Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
 

Выполняем свое обещание и публикуем советы по поводу крика души Елены Н., учительницы из Новосибирска: «Ну не получается у меня демократически!» («ПС» №85).
Как мы собирали эту страничку? Кухня была такая. Получили письмо – ахнули: здорово! Руки зачесались тут же написать ответную статью со своими «бесценными» советами. Но вовремя спохватились и скомандовали себе: стоп! Ведь если мы без конца твердим учителям: уйди в сторону, дай ученикам возможность высказаться, то вот прекрасный повод самим помолчать, чтобы послушать других.
А разговорить знакомых педагогов конечно же помог социоигровой прием ОГРАНИЧЕНИЯ: не более трех советов! Сработало не хуже, чем на уроке. Кто-то стал сочинять тут же, пристроив листок бумаги на коленке. Кто-то передал листочек на следующий день. Кто-то прислал письмо по электронной почте...
И вот перед вами целый ворох советов, подсказок, соображений. Мы напечатали их все без исключения (правда, с некоторыми сокращениями). Не потому, что под каждым из них мы можем подписаться, а ради еще одного, не менее важного приема – ВАРИАТИВНОСТИ. Уверены, выбирать вариант по сердцу будет интересно не только Елене Н., но и многим из вас. Ведь эти советы не рецепты, а счастливый повод очередной раз обнаружить собственное мнение.
А мы, по-прежнему соблюдая педагогический обет молчания, заключительное слово уступаем двум учительницам, чей опыт, согласитесь, удивительно созвучен некоторым сегодняшним советам, мыслям, мнениям.

Лидия ФИЛЯКИНА,
учитель физики и начальных классов,
педстаж 42 года

Теперь я могу спокойно сказать...

Когда кто-то раньше обо мне говорил, что на самом-то деле я как бы человек авторитарный, я не спорила, но было неприятно. Теперь я могу совершенно спокойно сказать: да, пожалуй, я авторитарный учитель.

Первый совет – станьте авторитарной. И оставайтесь ею. Ведь вы, как я поняла, хотите управлять процессом? Так делайте это авторитарно, раз у вас это получается. Если же вы не хотите, то это другой вопрос.
Второй совет. Теперь насчет детей. Вы пишете, что они делают какие-то упражнения с удовольствием. Выходит, это и их удовольствие, а не только ваше. Так что успокойтесь и считайте, что это не степень свободы, а степень удовольствия. Должно же быть удовольствие на уроке!
Третий совет. Вы пишете: «Создание дружеских отношений, рабочих отношений – проблема номер один». Рабочих – да. Но я не понимаю, как создавать дружеские отношения. Особенно в 8 классе. Это они могут предлагать нам дружеские отношения, которые мы можем принять. Но работать на это – создавать дружеские отношения – нам негоже.
А ведь многие учителя пытаются навязывать дружеские отношения. А люди не всегда это принимают. Особенно подростки. Они сразу ощетиниваются: чего от меня хочешь? Они сразу начинают борьбу, даже если пока еще ничего не говорят…
Когда мы сначала создаем дружеские отношения, а потом вдруг: «А ну-ка все построились!» – вот тогда они и начинают считать, что мы «хитрые училки» и на самом деле пытаемся обвести их вокруг пальца. Они думают, что это такая игра.
Дружеские отношения возникают тогда, когда они убеждены, что мы их уважаем. Но это сразу, в мгновение ока, не рождается.
Убедить их, что мы их уважаем, – это не обязательно играть в демократию. Можно быть очень авторитарным и при этом очень уважать учеников. Скажу больше: любой хороший учитель авторитарен. Теперь я на сто процентов в этом уверена…
Если учитель ходит с ребятами в театры, в походы, если с ними поет, если участвует с ними в спектакле и так далее, то вот тут зарождаются дружеские отношения. Но чтобы на уроке… тут очень трудно.
Наша задача – действительно прожить время урока по-деловому и по интересу. А насчет дружеских отношений… Вот говорят, «мы своих учеников должны любить». Я словосочетания «должны любить» вообще не понимаю. Так же, как «должны дружить».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru