ПРОЕКТЫ ЭВРИКИ
Новое измерение образовательного
пространства
Оно создается сетью инновационных
школ и союзами попечителей
2002 год стал для сообщества
инновационного образования чрезвычайно
продуктивным. Продолжается финансовая поддержка
эвриканских федеральных экспериментальных
площадок Министерством образования, развивается
сетевое взаимодействие проектов, началось
детское движение «Эврика-Хогвартс», наконец,
получил мощный импульс проект общественного
управления образованием.
Уходим в сеть
За последние полтора месяца удалось побывать в
нескольких регионах: в Красноярском крае, Омской
и Тюменской областях, в Тольятти, Ростове,
Екатеринбурге и Ижевске.
Конец года – подведение итогов деятельности
эвриканской сети, оценка новой проблематики и
формулирование новых проектных задач сети.
Подробные материалы о всех семинарах можно
увидеть на сайте www.eurekanet.ru благодаря новому
проекту «Эврики» – «Зеркало». Аналитическая
группа, в которую входят аспиранты и молодые
ученые из Московского и Омского
педуниверситетов, Красноярского
педагогического училища № 1, работает над тем,
чтобы на сайте было отражено каждое эвриканское
событие – каждая лекция, работа каждой проектной
группы и каждый пленум. Очень скоро благодаря
Интернету и аналитикам из «Зеркала» участвовать
в эвриканских дискуссиях сможет любой, кто в этот
момент подключится к сети.
Представляете, никуда не выезжая, можно
участвовать в «Эврике», которая собралась в
Красноярске или Улан-Удэ, присутствовать на
лекциях, обсуждать проекты, вносить свой вклад в
дискуссии на общих пленумах, задавать вопросы,
оппонировать, выдвигать собственные идеи.
Конечно, если бы уровень информатизации нашей
страны и наших школ был выше, все это можно было
бы делать с помощью видеокамеры в реальном
времени.
Но загрузка видеоизображения в далеком
уральском поселке или якутском сельском улусе
«съест» все ресурсы, и временные, и финансовые.
Конечно, лет через десять идея письменного
изложения содержания эвриканских сборов и
участия в событии через электронную почту
покажется многим смешной или по крайней мере
вызовет улыбку. В будущем каждый сможет войти в
Интернет, например, в Верхней Пышме Свердловской
области и, используя видеокамеру и микрофон,
задать свой вопрос или возразить лектору,
читающему свою лекцию в Тюмени.
Но сегодня участвовать в сетевых событиях легче
всего так: письменно.
Вообще сетевое взаимодействие в «Эврике» в
следующем году станет на порядок эффективнее,
чем сейчас. Участники группы проектов взялись
отрабатывать идею сетевого отражения всей
школьной жизни, для того чтобы сообщество, как
авторское, так и экспертное, могло эффективно
взаимодействовать со школами с помощью сети
Интернета.
Этот проект лишь кажется педагогической
фантастикой: сеть «Эврика» собирается проводить
экспертизу проектов, а в недалеком будущем и
аттестацию учителей через Интернет. Принцип
сформулировал лидер федеральной
экспериментальной площадки «Корифей» из
Екатеринбурга Алексей Бабетов: «Все, что учитель
делает, возможно разместить в Интернете, значит,
и аттестовать учителя возможно без проверок
уроков и сдачи аттестационных экзаменов». Тут
главное не воспринимать эту возможность, по
крайней мере на первом этапе, как тотальную
необходимость.
Общественное управление – в школы!
Какие еще эвриканские проекты будут
осуществляться в следующем году?
Будет продолжаться конкурс «Авторская школа
“Эврика”». В декабре будут подведены итоги
конкурса 2002 года, подготовлен проект приказа
министерства по федеральным экспериментальным
площадкам, и в апреле 2003 года на традиционном
семинаре «Эврика-Авангард» – объявлен конкурс
культурно-образовательных инициатив и конкурс
отчетов для грантовой поддержки.
Но основным проектом «Эврики» в следующем году
станет проект «Общественное управление
образованием». Он представляет собой развитие
попечительства, построение сети союзов
попечителей, как муниципальных, так и
региональных, обучение общественных управляющих
и делегирование им части учредительства.
По времени развитие этого проекта совпадает с
внесением в Государственную думу
правительственного законопроекта о
реорганизации государственных учреждений, в
котором серьезно меняется организационно-правовая
форма школы и предусматривается право
попечительского совета утверждать бюджет школы.
«Эврика» собирается вносить в этот законопроект
поправку, касающуюся прав и муниципального, и
регионального союзов попечителей в определении
образовательной политики местного
самоуправления и регионов.
Проект развития общественного управления
состоит в том, чтобы в разных регионах собрать
влиятельных попечителей и в рамках
образовательной программы «Подготовка
общественных управляющих» на очень высоком
технологическом уровне дать гражданам-попечителям
качественную подготовку в области общественного
управления социальной сферой, особенно
образованием.
Ни в коем случае не давать властных полномочий
над школой (полномочий учредительства)
активистам-общественникам, ни в коем случае не
повторять большевистского призыва дать кухаркам
рычаги управления нашей жизнью.
…В далеких и демократических странах специально
учить общественных управляющих не нужно. Мне
рассказывал Джон Голдуоттер, председатель
совета «Чейз-сити» школы в графстве Энфилд, что и
его прадед, и дед, и дядя были председателями
попечительских советов школ. В укладе жизни
английской элиты – общественное управление
образованием. Огромное количество, более тысячи,
гражданских институтов влияния на образование (помимо
школьных попечительских советов) в
Великобритании вовлекает граждан в управление
школой. И если появляется министерское решение –
о введении общенациональных программ, например,
или децентрализации финансирования школы, – это
автоматически означает, что решение согласовано
с гражданскими организациями.
Но значит ли это, что все решения английского
министерства образования поддерживаются
гражданами или профессиональным сообществом?
Наоборот, почти каждое предложение ведомства
вызывает споры.
У нас культурно-историческая традиция
общественного участия в управлении образованием
оказалась прерванной в 1917 году. И преодолеть этот
разрыв можно образовательными средствами –
через вовлечение ответственных граждан в
современную проблематику развития образования.
И нет ничего странного в том, что общественным
управляющим можно выдавать дипломы – наоборот,
это вклад образовательного сообщества в
преодоление культурно-исторического разрыва.
Вопросы будущего года
Другие эвриканские проекты 2003 года: Свободный
университет «Эврика», развитие школы «Эврика-Хогвартс»,
Ассоциация экспертов «Эврика», Ассоциация
администраторов школьных сайтов, Школа
бухгалтерского мастерства, Школа юристов
образования.
В современном российском образовании
столкнулись две тенденции: жесткая
централизация и усиление бюрократии и, наоборот,
развитие инициатив и поддержка ведомством
инновационных проектов. Ситуация может стать
продуктивной, если обе тенденции будут
удерживаться – умеренная централизация и
поощрение инноваций.
Сообщество «Эврики» вводит общественное
управление школой, развивает сетевое
взаимодействие и готовится к тому, чтобы строить
новую образовательную корпорацию.
Благодаря ресурсу Федеральной программы
развития образования сеть инновационного
образования развивается не только как
сообщество, но и как новая организация.
Может ли сеть стать образовательной
организацией?
Могут ли дети учиться одновременно и в школе
«Эврика-Развитие» в Ростове и в сети «Эврика»?
Может ли школа одновременно быть учреждением (организацией),
сообществом (дети – учителя – родители) и
инновационным проектом?
Может ли государство поддерживать инициативы,
даже если эти инициативы не всегда совпадают с
официальной линией ведомства?
Эти вопросы мы ставим перед собой в будущем году.
Ответы, как только они появятся, будут
опубликованы в газете «Первое сентября».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|