Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
ИЗ ПЕРВЫХ РУК 

Выполняем свое обещание и публикуем советы по поводу крика души Елены Н., учительницы из Новосибирска: «Ну не получается у меня демократически!» («ПС» №85).
Как мы собирали эту страничку? Кухня была такая. Получили письмо – ахнули: здорово! Руки зачесались тут же написать ответную статью со своими «бесценными» советами. Но вовремя спохватились и скомандовали себе: стоп! Ведь если мы без конца твердим учителям: уйди в сторону, дай ученикам возможность высказаться, то вот прекрасный повод самим помолчать, чтобы послушать других.
А разговорить знакомых педагогов конечно же помог социоигровой прием ОГРАНИЧЕНИЯ: не более трех советов! Сработало не хуже, чем на уроке. Кто-то стал сочинять тут же, пристроив листок бумаги на коленке. Кто-то передал листочек на следующий день. Кто-то прислал письмо по электронной почте...
И вот перед вами целый ворох советов, подсказок, соображений. Мы напечатали их все без исключения (правда, с некоторыми сокращениями). Не потому, что под каждым из них мы можем подписаться, а ради еще одного, не менее важного приема – ВАРИАТИВНОСТИ. Уверены, выбирать вариант по сердцу будет интересно не только Елене Н., но и многим из вас. Ведь эти советы не рецепты, а счастливый повод очередной раз обнаружить собственное мнение.
А мы, по-прежнему соблюдая педагогический обет молчания, заключительное слово уступаем двум учительницам, чей опыт, согласитесь, удивительно созвучен некоторым сегодняшним советам, мыслям, мнениям.

Елена КАДУЖИНА,
учитель биологии и химии, начинающий завуч
г. Зерноград Ростовской обл.

Заметки с последней парты

Учителям, много лет преподающим такие фундаментальные науки, как математика и химия с биологией, не так-то просто отступать от привычных форм урока. Но не реагировать на детскую инициативу, пусть даже выходящую за рамки предмета, теперь уже не получается – совесть не позволяет.

Отсюда, с последней парты, хорошо видно, что многие уроки обладают единым недостатком – стремлением педагогов втиснуть огромное количество фактического материала в прокрустово ложе отведенных сорока минут. Тогда урок превращается в изнуряющую гонку по полосе препятствий. Причем сам учитель бежит легко. Монологическая речь его отточена, один этап урока логично сменяется другим. Эх, вот только не мешали бы препятствия! А то ведь каждый раз спотыкаешься, когда задаешь вопрос классу, но не получаешь моментального ответа. Тогда приходится брать инициативу в свои руки. Быстрее-быстрее, не дослушав, закончить мысль ребенка самой. И вперед! Сколько еще важного и полезного нужно донести до сознания жаждущих знаний детей...
Такой суетливостью грешила и я. Пока нечаянное наблюдение не изменило мои взгляды.
...Обсуждаем проведенные за день уроки. Обстановка заинтересованности в общем деле располагает к доверительному и откровенному разговору.
– Знаешь, Оля, у тебя сегодня урок состоялся в течение пятнадцати секунд.
– ?!
– Это когда ты задала вопрос, а потом выдержала паузу, прежде чем самой на него ответить.
На следующий день эта история имела продолжение.
– Я хочу поделиться радостью: у меня урок сегодня состоялся уже в течение пяти минут.
– ?!
– Дала детям задание, а самой так хочется подсказать ход его выполнения. Тогда я закрыла рот рукой и вышла на улицу. Через пять минут вернулась – все выполнено. И что удивительно, правильно!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru