КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Елена Шанина:
“Я из театра, который существовал вопреки”
Искусство делает характеры
В свое время ленкомовский народ шутил,
что на сцене сначала появляются глаза Елены
Шаниной, а уж потом она сама. Действительно, тот,
кто видел актрису в “Тиле”, “Юноне” и “Авось”,
“В списках не значился”, наверное, на всю жизнь
запомнят бездонные и трагические глаза ее
героинь. Но эти же глаза становились озорными,
кокетливыми и надменными, когда их
обладательница превращалась либо в
Эллочку-людоедку из “Двенадцати стульев”, либо
в Наталью Петровну из тургеневского “Месяца в
деревне”, который в версии Владимира Мирзоева и
Ленкома назван “Две женщины”, либо в героиню
пинтеровской “Коллекции”.
Сегодняшний рассказ народной артистки России
Елены Шаниной – о своей непростой творческой
судьбе, о людях, ее окружающих, о родном Ленкоме,
которому недавно стукнуло семьдесят пять лет.
– Судя по тому, что я о вас узнал,
Господь заложил в вас два противоречивых
качества: с одной стороны, трепетность и
ранимость, а с другой – козерожье (по знаку
Зодиака) упрямство. Это так на самом деле?
– Да. Обычно козероги ставят себе еще в детстве
определенную цель и добиваются ее постепенно и
планомерно, но честно!
– Не эта ли черта помогла вам выбрать
профессию?
– Да. Я в детстве очень любила танцевать и хотела
заниматься балетом. Но мне до определенного
возраста не позволялось не только танцевать или
бегать, но даже много ходить. Причина – болезнь,
которая тогда называлась “порок сердца”. Эта
нереализованная энергия заряжала меня, и я
рвалась танцевать. Но упустила свое время и пошла
в одну из казанских драматических студий. Там мне
стали давать роли, и я почувствовала к этому вкус.
Однако педагог сказала, что артисткой мне не быть
из-за картавости. Но я же козерог! Вот я и ходила
“рычала” изо всех сил и научилась-таки говорить
“р”. Правда, только в шестом классе.
– Итак, вы решили стать актрисой и поехали
наудачу в Ленинград поступать в ЛГИТМИК?
– Я поехала к бабушке, потому что мы по маминой
линии питерцы. Папа закончил Институт водного
транспорта, и мы оказались в Казани. Для мамы это
было настоящей ссылкой. Она была питерская, все
друзья оставались там. И я очень любила Питер, мы
всей семьей мечтали о нем, как чеховские три
сестры о Москве. И воспитывали меня строго,
по-питерски: никаких гуляний во дворе, никаких
длительных школьных вечеров. К тому же кто-то
“сбил меня с толку”, сказав, что актриса должна
быть очень умной. (Смех.) Я очень много читала, в
том числе специальную литературу. Но это не
мешало мне ходить в театры, в Консерваторию. У
меня была замечательная учительница по
литературе – колоритная башкирка с мундштуком в
зубах, прошедшая фронт. Она меня за год натаскала
по живописи, по музыке и по литературе. Мы вместе
ходили в Консерваторию, и я со своим
непрофессиональным слухом могла по первым нотам
определить, чья музыка звучит. Такая духовная
насыщенность мне потом очень пригодилась. Я
думаю, что, если человек сам не создает себе
внутренний мир, он теряется, он одинок. Если у
него нет своего духовного мира, своей музыки,
своего театра, он не в состоянии пережить сложные
удары судьбы.
– Как складывалась ваша жизнь в ЛГИТМИКе?
– Первый раз я пришла в институт еще в девятом
классе, для того чтобы узнать об условиях приема.
И наткнулась на двух волосатых молодых людей,
которые стали морочить мне голову, говорить
что-то о храме, о таинстве искусства, таскали меня
по аудиториям. Потом пригласили есть мороженое. Я
им честно рассказывала о себе. Читала свои стихи.
И когда я их прочитала, один из “волосатиков” (а
им оказался Миша Боярский) сказал, что меня пора
отвозить к бабушке. Что они и сделали. А на
следующий год, когда я поступила, мы столкнулись
с ним в дверях. И с тех пор сохранили дружбу. Он
женился на самой близкой моей подруге и
сокурснице Ларисе Луппиан. Мы с Ларисой немножко
конкурировали на курсе, играли одни и те же роли.
Но это не помешало нам дружить и любить друг
друга.
– А вам знакомо чувство соперничества, а
может быть, даже зависти в творчестве?
– В этом смысле мне очень помогла питерская
школа, и прежде всего Игорь Петрович Владимиров.
Эти чувства – часть нормальной человеческой
природы. Но должно хватать культуры и душевных
сил, чтобы их преодолевать. И я преодолевала.
– А как складывалось в Ленкоме?
– Я двадцать с лишним лет считалась молодой
героиней, и когда этот период закончился
естественным образом, Захаров просто не знал, что
со мной делать. При всем ко мне уважении и хорошем
отношении он мне сказал об этом честно и добавил,
что поддержит любую мою идею, любой проект. Так
возник спектакль “Две женщины”, когда я привела
в театр Володю Мирзоева и художника Пашу
Каплевича. Марк Анатольевич нас поддержал, за что
я ему очень благодарна.
– Сыграл ли свою роль в вашей судьбе его
величество Случай?
– Это сложная тема. Надо понять, что такое случай,
что такое подготовка к нему и что такое
готовность. Наверное, я была готова к случаю. И в
то же время он произошел! Есть вещи, которые
невозможно просчитать. Иногда ты рассчитываешь
на какую-то роль, делаешь на нее ставку,
вкладываешь в нее всю себя. И спектакль проходит
хорошо, но... не очень заметно. И наоборот. Так
было, например, с Кончиттой в “Юноне” и “Авось”.
Я никак не рассчитывала, что эта роль принесет
мне определенную известность.
– Вы в свое время говорили, что Кончитта
совпала с вашими иллюзиями, романтизмом и вашим
кредо. Каким было тогда это кредо?
– Вот так наговоришь порой, а потом приходится
оправдываться! (Смех.) Но если говорить серьезно,
я верую в то, что искусство делает характеры. Я
верую в то, что без сильных человеческих эмоций и
ощущений очень сложно существовать в искусстве.
Я верую, что существует любовь и верность. Я это
знаю наверняка, потому что моя питерская бабушка,
которой я на девяностолетие отправила блок
хороших сигарет, осталась одна в двадцать шесть
лет. О том, что деда расстреляли, она узнала
только в пятьдесят третьем году. Я знаю много
других женщин, которые верили, ждали, не выходили
замуж, будучи красивыми и сильными. Но почему-то,
когда такое показывают на сцене, многие ставят
это под сомнение. Начинают думать, что это
фантазия художника.
– Говорят, что ваша Кончитта имела
сногсшибательный успех и за границей?
– Могу процитировать Марка Захарова. Он в своей
книге удивлялся, что я имела такой успех в Париже.
Никто не ждал этого от меня. Серьезным испытанием
для меня стали гастроли в Нью-Йорке. Тогда шел
разговор, что я старею и меня пора менять. Перед
поездкой устроили колоссальный конкурс на роль
Кончитты. Почти все молодые актрисы, жены, дети
шли пробоваться. Дело доходило даже до того, что
меня останавливали и спрашивали: где, мол, тут
конкурс на Кончитту? Я показывала. Но все же
поехала я. Это были последние и очень шумные
гастроли. И был успех! В спектакле была
удивительная атмосфера: свет, музыка, душа,
молитвы. В этой роли была настоящая высокая
поэзия.
– Роль Мирры в спектакле “В списках не
значился” тоже стала судьбоносной?
– Да, это была серьезная роль. Я очень любила этот
спектакль. Там играли замечательные актеры: Витя
Проскурин, Саша Абдулов, Олег Янковский... В
спектакле была какая-то связь с Богом! На нем
однажды присутствовал Патриарх, благословил его
и сказал, что это самый святой спектакль о войне,
который он видел. Конечно, в этом прежде всего
заслуга Бориса Васильева. Он для меня всегда был
удивительной личностью, аристократом духа.
– Как вы нашли друг друга с Владимиром
Мирзоевым?
– Мне всегда нравился этот режиссер, его
мышление. Я видела в свое время его студийные
работы в ДК имени Зуева. Мне нравится вместе с ним
идти от простого к сложному, от себя к какой-то
маске. Мне по душе идти по острию ножа в сочетании
с глубоким содержанием. Про мирзоевских “Двух
женщин” в Ленкоме один знакомый сказал: “Глаза
закрою – вроде Тургенев...”
– ...а открою – Кафка?
– (Смех.) Почти! Когда Мирзоев сказал, что есть
хорошая пьеса “Месяц в деревне”, то я вяло
согласилась. Правда, когда представила все эти
тургеневские шали, беседки, качалки, мне стало
плохо. “Так ты представь меня и Каплевича, –
возразил Володя, – и поймешь, что никаких шалей
не будет”. Я до сих пор продолжаю учиться, и мне
всегда интересны люди с мышлением, отличным от
других.
– Чем объяснить, что вы и с Романом Козаком в
“Банане” и с Владимиром Мирзоевым в
“Коллекции” взялись за драматургию Пинтера?
– Мне она нравится! Нравится процесс наполнения
“декоративной” формы серьезным содержанием.
“Коллекция” – это серьезное препарирование
правды. Ведь правда не может быть однозначной. У
того же Макса Суханова, например, в “Коллекции”
– детская правда! Ведь если понаблюдать жизнь,
можно увидеть самые невероятные, фантастические
вещи. Мы по поводу правды спорили с Марком
Анатольевичем. Он говорил, что во мне есть некая
питерская рафинированность. А надо пойти
послушать, как разговаривают подмосковные
девочки возле метро. Я же убеждена в обратном.
Пусть подмосковные девочки приходят в театр и
послушают, как говорят актеры. Я убеждена, что
стиль и мода меняются в обратном направлении. И
скоро в моде будут чистота, девственность и
нежность.
– А зрителям всегда интересно, насколько
характеры героинь соответствуют человеческим
качествам актрисы.
– В каждом актере есть много всего. И найти в себе
что-то, “достать из себя” – всегда манит. Мне
сейчас очень нравится немножко посмеиваться над
тем, что раньше было свято. И я уже могу себе
позволить улыбнуться. Между тем для меня важным
остается исследование чувственного ряда,
насколько люди вообще умеют любить. Мы часто
бываем инфантильны в любви, хотим, чтобы нас
любили, требуем внимания, как маленькие дети. Но
не всегда умеем делать это сами. И вот когда к
этому приходишь, появляется характерность, юмор,
насмешка. И грусть. Потому что жаль, что не всем
дано трудиться душой.
– Сравниваете ли вы Ленком семидесятых –
восьмидесятых и нынешний?
– Я ведь из того театра, который существовал
“вопреки”. Тогда по семь раз не принимали
спектакли, у Захарова болело сердце, ему
приходилось идти на ужасные компромиссы.
– Вы говорили, что нынешней молодежи легче, а
ваше поколение было в какой-то мере лицедеями.
– Наверное, я не совсем правильно выразилась. Мы
были не лицедеями, мы были больше рабами. У нас не
было ощущения, что мы звезды, что мы сильны и все
можем. Сейчас я читаю восторженные слова о
Кончитте и думаю: где же вы были раньше?! Если бы я
знала, то хотя бы “люкс” в гостинице заказывала
или машину к подъезду. (Смех.) А я все ждала, что
меня заменят. Мы были другими.
– Можете ли вы вспомнить главное событие в
вашей творческой жизни?
– Самая большая моя творческая радость – это
люди, с которыми я встречалась. Очень мною
любимые люди. Это и Борис Васильев, и Леонид
Быков. Никогда не забыть разговоры с Евгением
Павловичем Леоновым на кухне об искусстве, о
МХАТе, о Яншине, о Тарханове. Это и Алиса
Фрейндлих, ее обожаю с юности и счастлива, что
видела не только ее спектакли, но и репетиции. Это
и Татьяна Пельтцер. Сам Марк Захаров – личность
интересная, совершенно неординарная, умница. Это,
конечно, Валентин Гафт. Он – мое последнее
увлечение-потрясение. Его стихи, его ворчание,
его недовольство, его обаяние. Когда любишь
человека, то любишь в нем все! Кричит – нравится,
ругается – тоже нравится! Когда мы репетировали
“Коллекцию”, он меня просто ненавидел. Я ему так
и сказала: “Я знаю, что я не та женщина, которая бы
вам понравилась”. Это его ужасно смутило, и мне
кажется, что мы нашли радость общения друг с
другом.
– Вы сейчас преподаете в РАТИ...
– Ну, это громко сказано. Скорее учусь
преподавать.
– Что собой представляет подрастающее
актерское поколение?
– Бедные, мне их жалко.
– Почему?
– Потому что они собираются быть артистами.
Потому что русская театральная школа заставляет
“качать душу, качать нервную систему”. Как
говорил Евгений Павлович Леонов: “Хоть на голову
встань, а сердце рви!” И они рвут. Они
талантливые. Они чистые. Но отсутствие правовой
основы в нашей профессии заставляет сожалеть,
что никто их не возьмет под защиту. И я им это
говорю честно. Но в то же время я понимаю, что
такое радость творческого труда, и поэтому мы обо
всем забываем и творим.
– Знаю, что у вас своя философия воспитания.
Вы с дочерью общаетесь совершенно на равных?
– Да, причем с рождения. Во мне есть убеждение,
что дети мудрее нас, знают больше нас. Во всяком
случае, чувствуют. У меня было интуитивное
ощущение, что у них есть связь с космосом, с Богом!
Мы с Таней до девяти лет общались на равных.
Сейчас она, правда, общается со мной чуть свысока.
(Смех.)
– Читал, что она, как и ее мама, пишет стихи?
– Да, были попытки. Но больше ей нравится писать
сказки для малышей. Со всеми подробностями: кто
как живет, кто как одет. И стихи она любит читать.
Особенно ей нравятся стихотворения Валентина
Гафта. Я тоже очень люблю его стихи и считаю
гениальным поэтом.
Ну, вернись ко мне, вернись,
Детства розовый кусочек.
Мама шепчет мне: “Пись-пись”,
И я писаю в горшочек...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|