ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
Илья ПРИГОЖИН: МИР НА ПОРОГЕ
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Детерминизма нет ни в обществе, ни в
природе
Илья Пригожин, бельгиец
русского происхождения, лауреат Нобелевской
премии по химии за 1977 год, занимается изучением
одной из интереснейших проблем современной
науки – так называемой «стрелой времени». Как
известно, до середины XIX столетия считалось, что
все динамические процессы обратимы. Однако со
времени открытия Второго закона термодинамики
представления о взаимоотношениях материи и
времени существенно изменились. Выяснилось, что
любой порядок чреват хаосом, и больше того,
наступление хаоса, то есть нарастание энтропии,
неизбежно. В своей ставшей интеллектуальным
бестселлером работе «La nouvelle alliance», 1979 (в русском
издании – «Порядок из хаоса», 1986), Пригожин
показывает, что движение времени созидательно и
природу можно сравнить с бурлящим вихрем, где нет
места окончательным и безусловным
закономерностям.
Работа, которую мы предлагаем вашему вниманию,
выполнена в рамках совместного проекта журнала
«Эксперт» и «Лос-Анджелес таймс» под названием
«Нобелевские лауреаты-2000».
Историк Фернан Бродель однажды написал:
“События приходят и уходят”, имея в виду, что
история не делает скачков и события – не более
чем искусственно локализованные наблюдателем
элементы в непрерывном потоке времени. Биохимик
Федерико Майор, в прошлом возглавлявший ЮНЕСКО,
отстаивает другую точку зрения: непрерывность
исторического процесса просто скрывает ключевую
роль отдельных событий. Прежде чем разобраться,
кто из них прав, зададимся вопросом: а что мы,
собственно, понимаем под событиями?
Наверное, мы согласимся с тем, что и
революция 1917 года в России, и падение Берлинской
стены были “событиями”. И то и другое могло
произойти, но могло и не произойти. Тем не менее
точное расположение Луны и через тысячу лет вряд
ли станет “событием”, поскольку его можно
рассчитать с помощью законов Ньютона. Событие —
это то, что нельзя заранее вычислить, это продукт
творчества исторических сил.
Гуманитарные науки в течение долгого времени
отвергали детерминистические законы из-за
свободы выбора, присущей человеческому обществу.
Но может статься, что природные системы также не
столь детерминистичны, как нам до недавнего
времени пытались навязать физика с биологией.
Естественную историю тоже двигают события. У
природы тоже есть своя “свобода выбора”,
которая проявляется в точке бифуркации (точка
“раздвоения” траектории системы, в которой
нельзя точно спрогнозировать, какую именно
траекторию она выберет в ближайшем будущем), –
поэтому для сложных природных систем будущее не
более предсказуемо, чем для систем исторических.
Так как свобода выбора связана с творчеством,
можно сказать, что природа в состоянии творить.
Пожалуй, наиболее яркий пример творчества
природы – разнообразие биологических видов. В
настоящее время, например, науке известно свыше 12
тысяч видов муравьев, и трудно представить, что
появление всех этих видов было
запрограммировано в момент Большого взрыва.
Впрочем, природное творчество можно наблюдать и
на более примитивных уровнях организации
материи. Разве не творчество сам Большой взрыв –
рождение материи и излучения из квантового
вакуума? Или рассмотрим менее масштабное явление
— вихри Бенара. Если в тонком слое жидкости
довести разницу температур между нижней
(подогреваемой) и верхней (при комнатной
температуре) поверхностью до определенного
уровня, то мы обнаружим появление вихрей,
разделяющих объем жидкости на регулярные ячейки.
Неупорядоченное на микроскопическом уровне
движение частиц жидкости с повышением
температуры не становится более хаотичным, а,
наоборот, самоорганизуется и образует порядок на
макроскопическом уровне. Похоже, что Бенаровы
вихри не признают классической формулировки
Второго закона термодинамики, в которой особо
подчеркивается деструктивная роль энтропии и
диссипации энергии. Напротив, отдаление от
равновесного состояния приводит к новой
гармонии: подогреваемые частицы жидкости,
“выбирая” новые траектории, проявляют
“творческие наклонности”.
О роли личности в истории сегодня уже ясно. Но и
природа ближе к биологии и истории человечества,
чем к классической физике, поскольку в ней всегда
присутствует элемент случайности.
Однако вернемся к “событиям”. Они не
изолированные явления, а результат
взаимодействия множества факторов. В 1917 году
революция и крах самодержавия в России могли
принять различные формы. То, что произошло в
реальности, стало следствием многих причин, в
частности слабости царя, непопулярности царицы,
нерешительности Керенского и решительности
Ленина. Именно эти “микрофакторы” и амплитуда
их флуктуаций и определили исход кризиса.
Современная наука позволяет нам лучше
разобраться в механизме событий. Как уже было
сказано, в физике и химии “события” – это
бифуркации. Если проследить за траекторией
системы, может оказаться, что в каких-то
ситуациях траектория становится все менее
устойчивой и распадается на множество новых
траекторий. По какой из этих ветвей пойдет
система – предугадать невозможно. Малейшая
флуктуация может определить будущее миллиардов
частиц, организуя их на надмолекулярном уровне.
Так вот, верна и обратная аналогия: человеческую
историю можно рассматривать как
последовательность бифуркаций, и это не просто
естественно-научная метафора. Как на бифуркацию
можно посмотреть, например, на переход из
палеолита в неолит, который произошел
практически одновременно во всем мире. Это
бифуркация, связанная с появлением новых форм
систематической эксплуатации растительных
ресурсов и земных недр. Но разные системы пошли
по разным траекториям, образовалось несколько
ветвей, таких как китайский неолит,
ближневосточный неолит или доколумбов неолит.
При переходе к неолиту появились иерархические
общества в результате того, что разделение труда
породило неравенство. Это, в свою очередь,
привело к появлению рабства, которое
существовало вплоть до конца XIX века.
Я убежден, что мы приближаемся сейчас к такой же
точке бифуркации, после прохождения которой
человечество окажется на одной из нескольких
вероятных траекторий. Главный фактор –
информационно-технологический бум. Мы подходим к
созданию “сетевого общества”, в котором люди
будут связаны между собой так, как никогда ранее.
Хорошо это или плохо? С точки зрения долгосрочной
биологической эволюции вопрос можно поставить
следующим образом: на что будет больше походить
сетевое общество – на большой иерархически
организованный муравейник или на общество
свободных людей?
С ростом народонаселения планеты повышается
вероятность нелинейных микрофлуктуаций,
связанных с индивидуальной свободой выбора,
поскольку увеличивается численность игроков. С
другой стороны, поскольку люди становятся все
более объединены сетями, может появиться и
обратный эффект: императивы объединенного
коллектива подавят индивидуальную свободу
выбора. И “муравьиный опыт” здесь вполне
уместен. Существует множество видов муравьиных
колоний; некоторые из них не так велики и
насчитывают несколько сотен отдельных особей,
другие же – целые империи с миллионами существ.
“Социальное устройство” колоний первого и
второго типов существенно различается — в
небольших колониях отдельные муравьи ведут себя
независимо, самостоятельно отправляются за
фуражом и приносят свою добычу в муравейник. В
больших колониях все подчинено коллективным
движениям и роль индивидуальной деятельности
сведена к минимуму. Человеческое общество,
связанное единой Сетью, вполне может продолжить
свое развитие по второму сценарию. На эту мысль
наводит еще одно соображение. Несколько лет тому
назад меня заинтересовала теория транспортных
потоков. Я установил, что в условиях относительно
свободного трафика каждый водитель ведет себя
более или менее свободно. Такой режим движения я
назвал индивидуальным. По мере нарастания
плотности трафика вступают в силу законы
“коллективного режима” движения, в котором
каждый подталкивает другого и испытывает
аналогичное воздействие со стороны — водители
становятся более связанными друг с другом,
транспортный поток начинает подчиняться законам
“большого муравейника”.
Конечно, потеря свободы человечеством кажется
нам не лучшим выходом из новой бифуркации,
правда, и мир, в котором “все решает случай”,
вряд ли кого устроит. Где лежит компромисс,
возможна ли иная траектория? Точного ответа дать
не может никто, но, глядя на сегодняшнее
человечество с позиций теории неравновесных
процессов, вот что можно сказать наверняка:
глобализация и сетевая революция ведут не только
к большей связанности людей друг с другом, но и к
повышению роли отдельного индивида в
историческом процессе. Точно так же, как в точке
бифуркации поведение одной частицы может сильно
изменить конфигурацию системы на
макроскопическом уровне, творческая личность, а
не безликие восставшие массы будет все сильнее
влиять на исторические события на новом этапе
эволюции общества.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|