Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
 

Выполняем свое обещание и публикуем советы по поводу крика души Елены Н., учительницы из Новосибирска: «Ну не получается у меня демократически!» («ПС» №85).
Как мы собирали эту страничку? Кухня была такая. Получили письмо – ахнули: здорово! Руки зачесались тут же написать ответную статью со своими «бесценными» советами. Но вовремя спохватились и скомандовали себе: стоп! Ведь если мы без конца твердим учителям: уйди в сторону, дай ученикам возможность высказаться, то вот прекрасный повод самим помолчать, чтобы послушать других.
А разговорить знакомых педагогов конечно же помог социоигровой прием ОГРАНИЧЕНИЯ: не более трех советов! Сработало не хуже, чем на уроке. Кто-то стал сочинять тут же, пристроив листок бумаги на коленке. Кто-то передал листочек на следующий день. Кто-то прислал письмо по электронной почте...
И вот перед вами целый ворох советов, подсказок, соображений. Мы напечатали их все без исключения (правда, с некоторыми сокращениями). Не потому, что под каждым из них мы можем подписаться, а ради еще одного, не менее важного приема – ВАРИАТИВНОСТИ. Уверены, выбирать вариант по сердцу будет интересно не только Елене Н., но и многим из вас. Ведь эти советы не рецепты, а счастливый повод очередной раз обнаружить собственное мнение.
А мы, по-прежнему соблюдая педагогический обет молчания, заключительное слово уступаем двум учительницам, чей опыт, согласитесь, удивительно созвучен некоторым сегодняшним советам, мыслям, мнениям.

Сергей ПЛАХОТНИКОВ,
директор образовательного центра,
учитель литературы и английского,
педстаж 16 лет

Трудно не впасть в категоричность

Не видя живого человека перед собой, трудно советовать и при этом не впасть в снисходительную категоричность. Но письмо меня так озадачило, что возникшие мысли я записал.

Мысль первая. Какая-то путаница с употреблением слов «демократия» и «свобода». Вот, например, на днях одна родительница обвинила меня в демократизме (мол, эта ваша школа, распустили тут детей и пр.), а я давно уже не демократ и совсем не хочу быть с детьми на равных. Да это и невозможно. Как можно быть на равных с четырнадцатилетними подростками? Какой-то самообман. У нас абсолютно разные возможности и поле ответственности разное. Единственное, что я могу сделать, – это признать хоть на маленькую толику их самостоятельность в том деле, которое для нас является общим.
Мне кажется странной придумка психологов по поводу демократического стиля работы учителя. Демократия – это когда решает большинство, заведомо не способное к принятию самостоятельного и ответственного решения. А решение на то и решение, что требует ответа.
Мысль вторая. А в чем перспектива занятий, нашего совместного с детьми труда? Видят ли ученики, куда движутся? Мы можем долго и нудно объяснять: для вас, мол, важно то или это – но осмысленность у них так и не проснется.
Я заметил, что многое в классе меняется, когда ученики вдруг видят, куда вырастают. Так, чтение у наших первоклассников стало еще более популярным после того, как к ним в гости пришли пятиклассники и показали этюды по литературе.
Дети имеют право на переживание успешности и результативности. А для подростка тем более важно ощутить себя сегодня пусть на вершок, но более мастеровитым, чем вчера.
Мысль третья. Мне понравилось словосочетание «разнузданные кадры». Оба слова пришли из разных мизансцен. С одной стороны, сразу хочется взнуздать, задать направление, показать, куда надо быстренько бежать. А с другой, мы частенько говорим: «Ну кадр!» – подчеркивая самобытность человека, его нестандартность, особенность. Тут действительно нужно выбирать: или взнуздать, или заинтересоваться истоками самобытности этих вот «кадров».
Уверен, что оба пути возможны и не исключают друг друга. Но только не стоит прибегать к неформальному общению, а уж тем более им наслаждаться. Урок – вещь вполне формальная. Ведь классно-урочная система предполагает деловое рабочее общение с опорой на мелочи и подробности, на точности и неточности, на «получилось» и «получится в следующий раз».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru