РЕЖИССУРА УРОКА
Выполняем свое обещание и публикуем
советы по поводу крика души Елены Н., учительницы
из Новосибирска: «Ну не получается у меня
демократически!» («ПС» №85).
Как мы собирали эту страничку? Кухня была такая.
Получили письмо – ахнули: здорово! Руки
зачесались тут же написать ответную статью со
своими «бесценными» советами. Но вовремя
спохватились и скомандовали себе: стоп! Ведь если
мы без конца твердим учителям: уйди в сторону, дай
ученикам возможность высказаться, то вот
прекрасный повод самим помолчать, чтобы
послушать других.
А разговорить знакомых педагогов конечно же
помог социоигровой прием ОГРАНИЧЕНИЯ: не более
трех советов! Сработало не хуже, чем на уроке.
Кто-то стал сочинять тут же, пристроив листок
бумаги на коленке. Кто-то передал листочек на
следующий день. Кто-то прислал письмо по
электронной почте...
И вот перед вами целый ворох советов, подсказок,
соображений. Мы напечатали их все без исключения
(правда, с некоторыми сокращениями). Не потому,
что под каждым из них мы можем подписаться, а ради
еще одного, не менее важного приема –
ВАРИАТИВНОСТИ. Уверены, выбирать вариант по
сердцу будет интересно не только Елене Н., но и
многим из вас. Ведь эти советы не рецепты, а
счастливый повод очередной раз обнаружить
собственное мнение.
А мы, по-прежнему соблюдая педагогический обет
молчания, заключительное слово уступаем двум
учительницам, чей опыт, согласитесь, удивительно
созвучен некоторым сегодняшним советам, мыслям,
мнениям.
Лидия ФИЛЯКИНА,
учитель физики и начальных классов,
педстаж 42 года
Теперь я могу спокойно сказать...
Когда кто-то раньше обо мне говорил, что
на самом-то деле я как бы человек авторитарный, я
не спорила, но было неприятно. Теперь я могу
совершенно спокойно сказать: да, пожалуй, я
авторитарный учитель.
Первый совет – станьте
авторитарной. И оставайтесь ею. Ведь вы, как
я поняла, хотите управлять процессом? Так делайте
это авторитарно, раз у вас это получается. Если же
вы не хотите, то это другой вопрос.
Второй совет. Теперь насчет детей. Вы
пишете, что они делают какие-то упражнения с
удовольствием. Выходит, это и их удовольствие, а
не только ваше. Так что успокойтесь и считайте,
что это не степень свободы, а степень
удовольствия. Должно же быть удовольствие
на уроке!
Третий совет. Вы пишете: «Создание
дружеских отношений, рабочих отношений –
проблема номер один». Рабочих – да. Но я не
понимаю, как создавать дружеские отношения.
Особенно в 8 классе. Это они могут предлагать нам
дружеские отношения, которые мы можем принять. Но
работать на это – создавать дружеские
отношения – нам негоже.
А ведь многие учителя пытаются навязывать
дружеские отношения. А люди не всегда это
принимают. Особенно подростки. Они сразу
ощетиниваются: чего от меня хочешь? Они сразу
начинают борьбу, даже если пока еще ничего не
говорят…
Когда мы сначала создаем дружеские отношения, а
потом вдруг: «А ну-ка все построились!» – вот
тогда они и начинают считать, что мы «хитрые
училки» и на самом деле пытаемся обвести их
вокруг пальца. Они думают, что это такая игра.
Дружеские отношения возникают тогда, когда они
убеждены, что мы их уважаем. Но это сразу, в
мгновение ока, не рождается.
Убедить их, что мы их уважаем, – это не
обязательно играть в демократию. Можно быть
очень авторитарным и при этом очень уважать
учеников. Скажу больше: любой хороший учитель
авторитарен. Теперь я на сто процентов в этом
уверена…
Если учитель ходит с ребятами в театры, в походы,
если с ними поет, если участвует с ними в
спектакле и так далее, то вот тут зарождаются
дружеские отношения. Но чтобы на уроке… тут
очень трудно.
Наша задача – действительно прожить время урока
по-деловому и по интересу. А насчет дружеских
отношений… Вот говорят, «мы своих учеников
должны любить». Я словосочетания «должны любить»
вообще не понимаю. Так же, как «должны дружить».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|