РЕЖИССУРА УРОКА
Выполняем свое обещание и публикуем
советы по поводу крика души Елены Н., учительницы
из Новосибирска: «Ну не получается у меня
демократически!» («ПС» №85).
Как мы собирали эту страничку? Кухня была такая.
Получили письмо – ахнули: здорово! Руки
зачесались тут же написать ответную статью со
своими «бесценными» советами. Но вовремя
спохватились и скомандовали себе: стоп! Ведь если
мы без конца твердим учителям: уйди в сторону, дай
ученикам возможность высказаться, то вот
прекрасный повод самим помолчать, чтобы
послушать других.
А разговорить знакомых педагогов конечно же
помог социоигровой прием ОГРАНИЧЕНИЯ: не более
трех советов! Сработало не хуже, чем на уроке.
Кто-то стал сочинять тут же, пристроив листок
бумаги на коленке. Кто-то передал листочек на
следующий день. Кто-то прислал письмо по
электронной почте...
И вот перед вами целый ворох советов, подсказок,
соображений. Мы напечатали их все без исключения
(правда, с некоторыми сокращениями). Не потому,
что под каждым из них мы можем подписаться, а ради
еще одного, не менее важного приема –
ВАРИАТИВНОСТИ. Уверены, выбирать вариант по
сердцу будет интересно не только Елене Н., но и
многим из вас. Ведь эти советы не рецепты, а
счастливый повод очередной раз обнаружить
собственное мнение.
А мы, по-прежнему соблюдая педагогический обет
молчания, заключительное слово уступаем двум
учительницам, чей опыт, согласитесь, удивительно
созвучен некоторым сегодняшним советам, мыслям,
мнениям.
Александра ЕРШОВА,
руководитель театрально-педагогических
мастерских ИХО РАО
Как на горячей сковородке
Это прямо настоящий вопль, крик. И на
первый взгляд справедливый. Действительно,
человек носом в стенку уперся, заблудился в трех
соснах, пытаясь сочетать демократические идеи,
социоигровой стиль и традиционные школьные
способы обращения с детьми. Что же ему делать?
Во-первых
– расширять представления о своем предмете, о
том, чем может обогатить жизнь детей то, что я им
преподаю. Если учитель специалист в своем деле,
то все, что делается на уроке, он сможет повернуть
на свой предмет. Вот почему и вот где нужна
квалификация. Не повышать ее учителю никак
нельзя. К сожалению, не слишком горячая любовь к
профессии – причина многих учительских криков и
воплей.
Во-вторых – все, что касается дисциплины, связано
с мобилизацией учителя. Если мобилизация прямая,
примитивная и только “сверху” или только
“снизу” – плохо. Мобилизация учителя должна
быть сложной и то “сверху”, то “снизу”. Иначе
детей не увлечь той целью, к которой ты хочешь
бежать. И вот для того чтобы к той цели дети
устремились, ты сам первым должен быть в деловой
мобилизации, в деловой готовности. Но не гнать
детей к цели палкой, как в казарменной
педагогике. То есть бежать не сзади них. Но и не
вырываться далеко вперед. Для взрослого “бежать
с ними вместе” означает – максимально тормозя,
чтобы успевать ориентироваться на их
особенности. Вот для чего нужно быть
специалистом-то!
В-третьих – уяснить свое место среди детей. Если
я вместе с ними, то все их проблемы – мои
проблемы. В том-то и интерес, когда они живые
перед тобой сидят, вот какие есть – с ботинками,
шнурками, тетрадками, двойками, любовными
записками, со всем, что у них есть в голове. И если
их разговоры о каких-то ботинках мне неинтересны,
то какая же я демократка? Если учителю хватает
духу их темами поинтересоваться, то он молодец. А
не хватает духу, тогда ему пенять на детей нечего
– стой вещай и жди, когда же тебя кто-нибудь
начнет слушать.
Если же ты профессионал, то подходить к уроку
тебе следует иначе. Тогда тебе следует считать,
что все 45 минут урока нужно умудриться так
организовать, чтобы ученикам стало интересно
всем вместе складывать в одну копилку свои
фантазии, мысли и домыслы по поводу изучаемой
темы. Но для этого тебе самому надо понимать, что
ты “на горячей сковородке”, что минуты
пропадают. Пропадают не потому, что программу не
успеем пройти, – нет. Просто мы никуда все вместе
прибежать не сможем. Чего мне одному-то бежать,
это же бессмысленно!
Вот и получается: разговаривает ли учитель
устрашающим голосом, или стоит отдыхает, пока
ученики на головах ходят, – в результате и так и
так одиночество. Демократизм же учителя в том,
когда на уроке мысль каждого ученика и с его
мыслью, и с мыслями соседей сталкивается. Но
чтобы это происходило, повторяю, опять-таки нужен
специалист.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|