ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ
ГОДА
Мы прожили напряженный год. Он был
насыщен событиями, важными решениями, радостями
и бедами, надеждами и катастрофами. 2002 год во
многом прояснил картину в вопросах внутренней и
внешней политики России, очертил круг ее
экономических и социальных проблем. И если мы
внимательно посмотрим на перечень событий,
случившихся или не случившихся (что порою имеет
не меньшее значение!) в российском образовании за
минувший год, то увидим, что и здесь для общества
и государства возникает ситуация выбора. Какой
путь модернизации будет выбран для школы?
Останется ли она ведомственным институтом, или
для нее откроют дорогу к демократическому
преобразованию, чтобы школа стала моделью
гражданского общества? Мы не раз задавали этот
вопрос на страницах газеты. И сегодня, подводя
итоги года, видим, что вопрос этот постепенно
становится все более очевиден и для политиков, и
для общества... Будем надеяться, что наступающий
год станет годом реальных ответов и эти ответы
окажутся благоприятными и для школы, и для нас с
вами.
Министерство
Виктор БОЛОТОВ,
первый заместитель министра образования:
– Этот год запомнится, с одной
стороны, как важный этап осуществления концепции
модернизации образования, с другой –
финансово-экономическими проблемами.
Что удалось сделать?
Во-первых, по сравнению с началом текущего года
число учителей, которым задерживают заработную
плату, сократилось вдвое.
Лишь в двух субъектах Федерации задолженность по
заработной плате является общерегиональной
бедой – это Иркутская и Кировская области, а в
остальных “проваливаются” один-два района.
Но есть случаи, когда ответственность за
происходящее лежит на губернаторах. Так, в конце
прошлого года субъекты Федерации подписали
договор с Министерством финансов, согласно
которому дотации из федерального бюджета на
зарплату бюджетников выделяются при соблюдении
двух основных условий: при расходовании более 50%
средств на эти цели и при отмене региональных
надбавок. Некоторые регионы этот договор не
подписали и помощи от центра не получают.
Во-вторых, концепция модернизации стала делом не
только правительства, но и каждой школы. То есть
процесс пошел, и данные опросов ВЦИОМа, фонда
“Общественное мнение” и других говорят о том,
что все больше людей разделяют различные
положения концепции модернизации – от ЕГЭ до
реструктуризации сети сельских школ.
Как известно, вопреки планам до конца 2002 года по
разным причинам так и не удалось утвердить
государственные стандарты общего образования.
Серьезные замечания по этому законопроекту есть
у Минфина. Есть разногласия и среди
разработчиков. В декабре в Звенигороде прошел
семинар, посвященный доработке стандартов, в
котором приняли участие представители РАН, РАО,
ведущих вузов и независимые эксперты.
Окончательный вариант планируется подготовить к
10 января. Удалось достигнуть взаимопонимания по
всем предметам, кроме математики.
Как известно, теперь процедура принятия
стандартов определяется правительством.
В связи с этим возможны два пути: либо выполнение
этой задачи целиком и полностью будет возложено
на профильные ведомства – Министерство
образования и РАО, либо правительство утвердит
стандарты своим распоряжением. В последнем
случае придется согласовывать содержание
стандартов со многими ведомствами, которые будут
требовать, чтобы в школах обязательно изучалось
антимонопольное законодательство, курс любви к
природе, а ОБЖ стали бы ведущей дисциплиной.
И еще: в минувшем году Министерством образования
была совершена серьезная ошибка. Речь идет о
письме от 22 октября 2002 года об изучении в школах
основ православной культуры.
Понятно, что история Российского государства
неотделима от истории православной церкви.
Понятно, что надо восстанавливать христианские
ценности и христианскую культуру.
Но с другой стороны, у нас многоконфессиональная
страна, поэтому инициатива министерства кое-кого
спровоцировала на ответные действия: в
нескольких национальных республиках уже
подумывают об изучении буддизма, ислама в рамках
национально-регионального компонента. В каком
положении окажутся, например, 43% русскоязычного
населения в Татарстане?
Разъяснения по многим позициям документа,
вызвавшего столь ожесточенные споры в обществе,
приведены в пресс-релизе Министерства
образования от 18 декабря на сайте www.ed.gov.ru .
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|