ли дел?
Поэтому вот уже несколько лет, как только стало
ясно, что местное самоуправление – банкрот, идет
волокита со школьной экономикой.
– Платите зарплату учителям прямо из
федерального бюджета, – неоднократно предлагали
правительству. Чтобы депутаты голосовали за
зарплату учителям как за отдельную строку в
федеральном бюджете.
Пусть Президент России будет иметь возможность
не на словах, а на деле осуществить свое
намерение обеспечить учителей средствами к
существованию.
Нет, правительство опять будет начислять свои
трансферты, те месяцами не будут доходить до
региона, а когда дойдут – каждый знает, что будет.
– Установите законодательно минимальный
финансовый норматив в образовании – как вы
устанавливаете минимальную зарплату, чтобы на
его основе была создана методика расчета
норматива в каждом регионе, – предлагают
правительству уже не первый год.
Тогда станет ясно, кто сколько недодает школе:
Федерация, регион, муниципалитет...
Правительство настаивает на нелепой связке
государственного образовательного стандарта, то
есть минимального содержания образования, и
финансового норматива. И снова сказка про белого
бычка: учебные часы, тарификация учителя, объем
финансирования.
Только с той разницей, что если отменить Единую
тарифную сетку, то теперь по той же схеме на
местах будут начислять меньшую зарплату.
И теплом, и водой, и электричеством школу
обеспечивают не рынок, не реальные деньги, а
административное давление бюрократии на
энергетиков и коммунальщиков. Но те уже стали
независимыми: они стратегические объекты
отключают, а тут, подумаешь – школа!
Коммунальные службы уже не реагируют на
административное давление местного начальства.
Но других способов дать тепло в школу – нет.
И рынок обеспечения оборудованием так и не
сложился, если не считать фиктивную ситуацию с
тендерами на каждый кусок мыла или веники для
школ, и переход на казначейскую систему расчетов
не получился.
Ни рынка, ни финансово-хозяйственной
самостоятельности, ни гарантий государства на
возможности самим себя обеспечивать.
Как же школе не замерзать?
Предложения, на которые нет спроса
Зато в этом году на головы граждан
свалилась масса инициатив и предложений,
никакого отношения к реальной жизни детей и
школы не имеющих.
Продолжается протаскивание явочным порядком
проекта 12-летнего обучения. Продолжается бурная
активность на поле стандартизации. В пансионате
“Звенигородский” недавно прошел семинар
“Доработка стандарта общего образования по
результатам общественного и экспертного
обсуждения”. В работе семинара приняли участие
первый заместитель министра образования РФ
В.Болотов, разработчики стандартов общего
образования, эксперты Национального фонда
подготовки кадров (НФПК). Вечный бой за
стандартизацию продолжается и отвлекает и
граждан, и школы от действительной проблемы
обновления содержания образования.
А вот что происходит на поле Единого
государственного экзамена, граждане совсем не
понимают. Почему-то ведомство отчитывается об
итогах эксперимента расширением количества
регионов и предметов, по которым будет
проводиться экзамен. А вузы будут в этом
участвовать?
Однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет
– если вспомнить недавний съезд ректоров. А
между тем ведомство сыплет новациями словно из
рога изобилия.
– Что такое профильное обучение? – спрашивают
родители.
– Зачем надо было будоражить общество введением
православия? – спрашивают граждане.
– В чем смысл перехода на новую шкалу отметок? –
не понимают учителя.
– Что происходит в школе? – этого не понимает уже
никто.
На этом фоне возникает реальная угроза принятия
предельно консервативных решений в области
образования. Потому что видимая часть жизни
школы ужасает общество. Все видят нищее
учительство, развалившиеся и неотапливаемые
школы, в которые зачем-то везут компьютеры. Со
всех родителей России собирают деньги на
ремонт-книги-охрану-обрудование-дополнительные
услуги, и при этом никто не понимает смысла
ежедневных обескураживающих идей по изменению
школы.
Слово «эксперимент» уже неприлично произносить
в родительской, да и в учительской аудитории.
С другой стороны, понятно, что образование уже не
меняется вследствие ведомственных решений –
страна другая.
Общество и школа становятся открытыми. А это
значит, что механизмом изменений в образовании
должно стать выявление и оформление
общественных потребностей. А для этого нужно не
опросы проводить или митинги собирать, а
стимулировать (законодательно и информационно)
создание общественных гражданских организаций в
области образования.
– Общество не готово, мы еще не созрели для того,
чтобы граждане влияли на образование.
Позволим себе не согласиться: почему же тогда до
сих пор не введена 12-летка?
А почему же стандарт не принят?
Не потому ли, что политики видят: эти идеи
противоречат общественному видению современной
школы?
Другое дело, что создание общественных
институтов в образовании – очень тонкая и
деликатная задача, и решать ее надо не
административными способами.
Победы и поражения образовательной
политики
Основной задачей следующего года мы
видим развитие институтов общественного
управления школой: поиск местной элиты, обучение
общественных управляющих, создание союзов
попечителей образования. Если нам не будут
мешать – не помогать, пусть хоть не мешают, – то
через год можно будет обсуждать деятельность
сети общественного управления.
Но есть одна существенная проблема
политического характера.
За годы работы ныне действующей Государственной
думы пока так и не сложился парламентский
механизм развития или хотя бы поддержки
образования.
Возможно, в какой-то другой сфере апрельская
думская революция и оправдала себя, когда на
смену коммунистам к власти в большинстве думских
комитетов пришли центристы или правые.
Но Комитет по образованию и науке за это время
ничего существенного сделать не смог.
Бюджет образования не увеличился на 25%, как это
было заявлено в решении Госсовета.
Болезненным поражением стал провал поправки,
позволяющей учителям городских школ получать
отсрочку от армии.
Слушания по результатам эксперимента по ЕГЭ
ректоры во главе с В.Садовничим просто
проигнорировали, показав тем самым свою оценку
значимости думской позиции по этому вопросу.
Правда, есть и достижения. Государственная дума
приняла в третьем, окончательном чтении
законопроект, вносящий поправки к законам “Об
образовании” и “О высшем и послевузовском
профессиональном образовании”. При необходимых
для принятия решения 226 голосах законопроект
единогласно поддержали 418 депутатов. С
инициативой внести изменения в эти документы
выступил заместитель председателя думского
Комитета по образованию и науке Олег Смолин. В
закон вводится понятие “дистанционные
образовательные технологии”. “Это технология
получения образования с помощью
телекоммуникационных средств, когда
взаимодействие обучающегося и педагога
происходит на расстоянии”, – уточнил депутат.
Предполагается, что обучение таким
нетрадиционным способом будет происходить
посредством лекций по телевидению и Интернету
при сочетании с традиционными методами обучения.
Данный закон, по словам Смолина, “уравнивает
студентов, обучающихся посредством
дистанционных образовательных технологий, с
обычным студентом в обычном учреждении”.
“Дистанционные образовательные технологии
характерны для современного индустриального
общества”, – подчеркнул он. Закон направлен на
рассмотрение Совета Федерации.
Может быть, образование – это удел левых
политиков, а не либеральных? Или нынешнее
представительство либерально-демократических
идей в образовании (не в смысле Жириновского,
конечно) просто занимает чужое место? А на самом
деле никакого представительства нет?
В любом случае есть два политических итога
прошедшего года.
Первый: политической партии, которая бы отражала
либеральную идею в образовании, в России нет. Или
она не представлена в Думе.
Второй: доминирующее влияние в области
образовательной политики в России сохраняют
партии левой ориентации.
Отсюда вывод: в ближайшие годы скорее всего
развитие системы образования в России будет
происходить по сценарию потерпевшего поражение
социализма.
Поэтому удивляться, что школы замерзают, не
стоит. Не может быть так, чтобы кругом рынок, а в
школе – советская власть.
Правда, ученикам и учителям от этого не легче,
точнее – не теплее.
…Но школа хоть и замерзает, но не сдается. И что
бы ни было, а все равно в каждой школе зажжется
елка, придет Дед Мороз и скажет:
– С Новым годом, девочки и мальчики! С новым
счастьем!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"