РЕЖИССУРА УРОКА
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Выполняем свое обещание и публикуем
советы по поводу крика души Елены Н., учительницы
из Новосибирска: «Ну не получается у меня
демократически!» («ПС» №85).
Как мы собирали эту страничку? Кухня была такая.
Получили письмо – ахнули: здорово! Руки
зачесались тут же написать ответную статью со
своими «бесценными» советами. Но вовремя
спохватились и скомандовали себе: стоп! Ведь если
мы без конца твердим учителям: уйди в сторону, дай
ученикам возможность высказаться, то вот
прекрасный повод самим помолчать, чтобы
послушать других.
А разговорить знакомых педагогов конечно же
помог социоигровой прием ОГРАНИЧЕНИЯ: не более
трех советов! Сработало не хуже, чем на уроке.
Кто-то стал сочинять тут же, пристроив листок
бумаги на коленке. Кто-то передал листочек на
следующий день. Кто-то прислал письмо по
электронной почте...
И вот перед вами целый ворох советов, подсказок,
соображений. Мы напечатали их все без исключения
(правда, с некоторыми сокращениями). Не потому,
что под каждым из них мы можем подписаться, а ради
еще одного, не менее важного приема –
ВАРИАТИВНОСТИ. Уверены, выбирать вариант по
сердцу будет интересно не только Елене Н., но и
многим из вас. Ведь эти советы не рецепты, а
счастливый повод очередной раз обнаружить
собственное мнение.
А мы, по-прежнему соблюдая педагогический обет
молчания, заключительное слово уступаем двум
учительницам, чей опыт, согласитесь, удивительно
созвучен некоторым сегодняшним советам, мыслям,
мнениям.
Елена КАДУЖИНА,
учитель биологии и химии, начинающий завуч
г. Зерноград Ростовской обл.
Заметки с последней парты
Учителям, много лет преподающим такие
фундаментальные науки, как математика и химия с
биологией, не так-то просто отступать от
привычных форм урока. Но не реагировать на
детскую инициативу, пусть даже выходящую за
рамки предмета, теперь уже не получается –
совесть не позволяет.
Отсюда, с последней парты, хорошо видно,
что многие уроки обладают единым недостатком –
стремлением педагогов втиснуть огромное
количество фактического материала в прокрустово
ложе отведенных сорока минут. Тогда урок
превращается в изнуряющую гонку по полосе
препятствий. Причем сам учитель бежит легко.
Монологическая речь его отточена, один этап
урока логично сменяется другим. Эх, вот только не
мешали бы препятствия! А то ведь каждый раз
спотыкаешься, когда задаешь вопрос классу, но не
получаешь моментального ответа. Тогда
приходится брать инициативу в свои руки.
Быстрее-быстрее, не дослушав, закончить мысль
ребенка самой. И вперед! Сколько еще важного и
полезного нужно донести до сознания жаждущих
знаний детей...
Такой суетливостью грешила и я. Пока нечаянное
наблюдение не изменило мои взгляды.
...Обсуждаем проведенные за день уроки.
Обстановка заинтересованности в общем деле
располагает к доверительному и откровенному
разговору.
– Знаешь, Оля, у тебя сегодня урок состоялся в
течение пятнадцати секунд.
– ?!
– Это когда ты задала вопрос, а потом выдержала
паузу, прежде чем самой на него ответить.
На следующий день эта история имела продолжение.
– Я хочу поделиться радостью: у меня урок сегодня
состоялся уже в течение пяти минут.
– ?!
– Дала детям задание, а самой так хочется
подсказать ход его выполнения. Тогда я закрыла
рот рукой и вышла на улицу. Через пять минут
вернулась – все выполнено. И что удивительно,
правильно!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|