КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Комментировал Марк КУКУШКИН,
ведущий тренер-консультант компании
“Бест-тренинг”
Москва
Сможет ли школа учить
профессионализму?
В США, Великобритании и Германии термин
“компетентность” пришел в образование из
исследований, посвященных психологии труда.
Общественная дискуссия, в которой участвовали
родители, практикующие учителя, представители
высшей школы, индустрии и бизнеса, привела к идее
компетентностно-ориентированного обучения. К
сожалению, в нашей стране общество пока не готово
четко сформулировать заказ школе. Поэтому возник
парадокс: вектор развития школы и вектор
развития структур, занимающихся подготовкой
персонала для российских фирм и компаний,
однонаправлены, но автономны по отношению друг к
другу. Возможен ли диалог?
В последние несколько лет бизнес-сфера
на территории России переживает настоящий бум:
предпринимаются многочисленные попытки
разработать и оценить системы компетенций
(компетентностей) для специалистов компаний. Это
важно потому, что общеделовые и профессиональные
навыки, способности определяют поведение
работника с клиентами и коллегами, его личный
успех и успех всего предприятия. Компетентности
как бы связывают знания и ценности человека с
определенным поведением. Они соответствуют
уровню “как делать”. Без ответа на вопрос
“как?” знание того, “что нужно делать” и даже
“почему нужно”, теряет смысл. Отдельные
компетентности (например, способность творчески
мыслить или продуктивно общаться) применимы в
самых разных ситуациях и контекстах. Особенность
компетентностей также в том, что они требуют
“произвольного доступа”: человек в любой момент
способен использовать компетентности,
необходимые для решения его задач.
Работая тренерами-консультантами с сотрудниками
бизнес-организаций, я и мои коллеги часто
наталкиваемся на те дефициты («компетентностные
дыры», лакуны) в работе профессионалов, появление
которых коренится глубоко в прошлом. Страх и
отсутствие навыков публичного выступления,
неспособность к совместной работе в группе и все
это на фоне хорошего уровня общетеоретической
подготовки специалиста – типичная картина для
менеджера среднего уровня в российской компании.
Казалось бы, имея в виду описанную ситуацию, надо
определить компетентности, необходимые
большинству взрослых людей (так называемые
ключевые компетентности), и поручить их
формирование школе. Но этот ход способен
породить свои трудности.
Во-первых, сложно однозначно выделить
компетентности для всех. В общем образовании не
может быть такой конкретики, как в бизнесе или на
производстве: этому специалисту для успеха на
этом рабочем месте необходимо то-то и то-то.
Неизбежно мы получим некий условный список, про
который трудно будет сказать, недостаточный он
или избыточный, тем более для конкретного
человека.
Во-вторых, умения и способности человека можно
описать на различных уровнях сложности, и тогда
окажется, что некоторые компетентности состоят
из других, более простых. Например, создание
мысленного образа – более простая способность
по сравнению с сочинением рассказа.
Компетентность лидера включает множество
навыков-компетентностей, связанных с
эффективным общением, возможностью влиять на
других людей, решением проблем, системным
мышлением. Учителю, чтобы эффективно построить
компетентностно-ориентированное обучение
конкретного ребенка или группы, нужно иметь
возможность определить, на каких уровнях и
элементах сосредоточить внимание. Значит, они
должны быть кем-то определены и где-то прописаны.
Это отдельная большая работа.
Наконец, интересно, сможет ли школа прислушаться
к опыту обучения специалистов в зарубежных и
отечественных организациях, подобных нашей? Ведь
здесь основная форма обучения предполагает
реальные примеры, показ изучаемого навыка или
действия. Таким способом можно получить наиболее
достоверную информацию о том, что изучается, и
создать наилучшие условия для запоминания самых
практичных приемов (точно так же художник
предпочитает работать с живым натурщиком, а не со
словесным описанием). Готов ли учитель к
демонстрации компетентностей в действии?
Таким образом, попытка приложить
компетентностно-ориентированный подход к
обучению в отечественной школе ставит много
новых вопросов. Хочется верить, что, сохранив
практическую направленность и методический
потенциал данного подхода, мы поможем
превращению мальков-школьников в настоящих акул
бизнеса.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|