КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ
Немножечко мая в декабре
Репертуар по случаю праздников
На минувшей неделе было подряд три
выходных дня, к тому же один из них праздничный –
День Конституции. Наверно, самый молодой из новых
российских праздников, если к новым причислять
еще и Рождество, теперь тоже отмеченное в нашем
календаре красным цветом. Надо сказать, что этот
праздничный цвет – большое испытание как для
самого телевидения, так и для его зрителей, ибо по
неистребимой советской традиции требует
пафосного подъема чувств, переходящего в
законную гордость. Времена, конечно, изменились,
и увидеть в новостной программе сюжет, как в наши
дни в сибирском Усть-Куте примерз к полу 82-летний
ветеран войны, в пору торжества сталинской или
брежневской конституций было попросту
немыслимо. Такой сюжет никогда бы не прорвался на
экран через рогатки официальной цензуры и через
то, что именовалось внутренней самоцензурой, а
по-русски – страхом.
Страх ушел, говорить можно обо всем, и вот не
побоялись омрачить праздник трагедией. Потому
как знают, что вина в отличие от райкинской
бабушки с перстом, указующим на самый верх, будет
возложена на местное начальство. Так оно и
случилось через несколько дней. Начальство
объяснило, что старик умер от сердечного
приступа, а к полу в неотапливаемой квартире
примерз уже после этого. Вот такая
оптимистическая трагедия.
А в остальном телевидение было похоже на себя
самого с бесчисленным количеством
юмористических передач, песенных марафонов и
конечно же кинопоказов. Киносеансу в этом
перечислении, безусловно, принадлежит первое
место, поскольку из всех искусств на телевидении
кино является важнейшим. «Неуловимые мстители»,
«Солдат Иван Бровкин», «Республика Шкид»,
«Свадьба с приданым», «Иван Бровкин на целине»,
«Кавказская пленница, или Новые приключения
Шурика», «Мы из джаза», «Добро пожаловать, или
Посторонним вход воспрещен»... Вот далеко не
полный репертуар одного дня только метровых
каналов. Улавливаете тенденцию? Доброе старое
кино – в меру историческое, занимательное,
ностальгическое, иногда духоподъемное, иногда
ироническое, порой чуть-чуть сатирическое,
словом, достаточно устоявшаяся классика
советского кино, годная для всех времен.
А что же новое российское кино, освобожденное
(надо полагать, и новой Конституцией) от всех
табу, запретов и прочих ограничений? Оно было
представлено фильмом раннего Астрахана «Ты у
меня одна», помеченным тем же годом, что и
принятие нового главного закона государства.
Мастер квазимелодрамы с помощью Марины Нееловой
и Александра Збруева отважно взялся убедить нас,
что счастье не в богатстве, и чем оно роскошнее и
круче (богатство), тем сладострастнее от него
отказаться ради очистительных слез бедной, но
гордой жизни. Что это – первая ласточка новой
российской идеологии, наш достойный ответ
Голливуду? Но вот в одном из последних кадров
вдруг мелькнул фоном герб с переплетенными
колосьями и серп с молотом, обозначив время
действия, которое открыл для нас режиссер. Так
что, как написал безвестный автор школьного
сочинения, одной ногой он стоял в прошлом, а
другой приветствовал будущее.
Коль вспомнился Голливуд, нельзя обойти
молчанием еще один фильм, показанный в
праздничной программе. Это «Серенада солнечной
долины» – знаменитая лента сороковых, где
оркестр Гленна Миллера под аккомпанемент
незамысловатого сюжета обрушил на зрителя тогда
новую, а теперь уже великую комбинацию
ослепительных джазовых хитов. В Европе уже шла
война, чему свидетельством появление в сюжете
беженки из Норвегии (в исполнении бесподобной
фигуристки Сони Хенни), а в американских горах
весело катались на лыжах и коньках, пели песни
про то, что «мне декабрь кажется маем и в снегу я
вижу цветы», влюблялись и были счастливы. Это
потом Гленн Миллер станет майором, уйдет со своим
оркестром на войну, чтобы поднимать боевой дух
солдат звуками своей волшебной музыки, и
погибнет в авиакатастрофе над Ла Маншем в до сих
пор не проясненных обстоятельствах. И если бы не
«Серенада…», не осталось бы нам ничего, кроме
фонограмм и нот. Нынешние поколения не
представляют себе, чем был этот фильм для
мальчишек и девчонок пятидесятых, когда он
ненадолго появился в прокате, а потом крутился
подпольно. У нас в школе на Хорошевке сторож
Володя обладал копией фильма и для особо
доверенных за умеренную плату крутил его в
подвале. Чарующие мелодии, свитера с оленями,
любовное томление, зеркальный лед, вздернутые
ввысь отливающие золотом тромбоны, серенада
лунного света (та-ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра-ра-рара),
поезд до Чатануги с чечеткой на площадке
последнего вагона… Ух!
Тогда были другая Конституция и другая страна. И
мы были другими. И кино было чужое. Но вот ведь –
осталось на десятилетия. Действительно, как
хочется иногда, ни о чем не думая, поверить, что и
в снегу могут распускаться цветы. И декабрь
покажется маем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|