Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
ИЗ ПЕРВЫХ РУК 

Выполняем свое обещание и публикуем советы по поводу крика души Елены Н., учительницы из Новосибирска: «Ну не получается у меня демократически!» («ПС» №85).
Как мы собирали эту страничку? Кухня была такая. Получили письмо – ахнули: здорово! Руки зачесались тут же написать ответную статью со своими «бесценными» советами. Но вовремя спохватились и скомандовали себе: стоп! Ведь если мы без конца твердим учителям: уйди в сторону, дай ученикам возможность высказаться, то вот прекрасный повод самим помолчать, чтобы послушать других.
А разговорить знакомых педагогов конечно же помог социоигровой прием ОГРАНИЧЕНИЯ: не более трех советов! Сработало не хуже, чем на уроке. Кто-то стал сочинять тут же, пристроив листок бумаги на коленке. Кто-то передал листочек на следующий день. Кто-то прислал письмо по электронной почте...
И вот перед вами целый ворох советов, подсказок, соображений. Мы напечатали их все без исключения (правда, с некоторыми сокращениями). Не потому, что под каждым из них мы можем подписаться, а ради еще одного, не менее важного приема – ВАРИАТИВНОСТИ. Уверены, выбирать вариант по сердцу будет интересно не только Елене Н., но и многим из вас. Ведь эти советы не рецепты, а счастливый повод очередной раз обнаружить собственное мнение.
А мы, по-прежнему соблюдая педагогический обет молчания, заключительное слово уступаем двум учительницам, чей опыт, согласитесь, удивительно созвучен некоторым сегодняшним советам, мыслям, мнениям.

Ольга ЗАХАРОВА,
учитель математики, замдиректора по учебной части
Солнцево (теперь новый район Москвы)

На свой страх и риск

Учителям, много лет преподающим такие фундаментальные науки, как математика и химия с биологией, не так-то просто отступать от привычных форм урока. Но не реагировать на детскую инициативу, пусть даже выходящую за рамки предмета, теперь уже не получается – совесть не позволяет.

«Молчанка»

В детстве, наверное, все играли «в молчанку».
Дети договариваются: «Раз, два, три – молчи!» А кто первым заговорит или засмеется, тот проиграл. И потом они стараются рассмешить друг друга, чтобы прокричать дразнилку «Болтушка-хохотушка, во рту лягушка».
Был у меня на уроке в 8 классе такой случай. Задержалась я в учительской после звонка на урок. Иду в класс и думаю: «Шумят, небось, мои ученики, мешают соседям учиться»…
Подхожу к кабинету – тишина. «Очень странно», – сказала я сама себе и зашла в класс. Гробовое молчание. Все сидят тихо, рты позажимали и хитро на меня смотрят. «Что-то здесь не то», – думаю…
И тут я вовремя сообразила, что это ребята в «молчанку» играют. «Если я сейчас заговорю, – подумала я, – то по правилам игры окажусь болтушкой-хохотушкой»… Мне пришла в голову идея – начать урок, не нарушая игру.
Я беру мел и размашисто пишу на доске: «Здравствуйте. Откройте тетради, запишите число. Тема урока...» Восьмиклассники, конечно, от меня этого не ожидали и дружно заржали. Они проиграли, а я выиграла – урок прошел на подъеме.

Задачи под партой

Математику я веду и в 5 «А». В этом возрасте дети и так-то очень подвижные, им трудно сидеть весь урок не шевелясь, как обычно мы, учителя, требуем. А тут еще и класс непростой.
Как-то раз, устав призывать детей к порядку, я им говорю:
– А залезайте-ка вы под парты.
– Что, правда? А вы ругаться не будете?
– Нет. Только пол холодный, боюсь, как бы вы не простудились.
– Ничего, мы куртки подстелим, – отвечают они уже радостно.
– И еще обещайте не шуметь.
– Не будем, – пообещали они.
Больше всего обрадовались мальчишки. Они-то и забрались под парты, но, конечно, не все, а человек десять. Другие ребята на них с удивлением смотрели, но не решились сделать то же.
На этом уроке мы изучали тему «Сложение и вычитание многозначных чисел», и мальчишки с удовольствием под партой решали примеры. Правда, соседи сидевших под партой ребят все время смотрели на них вниз и мало обращали внимания на доску.
Несколько минут в классе стоял шум, но я напомнила всем об их обещании, и стало почти тихо. «Почти» – это значит не было такой тишины, как всегда на уроке: мальчишки, сидящие под партами, шепотом обсуждали ситуацию, но все-таки рабочая обстановка быстро восстановилась.
Минут через десять некоторые все же сели обратно на стулья: видно, им стало неудобно лежа работать. Но другие так и просидели под партами до конца урока.
Вышли с урока довольные...
Следующий урок начался с вопроса:
– А можно нам под парту?
– Можно, – говорю.
И тут уже под парты полезли не только мальчики, но и девочки. А те, кто остался сидеть на стульях, удивились: «И девчонки тоже?»
На этот раз все уже происхо-
дило быстро и тихо. И девочки,
и мальчики с удовольствием
решали под партой задачи и
примеры. План урока при этом был выполнен, ребята работали хорошо.
Теперь на каждом уроке меня кто-нибудь из мальчишек иногда спрашивает: «А можно под парту?» Если по плану нет объяснения нового материала, я им разрешаю. И они сидят под партами и тихонько делают задания. По-моему, с удовольствием.

Аббревиатуры

Я использовала эту игру на уроке геометрии в 10 классе. Тема: «Аксиомы стереометрии и следствия из аксиом».
В начале урока я предложила классу расшифровать некоторые общеизвестные аббревиатуры: ООН, МГУ, США. Объяснила, что это такое. Затем к доске вышли пять человек и по памяти записали аббревиатуры трех аксиом стереометрии и двух следствий из них. Среди них была, например, такая: ЧЛТТНЛНОПППИПТО, что значит «Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна».
Затем к доске вышли другие пять учеников и попробовали расшифровать эти аббревиатуры.
Ученики 10 «Б» внимательно смотрели на шифровку и читали аксиомы – дома они не очень хорошо их выучили. А вот в более сильном 10 «А» классе некоторые ученики не могли расшифровать запись. Хотя все аксиомы выучили без запинки.
Аббревиатуры позволили ученикам задуматься над каждым словом аксиомы. В математике ведь каждое слово несет огромную смысловую нагрузку, поэтому аксиомы нужно запоминать очень точно.
На следующем уроке я провела «обратную игру»: сама записала на доске все пять аббревиатур (3 аксиомы и 2 следствия) в произвольном порядке. А десятиклассники определяли, какая шифровка к какой аксиоме относится.
Такая игра показалась мне очень эффективной. А главное – всем, в том числе и мне, было интересно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru