КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Сергей БОГДАНОВ,
заместитель директора средней школы № 15
станицы Владимирской Лабинского района
Краснодарского края
Говорим о требованиях к подготовке
выпускников, когда нет даже соответствующих
учебников...
Если рассматривать старшую школу как
рынок знаний и информации, то можно предположить,
что для государства, заказчика образовательных
услуг, компетентность (компетентности) молодежи
будет востребованным товаром. Но станут ли товар
со знаком качества “компетентность” заказывать
и приобретать наши граждане? Кто проводил
маркетинговые исследования российского рынка
образовательных услуг?
Родителей не интересует абстрактное понятие
“компетентность”. Им важно, насколько будет
востребовано и реализовано образование,
полученное ребенком. Конечно, они беспокоятся, в
каком учебном заведении тот продолжит учебу, на
каком факультете. Но они также интересуются
специальностями или рабочими профессиями,
которые могли бы приобрести их дети за время
обучения в школе. Да, профилизация средней школы,
возможность углубленного изучения
общеобразовательных дисциплин необходимы
российскому образованию. Но также видна,
особенно на селе, необходимость качественной
интеграции общего среднего и начального
профессионального образования. И если
старшеклассник вместо компьютера как предмета
изучения выбирает трактор и с этим согласны его
родители, то можно ли ему дать оценку
“некомпетентный”?
Процесс взаимоотношений учителя и ученика –
творческий, к нему не применимы однозначные
правила и нормы. Поэтому, чтобы школьники,
учителя и родители были компетентными в общении,
обучении, самообучении и воспитании, необходимо
дать им больше свободы. Их компетентность будет
формироваться в условиях свободного творчества.
Школам нужно вести свои исследования,
реализовывать собственные проекты, учитывающие
местные условия. Разработка и внедрение
педагогических проектов совместно с учениками
важны не только тем, что совершенствуется
образовательный процесс. Происходит также
развитие учителей и детей как активных
участников проекта и развитие местной
социокультурной среды.
Утверждение, что в основе требований к
подготовке школьников должны лежать
философские, методологические понятия, –
своевременное. Но пусть правила игры будут
понятны всем участникам образовательного
процесса. Если мы хотим формировать у детей новые
качества, то родителям, учителям, методистам,
самим ученикам должно быть известно, как и чем
возможно объективно измерить эти качества.
Говорим о компетентности как о параметре
образованности человека, гражданина, когда
большая часть общества этого термина не
понимает. Говорим о требованиях к подготовке
выпускников, когда нет соответствующих
учебников, обучающих и контрольно-измерительных
материалов. Традиционно русское: “Хотим, чтобы
получилось лучше, а получится, как всегда”. Или:
“Делай то, не знаю что”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|