Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
 

Выполняем свое обещание и публикуем советы по поводу крика души Елены Н., учительницы из Новосибирска: «Ну не получается у меня демократически!» («ПС» №85).
Как мы собирали эту страничку? Кухня была такая. Получили письмо – ахнули: здорово! Руки зачесались тут же написать ответную статью со своими «бесценными» советами. Но вовремя спохватились и скомандовали себе: стоп! Ведь если мы без конца твердим учителям: уйди в сторону, дай ученикам возможность высказаться, то вот прекрасный повод самим помолчать, чтобы послушать других.
А разговорить знакомых педагогов конечно же помог социоигровой прием ОГРАНИЧЕНИЯ: не более трех советов! Сработало не хуже, чем на уроке. Кто-то стал сочинять тут же, пристроив листок бумаги на коленке. Кто-то передал листочек на следующий день. Кто-то прислал письмо по электронной почте...
И вот перед вами целый ворох советов, подсказок, соображений. Мы напечатали их все без исключения (правда, с некоторыми сокращениями). Не потому, что под каждым из них мы можем подписаться, а ради еще одного, не менее важного приема – ВАРИАТИВНОСТИ. Уверены, выбирать вариант по сердцу будет интересно не только Елене Н., но и многим из вас. Ведь эти советы не рецепты, а счастливый повод очередной раз обнаружить собственное мнение.
А мы, по-прежнему соблюдая педагогический обет молчания, заключительное слово уступаем двум учительницам, чей опыт, согласитесь, удивительно созвучен некоторым сегодняшним советам, мыслям, мнениям.

Александра ЕРШОВА,
руководитель театрально-педагогических мастерских ИХО РАО

Как на горячей сковородке

Это прямо настоящий вопль, крик. И на первый взгляд справедливый. Действительно, человек носом в стенку уперся, заблудился в трех соснах, пытаясь сочетать демократические идеи, социоигровой стиль и традиционные школьные способы обращения с детьми. Что же ему делать?

Во-первых – расширять представления о своем предмете, о том, чем может обогатить жизнь детей то, что я им преподаю. Если учитель специалист в своем деле, то все, что делается на уроке, он сможет повернуть на свой предмет. Вот почему и вот где нужна квалификация. Не повышать ее учителю никак нельзя. К сожалению, не слишком горячая любовь к профессии – причина многих учительских криков и воплей.
Во-вторых – все, что касается дисциплины, связано с мобилизацией учителя. Если мобилизация прямая, примитивная и только “сверху” или только “снизу” – плохо. Мобилизация учителя должна быть сложной и то “сверху”, то “снизу”. Иначе детей не увлечь той целью, к которой ты хочешь бежать. И вот для того чтобы к той цели дети устремились, ты сам первым должен быть в деловой мобилизации, в деловой готовности. Но не гнать детей к цели палкой, как в казарменной педагогике. То есть бежать не сзади них. Но и не вырываться далеко вперед. Для взрослого “бежать с ними вместе” означает – максимально тормозя, чтобы успевать ориентироваться на их особенности. Вот для чего нужно быть специалистом-то!
В-третьих – уяснить свое место среди детей. Если я вместе с ними, то все их проблемы – мои проблемы. В том-то и интерес, когда они живые перед тобой сидят, вот какие есть – с ботинками, шнурками, тетрадками, двойками, любовными записками, со всем, что у них есть в голове. И если их разговоры о каких-то ботинках мне неинтересны, то какая же я демократка? Если учителю хватает духу их темами поинтересоваться, то он молодец. А не хватает духу, тогда ему пенять на детей нечего – стой вещай и жди, когда же тебя кто-нибудь начнет слушать.
Если же ты профессионал, то подходить к уроку тебе следует иначе. Тогда тебе следует считать, что все 45 минут урока нужно умудриться так организовать, чтобы ученикам стало интересно всем вместе складывать в одну копилку свои фантазии, мысли и домыслы по поводу изучаемой темы. Но для этого тебе самому надо понимать, что ты “на горячей сковородке”, что минуты пропадают. Пропадают не потому, что программу не успеем пройти, – нет. Просто мы никуда все вместе прибежать не сможем. Чего мне одному-то бежать, это же бессмысленно!
Вот и получается: разговаривает ли учитель устрашающим голосом, или стоит отдыхает, пока ученики на головах ходят, – в результате и так и так одиночество. Демократизм же учителя в том, когда на уроке мысль каждого ученика и с его мыслью, и с мыслями соседей сталкивается. Но чтобы это происходило, повторяю, опять-таки нужен специалист.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru