КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Латавра ДУЛАРИДЗЕ,
Сан-Себастьян – Москва
Не огорчайтесь, если рейс отложен
Случайные и неслучайные встречи на
кинофестивале в Сан-Себастьяне
Так получилось, что за последние годы
наша пресса почти совсем забыла о
Сан-Себастьянском кинофестивале. Причина
довольно банальная – в конкурс этого фестиваля,
четвертого по рангу среди десяти крупнейших
мировых киносмотров, несколько лет не брали
фильмов из России, а по заведенной еще в
советское время манере мы гордо игнорировали
фестивали, где наши фильмы не «удостоились»
премии. Между тем сам факт отсутствия фильмов на
таком крупном и традиционном смотре, как
Сан-Себастьян, где, кстати, немало советских
фильмов, начиная с «Дон Кихота» Григория
Козинцева, получали признание и премии, да еще
при дружной поддержке других фестивалей, означал
лишь одно: что-то неблагополучно в нашей
киноиндустрии, если фестивали не могут отобрать
для себя фильмы.
Поэтому понятны радость и оптимизм, охватившие
нашу прессу после Венецианского смотра и
награждения фильма Андрона Кончаловского «Дом
дураков» и вслед за этим еще двух премий, правда,
более скромных и локальных – за лучший сценарий
(пополам с аргентинской картиной «Общие дела») и
за операторскую работу. Это произошло как раз в
Сан-Себастьяне, куда был отобран фильм Валерия
Тодоровского «Любовник».
Один из старейших кинофестивалей мира
проводится в красивом и гостеприимном баскском
городе Сан-Себастьяне, расположенном вокруг
небольшой тихой бухты в форме раковины. Он был
основан в 1953 году и немало способствовал новому
отношению к Испании, совсем недавно пережившей
великие потрясения. За пятьдесят лет что только
не происходило с фестивалем! Но за последние
десять лет он сосредоточил поиски и открытия на
новых именах. И гордится тем, что вручает
победителю среди дебютантов самую крупную
денежную премию в 150 000 евро – она может позволить
начать работу над следующим фильмом.
Фестиваль отметил свое пятидесятилетие не
только праздничными мероприятиями, но прежде
всего посвященной этой дате специальной
программой «50 50-х». В нее вошли картины таких
гигантов, как Орсон Уэллс, Альфред Хичкок, Луис
Бунюэль, Григорий Козинцев, Фред Циннеман, Робер
Брессон. Этой ретроспективой организаторы
показали, каким серьезным свидетельством
времени и состояния кино может быть такое
праздничное дело, как международный фестиваль.
В нынешней конкурсной программе почти
безусловным победителем стал испано-итальянский
фильм, сделанный молодым испанцем Фернандо
Леоном де Араноа «Понедельники на солнце». В этой
картине с тактом и мастерством выдержано
равновесие между социальным фоном и частными
историями, тут замечательный ансамбль актеров во
главе с Хавьером Бардемом и Луисом Тосаром.
Рассказ о буднях и проблемах безработных друзей,
живущих в промышленном городе на севере Испании,
юмор и точный взгляд на эту неяркую, но внутренне
напряженную жизнь оказались очень созвучны
сегодняшнему кинематографу и жизни.
Подтверждают это почти все премированные фильмы,
среди них две аргентинские ленты – «Общие места»
Луиса Сорина (премия за лучшую женскую роль
Мерседес Сампьетро) и «Маленькие истории»
Адольфо Аристарайна – простые, частные и даже
трогательные судьбы, увиденные через фильтр
дружелюбного любопытства и юмора. К этой
испано-итальянской линии – смешивать юмор и
серьезное – присоединилась и китайская картина
«Вместе» известного своей каннской «Золотой
пальмовой ветвью» режиссера Ченя Кайгэ. Актер
Танг Юнь, замечательно и ярко воплотивший образ
отца, всецело и подчас неуклюже преданного идее
воспитания талантливого сына-скрипача, получил
премию за лучшую мужскую роль.
Юбилейный фестиваль отдал дань уважения
французской кинематографии. Два наиболее
торжественных и престижных просмотра – открытие
и закрытие фестиваля – так или иначе были
связаны с французским кино.
На открытии была показана картина «Добрый вор»
ирландского режиссера Нейла Джордана. Фильм снят
на Ривьере, в Ницце, и представляет собой ремейк
классического фильма выдающегося французского
режиссера Жана Пьера Мельвиля «Боб-прожигатель».
В нем участвуют американец Ник Нолти в роли Боба
Монтане, француз Жак Дармон, босниец Эмир
Кустурица – режиссер, который в последнее время
завоевывает зрителя и как актер, и молоденькая
грузинская актриса Нуца Кухианидзе. Нуцу
Кухианидзе, впервые появившуюся на экране в
десятилетнем возрасте, а затем в фильме «27
украденных поцелуев» Наны Джорджадзе, после
«Доброго вора», где она старательно и ярко
исполнила роль юной «доброй» наркоманки из
Восточной Европы, спасенной и спасающей героя
Ника Нолти, «доброго разбойника», может ждать
настоящая карьера в кино. Не случайно ее выбрал
такой режиссер, как Нейл Джордан, а американская
пресса расточает ей похвалы за «красоту,
свежесть и наивность» и сравнивает ее не с
кем-нибудь, а с юной Одри Хепберн.
А на закрытии французская кинематография была
представлена картиной «Перепад времени» Даниэль
Томпсон (соавтора сценариев Жерара Ури) с
участием двух звезд – Жюльетт Бинош и Жана Рено,
кстати, испанца по национальности.
Очаровательная гримерша летит в Мехико, чтобы
сбежать от обыденной жизни; он, богатый и деловой
человек, в состоянии нервного срыва спешит из
Америки в Мюнхен. Случайность, задержка полетов
на 24 часа, вырывает их из времени и дарит им
необыкновенную встречу. Из сюжетного хода,
подсказанного отложенными рейсами, актеры
вместе с режиссером извлекли легкую и
очаровательную комедию.
Сан-Себастьянский фестиваль, перейдя
полувековой рубеж, полон решимости и динамизма
для дальнейшего пути. Он еще раз показал, что
нужен не только жителям Сан-Себастьяна, но и
мировому кинематографическому сообществу. Это
хорошая перспектива и удачное сочетание
масштабов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|