ПРАВА УЧИТЕЛЯ
Запрет на профессию: компромисс
наконец достигнут
Правительство сумело защитить
интересы учеников, не ущемляя интересов
педагогов
После четырех лет консультаций с
экспертами Государственная дума отказалась от
идеи принять закон, определяющий, кто и по каким
основаниям не имеет права работать учителем.
Первоначально депутаты и правительство
собирались защитить таким образом права
учеников.
Но в итоге признали, что это невозможно сделать,
не ущемив прав учителей…
Сомнительные основания
Проект федерального закона «О перечне оснований,
наличие которых препятствует занятию
педагогической деятельностью в образовательных
учреждениях» был принят Думой в первом чтении 13
ноября 1998 года. Это решение парламента произвело
в учительской среде эффект разорвавшейся бомбы.
Депутаты предложили всего два основания
отказать в праве учительствовать – болезнь или
судимость. Но список болезней вышел слишком
общим: чего стоит, например, идея не брать в
педагоги людей, страдающих «хроническими
заболеваниями глотки и гортани» –
профессиональным учительским заболеванием!
Перечень статей Уголовного кодекса, наоборот,
сделали чрезмерно детальным. То есть в случае
принятии закона чиновники получили бы в свое
распоряжение множество способов уволить с
работы неугодного учителя. Например, участие в
забастовочном пикете вполне может
квалифицироваться по статье «Массовые
беспорядки». Раз – и уволили всех забастовщиков.
Одно спасение – желающих работать учителями
всегда не хватает…
Четыре года спустя
После первого чтения стараниями Комитета по
образованию и науке Думы законопроект направили
на доработку. Как видим, она затянулась: вновь об
этом законе заговорили лишь месяц назад, когда он
появился в повестке дня Государственной думы… с
рекомендацией: «Возвратить к процедуре первого
чтения и отклонить».
Как нам рассказали в Комитете по образованию и
науке, в течение четырех лет законопроект
пытались доработать несколько независимых групп
юристов. И всякий раз результат выходил один и
тот же: даже с учетом всех поправок закон не
отвечал в должной мере трудовым интересам
учителей. Хотя основную функцию – защиту
интересов учащихся – мог выполнять исправно.
Такая вот коллизия.
Оценив работу юристов, депутаты сочли, что такие
сложные вопросы нельзя решать федеральным
законом.
Теперь запрет на педагогическую деятельность
будет осуществляться иначе. В Закон «Об
образовании» внесена поправка, согласно которой
учителями не могут быть лица, имеющие
непогашенную судимость за тяжкие или особо
тяжкие преступления. Во всех остальных случаях
запрет налагает суд – в качестве дополнительной
меры наказания.
Перечень медицинских противопоказаний теперь
будет утверждать правительство. Этот особый
список подготовят врачи и особенно тщательно,
как обещают в правительстве, укажут в нем все
диагностические показатели заболеваний.
Между судом районным и
Конституционным
Такая позиция правительства кажется нам
особенно важной. Ведь именно оно внесло четыре
года назад этот законопроект в Думу, именно
усилиями проправительственных фракций
парламента он был принят в первом чтении.
Спору нет – защищать интересы учеников нужно. Но
и вводить целую систему запретов федеральным
законом – тоже нельзя.
Простое решение суда о запрете на педагогическую
деятельность можно обжаловать в суде общей
юрисдикции. Это достаточно простая, быстрая
процедура.
А вот решение, основанное на норме федерального
закона, обжалуется только в Конституционном суде.
Для этого необходимо в обязательном порядке
пройти все нижестоящие судебные инстанции. Это
несколько лет жизни, проведенных в тяжбах.
Таким образом, отказ от идеи введения запретов на
педагогическую деятельность отдельным законом,
с нашей точки зрения, свидетельствует о том, что
из двух вариантов защиты гражданских прав
учителей правительство выбрало наиболее простой
и одновременно эффективный.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|