Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПРОЕКТЫ ЭВРИКИ

Александр АДАМСКИЙ

Новое измерение образовательного пространства

Оно создается сетью инновационных
школ и союзами попечителей

2002 год стал для сообщества инновационного образования чрезвычайно продуктивным. Продолжается финансовая поддержка эвриканских федеральных экспериментальных площадок Министерством образования, развивается сетевое взаимодействие проектов, началось детское движение «Эврика-Хогвартс», наконец, получил мощный импульс проект общественного управления образованием.

Уходим в сеть

За последние полтора месяца удалось побывать в нескольких регионах: в Красноярском крае, Омской и Тюменской областях, в Тольятти, Ростове, Екатеринбурге и Ижевске.
Конец года – подведение итогов деятельности эвриканской сети, оценка новой проблематики и формулирование новых проектных задач сети.
Подробные материалы о всех семинарах можно увидеть на сайте www.eurekanet.ru благодаря новому проекту «Эврики» – «Зеркало». Аналитическая группа, в которую входят аспиранты и молодые ученые из Московского и Омского педуниверситетов, Красноярского педагогического училища № 1, работает над тем, чтобы на сайте было отражено каждое эвриканское событие – каждая лекция, работа каждой проектной группы и каждый пленум. Очень скоро благодаря Интернету и аналитикам из «Зеркала» участвовать в эвриканских дискуссиях сможет любой, кто в этот момент подключится к сети.
Представляете, никуда не выезжая, можно участвовать в «Эврике», которая собралась в Красноярске или Улан-Удэ, присутствовать на лекциях, обсуждать проекты, вносить свой вклад в дискуссии на общих пленумах, задавать вопросы, оппонировать, выдвигать собственные идеи.
Конечно, если бы уровень информатизации нашей страны и наших школ был выше, все это можно было бы делать с помощью видеокамеры в реальном времени.
Но загрузка видеоизображения в далеком уральском поселке или якутском сельском улусе «съест» все ресурсы, и временные, и финансовые.
Конечно, лет через десять идея письменного изложения содержания эвриканских сборов и участия в событии через электронную почту покажется многим смешной или по крайней мере вызовет улыбку. В будущем каждый сможет войти в Интернет, например, в Верхней Пышме Свердловской области и, используя видеокамеру и микрофон, задать свой вопрос или возразить лектору, читающему свою лекцию в Тюмени.
Но сегодня участвовать в сетевых событиях легче всего так: письменно.
Вообще сетевое взаимодействие в «Эврике» в следующем году станет на порядок эффективнее, чем сейчас. Участники группы проектов взялись отрабатывать идею сетевого отражения всей школьной жизни, для того чтобы сообщество, как авторское, так и экспертное, могло эффективно взаимодействовать со школами с помощью сети Интернета.
Этот проект лишь кажется педагогической фантастикой: сеть «Эврика» собирается проводить экспертизу проектов, а в недалеком будущем и аттестацию учителей через Интернет. Принцип сформулировал лидер федеральной экспериментальной площадки «Корифей» из Екатеринбурга Алексей Бабетов: «Все, что учитель делает, возможно разместить в Интернете, значит, и аттестовать учителя возможно без проверок уроков и сдачи аттестационных экзаменов». Тут главное не воспринимать эту возможность, по крайней мере на первом этапе, как тотальную необходимость.

Общественное управление – в школы!

Какие еще эвриканские проекты будут осуществляться в следующем году?
Будет продолжаться конкурс «Авторская школа “Эврика”». В декабре будут подведены итоги конкурса 2002 года, подготовлен проект приказа министерства по федеральным экспериментальным площадкам, и в апреле 2003 года на традиционном семинаре «Эврика-Авангард» – объявлен конкурс культурно-образовательных инициатив и конкурс отчетов для грантовой поддержки.
Но основным проектом «Эврики» в следующем году станет проект «Общественное управление образованием». Он представляет собой развитие попечительства, построение сети союзов попечителей, как муниципальных, так и региональных, обучение общественных управляющих и делегирование им части учредительства.
По времени развитие этого проекта совпадает с внесением в Государственную думу правительственного законопроекта о реорганизации государственных учреждений, в котором серьезно меняется организационно-правовая форма школы и предусматривается право попечительского совета утверждать бюджет школы. «Эврика» собирается вносить в этот законопроект поправку, касающуюся прав и муниципального, и регионального союзов попечителей в определении образовательной политики местного самоуправления и регионов.
Проект развития общественного управления состоит в том, чтобы в разных регионах собрать влиятельных попечителей и в рамках образовательной программы «Подготовка общественных управляющих» на очень высоком технологическом уровне дать гражданам-попечителям качественную подготовку в области общественного управления социальной сферой, особенно образованием.
Ни в коем случае не давать властных полномочий над школой (полномочий учредительства) активистам-общественникам, ни в коем случае не повторять большевистского призыва дать кухаркам рычаги управления нашей жизнью.
…В далеких и демократических странах специально учить общественных управляющих не нужно. Мне рассказывал Джон Голдуоттер, председатель совета «Чейз-сити» школы в графстве Энфилд, что и его прадед, и дед, и дядя были председателями попечительских советов школ. В укладе жизни английской элиты – общественное управление образованием. Огромное количество, более тысячи, гражданских институтов влияния на образование (помимо школьных попечительских советов) в Великобритании вовлекает граждан в управление школой. И если появляется министерское решение – о введении общенациональных программ, например, или децентрализации финансирования школы, – это автоматически означает, что решение согласовано с гражданскими организациями.
Но значит ли это, что все решения английского министерства образования поддерживаются гражданами или профессиональным сообществом? Наоборот, почти каждое предложение ведомства вызывает споры.
У нас культурно-историческая традиция общественного участия в управлении образованием оказалась прерванной в 1917 году. И преодолеть этот разрыв можно образовательными средствами – через вовлечение ответственных граждан в современную проблематику развития образования.
И нет ничего странного в том, что общественным управляющим можно выдавать дипломы – наоборот, это вклад образовательного сообщества в преодоление культурно-исторического разрыва.

Вопросы будущего года

Другие эвриканские проекты 2003 года: Свободный университет «Эврика», развитие школы «Эврика-Хогвартс», Ассоциация экспертов «Эврика», Ассоциация администраторов школьных сайтов, Школа бухгалтерского мастерства, Школа юристов образования.
В современном российском образовании столкнулись две тенденции: жесткая централизация и усиление бюрократии и, наоборот, развитие инициатив и поддержка ведомством инновационных проектов. Ситуация может стать продуктивной, если обе тенденции будут удерживаться – умеренная централизация и поощрение инноваций.
Сообщество «Эврики» вводит общественное управление школой, развивает сетевое взаимодействие и готовится к тому, чтобы строить новую образовательную корпорацию.
Благодаря ресурсу Федеральной программы развития образования сеть инновационного образования развивается не только как сообщество, но и как новая организация.
Может ли сеть стать образовательной организацией?
Могут ли дети учиться одновременно и в школе «Эврика-Развитие» в Ростове и в сети «Эврика»?
Может ли школа одновременно быть учреждением (организацией), сообществом (дети – учителя – родители) и инновационным проектом?
Может ли государство поддерживать инициативы, даже если эти инициативы не всегда совпадают с официальной линией ведомства?
Эти вопросы мы ставим перед собой в будущем году.
Ответы, как только они появятся, будут опубликованы в газете «Первое сентября».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru