КНИГА ИМЕН
ИМЕНА ЭТОЙ СТРАНИЦЫ:
Франсуа ВАТЕЛЬ (1624–1671)
Людвиг ВИТГЕНШТЕЙН (1889–1951)
Александр Ефимович ИЗМАЙЛОВ
(1779–1831)
Все, чему случается быть
Судьба и чудо в жизни Людвига
Витгенштейна
Жизнь удалась
Апрельской ночью 1951 года, прежде чем
окончательно потерять сознание перед смертью,
Людвиг Витгенштейн сказал жене врача, дежурившей
у его постели: «Передай им, что у меня была
прекрасная жизнь».
Величавое достоинство фразы можно оценить, кинув
даже беглый взгляд на «прекрасную» жизнь
«божественного Людвига», который часто страдал
тяжелейшими депрессиями, не раз был в шаге от
самоубийства, постоянно жил без гроша в кармане:
став в 1913-м одним из наследников миллионного
состояния, он отдал почти всю свою долю деятелям
австрийской культуры, в том числе Рильке, Траклю
и прославившемуся лишь впоследствии Оскару
Кокошке (причем Витгенштейн даже не знал, кому
конкретно помогли его 100 тысяч крон). Это первый в
череде его нескончаемых экстравагантных
поступков, каких иному хватило бы на три-четыре
жизни.
С другой стороны, именно их эксцентричность
сослужила добрую службу биографам (числом более
ста) и особенно – режиссеру Д.Джармену, снявшему
в 1993 г. затейливую кинопритчу о Витгенштейне.
Казалось бы, задача невыполнимая –
экранизировать жизнь философа да еще и тезисы
его непонятных для простых смертных трудов. Но
фильм – одна из безусловных удач в
биографическом жанре, многие его забавные
персонажи – в том числе инопланетянин – пришли
прямо со страниц вовсе не забавных сочинений
Витгенштейна. Впрочем, тому есть основание: его
книги, положившие начало целому направлению в
философии XX века, чаруют блестящим афористичным
стилем, роднящим их с трактатами восточных
мудрецов.
Паломничество в страну Востока
Один из самых странных шагов
Витгенштейна связан с Россией. В 1934 году
знаменитый уже в Европе философ твердо решил
уехать в СССР. Причем не просто
полюбопытствовать, как Уэллс или Шоу, а с целью
постоянно жить там и работать.
Безумие этого поступка не проясняет ни изрядная
левизна взглядов Витгенштейна (Сталина хвалил за
то, что тот «дал людям работу»; а про тиранию
говорил, что она его «не волнует»; а трезво
оценивая философские труды Ленина как «бред»,
симпатизировал желанию вождя пролетариата «хоть
что-то сделать»), ни его давний интерес к Толстому
(кстати, вдохновившему философа на многие другие
эксцентрические «жизненные проекты»).
Для начала он овладел русским настолько хорошо,
что мог читать в подлиннике Достоевского. Прибыв
в Ленинград осенью 1935-го, Витгенштейн направился
в Институт народов Севера – он собирался поехать
в экспедицию к этим народам. Новоявленному
Миклухо-Маклаю вежливо объяснили, что лучше бы он
почитал курс философии в университете. В Москве
Витгенштейну очень понравился «дизайн могилы в
центре» (Мавзолей): он интересовался
архитектурой. На философском факультете МГУ, где
его встретили, всплеснув руками: «Тот самый
великий Витгенштейн!» – после продолжительной
беседы порекомендовали «больше читать Гегеля»,
хотя философ и «отзывался одобрительно о
диалектическом материализме». Потом он поехал в
Казань, где учился его кумир Толстой, и будто бы
там ему предложили целую кафедру (!) плюс курс в
МГУ. Забавно, но Витгенштейн от
преподавательской деятельности отказывался,
прося место в колхозе или хотя бы у заводского
станка. Но этого добра у нас и без английских
философов хватало. Так и убрался он восвояси.
Интересно, что, вернувшись из СССР, Витгенштейн
ни с кем не обсуждал свою поездку.
Как стать приличным человеком
Однако семена, посеянные любомудрием
автора «Воскресения», пустили в душе
Витгенштейна слишком глубокие корни: он
постоянно возвращался к идее Ухода в народ или по
крайней мере Ухода от «праздной жизни» ученой
среды. Причем Витгенштейн был последовательнее
русского гуру.
С идеологией Толстого (конкретно – с
перелицованным графом «Евангелием») он
познакомился в подходящей обстановке – во время
Первой мировой войны, куда ушел добровольцем.
Витгенштейн, безусловно, любил свою родину –
Австрию, но этот поступок был продиктован и
другими причинами: временами его охватывала
отчаянная усталость от жизни. А на войне принять
смерть было почетнее. Сравним две показательные
фразы: «Теперь у меня есть шанс стать приличным
человеком» и «Возможно, близость смерти принесет
мне свет жизни».
Он попросился на передовую Русского фронта, где,
несмотря на дифтерит и предложение командира
отправиться в тыл, выбрал самый опасный участок
– наблюдательный пост. В 1917-м он получил
серебряную медаль за доблесть, в 1918-м – медаль за
службу с лентой и мечами, а вскоре попал в
итальянский плен. Английские друзья хотели
помочь ему выбраться из плена досрочно, но он
отказался от этого и вышел вместе со всеми –
через год.
Так же благородно повел себя философ, когда
началась Вторая мировая война. Он к тому времени
окончательно расстался с Австрией, находившейся
под Гитлером (кстати, по одной из версий,
Шикльгрубер был одноклассником Витгенштейна в
школьные годы), приняв английское подданство.
Когда начались бомбежки Лондона, 50-летний
философ решил, что сейчас преподавать
отвлеченную науку «бессмысленно и позорно», и
пошел в госпиталь, где служил «аптечным
носильщиком». И тут он оставался философом:
раздавая лекарства, он советовал больным не
принимать их. Проработав три недели, он пришел к
своему начальнику и представил план оптимизации
работы.
Чудотворец или злодей?
Возможно, не стань Витгенштейн великим
философом, он был бы гениальным изобретателем: он
даже начал учиться в высшей технической школе в
Манчестере. Однако увлекся математической
логикой и ушел на другую стезю.
С замечательными конструкторскими
способностями Витгенштейна связан случай, когда
он «сотворил чудо». Это произошло в глухой
австрийской деревушке, куда он, в очередной раз
бросив философию, опять ушел в народ: учить
сельских детей. На фабрике остановилась паровая
машина, и Витгенштейн, с неохотного разрешения
мастера осмотревший ее, «вылечил» механизм,
просто постукивая по нему.
Но вообще годы сельского учительства (1920–1926)
несколько смущают биографов. С одной стороны,
«чудотворец» оказался превосходным педагогом –
водил детей на экскурсии, гениально рассказывал
об окружающем мире (как он гениально делал все,
чем начинал заниматься). С другой – закончилась
его педагогическая одиссея скандалом и судебным
разбирательством. Стоит оговориться, что
наказание розгами тогда было обычной практикой в
Австрии, тем более в сельских школах. И
Витгенштейн тут был не усерднее других учителей,
причем, по сохранившимся свидетельствам, его
очень любили ученики. А вот родители не без
оснований опасались, что приезжий отвлекает
детей от работ в поле и переманивает их в город;
примешалась и зависть коллег: в конце концов они
подали в суд жалобу, что он избивает учеников.
Дело дошло до вызова полиции, суда и даже
психиатрического освидетельствования.
Витгенштейна оправдали – но с него было уже
довольно педагогики.
Спустя 12 лет, когда у философа случился очередной
приступ тяжелой депрессии и необходимости
«толстовского» покаяния, он поехал в Австрию,
нашел учеников, которых наказывал, и даже
«заложивших» его коллег, и вымаливал их прощения
за причиненные обиды. Биографы констатируют:
«Все это было мучительно для обеих сторон, но
помогло мало».
О чем стоит промолчать
Вообще психологический портрет
Витгенштейна – самое трудное для всех писавших о
нем. Слишком сложен был этот человек, слишком
тяжело складывались его отношения с людьми –
бесконечная череда дружб и разрывов, да и со всем
миром, о котором гласит первая строка его
дебютного и самого главного труда –
«Логико-философского трактата»: «Мир – это все,
чему случается быть» (перевод В.Руднева).
Вся жизнь Витгенштейна словно бы полемика с этим
тезисом. Не доверяя этому «всему», он сам,
наперекор судьбе, «созидал» случайности: уходя
на фронт, в сельскую школу, в госпиталь. Однажды, в
зените научной славы, он даже некоторое время был
монастырским садовником – какой-то умный
священник отговорил его от желания стать
монахом.
И постоянно он вел свой разговор с Богом. Многое в
манере этих бесед было, конечно, навеяно
протестантизмом Толстого, но Людвиг Витгенштейн
всегда шел своим путем, и, пожалуй, лучший ответ
на его вечный вопрос о смерти дает последняя
фраза знаменитого «Трактата»: «О чем нельзя
говорить, о том должно умолкнуть».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|