ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ
ГОДА
Мы прожили напряженный год. Он был
насыщен событиями, важными решениями, радостями
и бедами, надеждами и катастрофами. 2002 год во
многом прояснил картину в вопросах внутренней и
внешней политики России, очертил круг ее
экономических и социальных проблем. И если мы
внимательно посмотрим на перечень событий,
случившихся или не случившихся (что порою имеет
не меньшее значение!) в российском образовании за
минувший год, то увидим, что и здесь для общества
и государства возникает ситуация выбора. Какой
путь модернизации будет выбран для школы?
Останется ли она ведомственным институтом, или
для нее откроют дорогу к демократическому
преобразованию, чтобы школа стала моделью
гражданского общества? Мы не раз задавали этот
вопрос на страницах газеты. И сегодня, подводя
итоги года, видим, что вопрос этот постепенно
становится все более очевиден и для политиков, и
для общества... Будем надеяться, что наступающий
год станет годом реальных ответов и эти ответы
окажутся благоприятными и для школы, и для нас с
вами.
Государственная дума
Александр ШИШЛОВ,
председатель Комитета по образованию и науке
Государственной думы:
– В текущем году нам, я имею в виду
Комитет по образованию и науке, действительно
удалось сделать несколько важных шагов.
Например, это принятие комплексного
“правительственного” законопроекта о внесении
изменений и дополнений в законы “Об
образовании” и “О высшем и послевузовском
образовании” с учетом наших либеральных
поправок. В частности, мы сняли 25-процентное
ограничение на прием в вузы по таким
специальностям, как менеджмент, юриспруденция.
Это позволит повысить качество образования по
перечисленным специальностям, так как крупные
вузы, дающие образование на высоком уровне,
смогут принимать больше студентов. При
рассмотрении этого же законопроекта мы убедили
правительство отказаться от идеи введения в
средней школе начальной военной подготовки.
Еще один значительный законопроект, который мы
приняли в первом чтении, – “О государственном
стандарте среднего общего образования”. Сейчас
ведется его доработка ко второму чтению. Нужно
отметить, что мы включили в законопроект не
только требования к уровню подготовки учащихся,
но и стандарты, связанные с материальными
условиями обучения, создали “мостик” к
нормативному финансированию, которое необходимо
системе образования.
В последние дни осенней сессии Государственная
дума приняла в третьем чтении законопроект,
связанный с дистанционным образованием,
практически единогласно.
К сожалению, не получилось увеличить бюджет
образования при рассмотрении законопроекта “О
федеральном бюджете на 2003 год”, несмотря на то
что наши поправки (2 миллиарда рублей на
образование, 0,5 миллиарда на науку) были
тщательно рассчитаны, одобрены подкомитетом по
бюджету Комитета по бюджету и налогам. Однако при
голосовании депутаты – члены четырех
проправительственных фракций – не поддержали
наших поправок. И такое случается в
Государственной думе: депутаты заверяют, что
поддержат законопроект, а на пленарном заседании
голосуют против, если правительство против
законопроекта.
Наши планы на будущий год довольно обширны.
Это принятие тех законопроектов, о которых уже
говорилось, – в первую очередь о стандарте
общего образования, проведение парламентских
слушаний по регулированию заработной платы, по
финансированию и налогообложению образования,
разработка путей перехода к нормативному
финансированию. Кроме того, сейчас вместе с
представителями образовательной общественности
мы разрабатываем проект закона об управляющих
советах в школах. Сегодня такие управляющие
школьные советы бесправны, и от их существования
мало что меняется. Мы хотим создать механизм
общественного управления школой, который даст
общественным советам реальные полномочия, в том
числе в решении кадровых вопросов, в управлении
внебюджетными средствами. Надеемся, что этот
законопроект будет привлекать общество в
образование.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|