НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Леонид Кацис. Осип Мандельштам: мускус
иудейства
М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим,
2002
Еврейская и иудейская
идентификация Мандельштама давно интересовала
ученых, но многостороннего исследования на эту
тему доселе не было. Причин тому немало. Основная
из них, по словам исследователя Серебряного века
Леонида Кациса, состоит в том, что с подачи Н.Я.Мандельштам
творчество поэта интерпретировалось в основном
в христианском ракурсе. Осип Мандельштам, как
известно, принял крещение по методистскому
обряду, любил повторять, что «сегодня каждый
культурный человек – христианин», а на
древнееврейском языке, кажется, даже читать не
умел. Тем не менее Ветхий Завет и еврейские
обычаи поэт знал с детства: иудаизм, как «крошка
мускуса», проник в его жизнь, поэзию и прозу.
Иудейская образность в поэзии Мандельштама
ранее практически не исследовалась, а
ветхозаветные цитаты трактовались
исключительно как литературный прием в русле
поэтики акмеизма. Л.Кацис же обнаруживает в
дюжине мандельштамовских стихотворений разных
периодов сложнейшее переплетение библейских
сюжетов, эсхатологических мифов и современной
истории еврейского народа. Так, по мнению
исследователя, стихотворение «От вторника и до
субботы…», написанное в начале германской войны
после поездки поэта в Варшаву, содержит аллюзии
не только на первые строки книги Исхода, но и на
распространенные в прифронтовой полосе
шовинистические настроения («ходили слухи о том,
что религиозные евреи прячут в бородах телефоны
для передачи немцам секретной информации»). Тема
Исхода близка Мандельштаму еще и потому, что сама
его фамилия означает в переводе «посох из
миндального дерева», а именно такой посох был у
Машиаха (Моисея), когда он выводил свой народ из
Египта. А вот в стихотворении «Иудеям» (датировано
ноябрем 1917-го), по мнению Л.Кациса, отразились
события на палестинском фронте Первой мировой
войны: именно в эти дни англичане вошли в
Иерусалим, и многие российские сионисты
восприняли это как начало новой эпохи,
возможность создания еврейского государства на
земле предков.
Не меньше специфических иудейских и еврейских
реминисценций в прозе Мандельштама. Так, в «Шуме
времени» поэт ведет скрытую полемику с Вагнером
и русскими вагнеристами, апологетами «арийской
музыки». А знаменитая «Четвертая проза», по
наблюдению Л.Кациса, переполнена
многочисленными еврейскими микросюжетами,
именами и аллюзиями, понятными немногим. Впрочем,
как напоминает исследователь, «Четвертая проза»
для печати и не предназначалась.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|