Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА 
 

Мы прожили напряженный год. Он был насыщен событиями, важными решениями, радостями и бедами, надеждами и катастрофами. 2002 год во многом прояснил картину в вопросах внутренней и внешней политики России, очертил круг ее экономических и социальных проблем. И если мы внимательно посмотрим на перечень событий, случившихся или не случившихся (что порою имеет не меньшее значение!) в российском образовании за минувший год, то увидим, что и здесь для общества и государства возникает ситуация выбора. Какой путь модернизации будет выбран для школы? Останется ли она ведомственным институтом, или для нее откроют дорогу к демократическому преобразованию, чтобы школа стала моделью гражданского общества? Мы не раз задавали этот вопрос на страницах газеты. И сегодня, подводя итоги года, видим, что вопрос этот постепенно становится все более очевиден и для политиков, и для общества... Будем надеяться, что наступающий год станет годом реальных ответов и эти ответы окажутся благоприятными и для школы, и для нас с вами.

Министерство

Виктор БОЛОТОВ,
первый заместитель министра образования:

– Этот год запомнится, с одной стороны, как важный этап осуществления концепции модернизации образования, с другой – финансово-экономическими проблемами.
Что удалось сделать?
Во-первых, по сравнению с началом текущего года число учителей, которым задерживают заработную плату, сократилось вдвое.
Лишь в двух субъектах Федерации задолженность по заработной плате является общерегиональной бедой – это Иркутская и Кировская области, а в остальных “проваливаются” один-два района.
Но есть случаи, когда ответственность за происходящее лежит на губернаторах. Так, в конце прошлого года субъекты Федерации подписали договор с Министерством финансов, согласно которому дотации из федерального бюджета на зарплату бюджетников выделяются при соблюдении двух основных условий: при расходовании более 50% средств на эти цели и при отмене региональных надбавок. Некоторые регионы этот договор не подписали и помощи от центра не получают.
Во-вторых, концепция модернизации стала делом не только правительства, но и каждой школы. То есть процесс пошел, и данные опросов ВЦИОМа, фонда “Общественное мнение” и других говорят о том, что все больше людей разделяют различные положения концепции модернизации – от ЕГЭ до реструктуризации сети сельских школ.
Как известно, вопреки планам до конца 2002 года по разным причинам так и не удалось утвердить государственные стандарты общего образования.
Серьезные замечания по этому законопроекту есть у Минфина. Есть разногласия и среди разработчиков. В декабре в Звенигороде прошел семинар, посвященный доработке стандартов, в котором приняли участие представители РАН, РАО, ведущих вузов и независимые эксперты. Окончательный вариант планируется подготовить к 10 января. Удалось достигнуть взаимопонимания по всем предметам, кроме математики.
Как известно, теперь процедура принятия стандартов определяется правительством.
В связи с этим возможны два пути: либо выполнение этой задачи целиком и полностью будет возложено на профильные ведомства – Министерство образования и РАО, либо правительство утвердит стандарты своим распоряжением. В последнем случае придется согласовывать содержание стандартов со многими ведомствами, которые будут требовать, чтобы в школах обязательно изучалось антимонопольное законодательство, курс любви к природе, а ОБЖ стали бы ведущей дисциплиной.
И еще: в минувшем году Министерством образования была совершена серьезная ошибка. Речь идет о письме от 22 октября 2002 года об изучении в школах основ православной культуры.
Понятно, что история Российского государства неотделима от истории православной церкви. Понятно, что надо восстанавливать христианские ценности и христианскую культуру.
Но с другой стороны, у нас многоконфессиональная страна, поэтому инициатива министерства кое-кого спровоцировала на ответные действия: в нескольких национальных республиках уже подумывают об изучении буддизма, ислама в рамках национально-регионального компонента. В каком положении окажутся, например, 43% русскоязычного населения в Татарстане?
Разъяснения по многим позициям документа, вызвавшего столь ожесточенные споры в обществе, приведены в пресс-релизе Министерства образования от 18 декабря на сайте www.ed.gov.ru .


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru