РЕЖИССУРА УРОКА
Выполняем свое обещание и публикуем
советы по поводу крика души Елены Н., учительницы
из Новосибирска: «Ну не получается у меня
демократически!» («ПС» №85).
Как мы собирали эту страничку? Кухня была такая.
Получили письмо – ахнули: здорово! Руки
зачесались тут же написать ответную статью со
своими «бесценными» советами. Но вовремя
спохватились и скомандовали себе: стоп! Ведь если
мы без конца твердим учителям: уйди в сторону, дай
ученикам возможность высказаться, то вот
прекрасный повод самим помолчать, чтобы
послушать других.
А разговорить знакомых педагогов конечно же
помог социоигровой прием ОГРАНИЧЕНИЯ: не более
трех советов! Сработало не хуже, чем на уроке.
Кто-то стал сочинять тут же, пристроив листок
бумаги на коленке. Кто-то передал листочек на
следующий день. Кто-то прислал письмо по
электронной почте...
И вот перед вами целый ворох советов, подсказок,
соображений. Мы напечатали их все без исключения
(правда, с некоторыми сокращениями). Не потому,
что под каждым из них мы можем подписаться, а ради
еще одного, не менее важного приема –
ВАРИАТИВНОСТИ. Уверены, выбирать вариант по
сердцу будет интересно не только Елене Н., но и
многим из вас. Ведь эти советы не рецепты, а
счастливый повод очередной раз обнаружить
собственное мнение.
А мы, по-прежнему соблюдая педагогический обет
молчания, заключительное слово уступаем двум
учительницам, чей опыт, согласитесь, удивительно
созвучен некоторым сегодняшним советам, мыслям,
мнениям.
Сергей ПЛАХОТНИКОВ,
директор образовательного центра,
учитель литературы и английского,
педстаж 16 лет
Трудно не впасть в категоричность
Не видя живого человека перед собой,
трудно советовать и при этом не впасть в
снисходительную категоричность. Но письмо меня
так озадачило, что возникшие мысли я записал.
Мысль первая. Какая-то путаница
с употреблением слов «демократия» и «свобода».
Вот, например, на днях одна родительница обвинила
меня в демократизме (мол, эта ваша школа,
распустили тут детей и пр.), а я давно уже не
демократ и совсем не хочу быть с детьми на равных.
Да это и невозможно. Как можно быть на равных с
четырнадцатилетними подростками? Какой-то
самообман. У нас абсолютно разные возможности и
поле ответственности разное. Единственное, что я
могу сделать, – это признать хоть на маленькую
толику их самостоятельность в том деле, которое
для нас является общим.
Мне кажется странной придумка психологов по
поводу демократического стиля работы учителя.
Демократия – это когда решает большинство,
заведомо не способное к принятию
самостоятельного и ответственного решения. А
решение на то и решение, что требует ответа.
Мысль вторая. А в чем перспектива
занятий, нашего совместного с детьми труда? Видят
ли ученики, куда движутся? Мы можем долго и нудно
объяснять: для вас, мол, важно то или это – но
осмысленность у них так и не проснется.
Я заметил, что многое в классе меняется, когда
ученики вдруг видят, куда вырастают. Так, чтение у
наших первоклассников стало еще более
популярным после того, как к ним в гости пришли
пятиклассники и показали этюды по литературе.
Дети имеют право на переживание успешности и
результативности. А для подростка тем более
важно ощутить себя сегодня пусть на вершок, но
более мастеровитым, чем вчера.
Мысль третья. Мне понравилось
словосочетание «разнузданные кадры». Оба слова
пришли из разных мизансцен. С одной стороны,
сразу хочется взнуздать, задать направление,
показать, куда надо быстренько бежать. А с другой,
мы частенько говорим: «Ну кадр!» – подчеркивая
самобытность человека, его нестандартность,
особенность. Тут действительно нужно выбирать:
или взнуздать, или заинтересоваться истоками
самобытности этих вот «кадров».
Уверен, что оба пути возможны и не исключают друг
друга. Но только не стоит прибегать к
неформальному общению, а уж тем более им
наслаждаться. Урок – вещь вполне формальная.
Ведь классно-урочная система предполагает
деловое рабочее общение с опорой на мелочи и
подробности, на точности и неточности, на
«получилось» и «получится в следующий раз».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|