Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2002

Первая тетрадь. Политика образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Разработчики отечественного проекта ГОСТа на молодежь (государственного образовательного стандарта) обещают совместить “традиционную фундаментальность и универсальность” общего образования с ориентацией на личность, практику и культуру. Результатом такого обучения должны стать не просто знания, умения и навыки, а компетенции и компетентности – ключевые, общепредметные, предметные. Их примерные перечни можно найти в том же проекте, так что компетентностно-ориентированный подход предстает одним из основных направлений модернизации школы. Но, утверждают ученые и специалисты, он сам еще находится в стадии разработки. Поскольку представление результатов обучения как набора компетентностей, потребует значительной перестройки образовательного процесса, то тем более необходимо тщательно исследовать возможности, требования и ограничения новой идеи. Свою позицию на этот счет высказывают участники проекта “Модернизация образования: перспективные разработки”.

Александр ТУБЕЛЬСКИЙ,
директор НПО “Школа самоопределения”,
президент Ассоциации демократических школ

Чтобы учитель был не исполнителем, а соавтором

Отечественная школа пережила не одну попытку массового внедрения более или менее обоснованных педагогических идей, будь то обучение с шести лет, пятидневка или преподавание экономики и права. Всякий раз схема была примерно одинаковой: ученые, чиновники разрабатывают концептуальные основы, а порой и методику изменений педагогической работы, и переправляют свои разработки учителю. Сам учитель, его собственное видение профессиональных проблем остаются за скобками в спущенном сверху эксперименте, а принципы нового подхода не воспринимаются как личная ценность. Модными словами “личностно-ориентированное”, “вариативное”, “компетентностное” начинают называться привычные содержание и формы работы. Вместо пробы и освоения нового происходит имитация и профанация исследования. Можем ли мы избежать этого, разрабатывая основы компетентностного содержания образования в современной российской школе?

Можно много говорить о причинах, которые мешают учителю включиться в профессиональный поиск, исследование, эксперимент. Учитель не освободился от страха перед бесконечными проверками, которые никто не собирается отменять. Он привык один на один оставаться с классом, вести урок по отдельному предмету, и переход к другой модели обучения означает ломку профессиональных стереотипов. Наконец, учитель чрезмерно перегружен. Но есть одна причина, которая заставляет его выходить за рамки сложившихся преподавательских привычек и браться за новое. Эта причина – неудовлетворенность результатами своей работы.
Сегодня многие педагоги задумываются, учат ли они тому, что действительно необходимо молодым людям. Разные исследователи в один голос утверждают: выпускник школы использует лишь 5–10% знаний, которые он в ней приобрел. Несколько лет назад на вечере встречи выпускников мы предложили пришедшим своеобразную контрольную работу. Каждый учитель просил ответить только на один вопрос по своему предмету, ответ на который, по его мнению, должен остаться с человеком на всю жизнь. К примеру, учитель биологии спросил, почему у кареглазых родителей рождается голубоглазый ребенок. Словесник – почему лучшие современные режиссеры считают за честь поставить чеховский “Вишневый сад”.
Ответить на подобные вопросы не смог никто. А учителя говорят, что они-то и есть самые важные, самые показательные по их предметам!
Поэтому когда учитель общеобразовательной школы начинает размышлять, зачем неспециалисту математика или география, он фактически размышляет над тем, как должно меняться качество образования. Но даже если вы работаете в гимназии или лицее и у вас 100% выпускников поступают в вузы, стоит спросить: вы готовите их к тому, чтобы они продолжали учиться и стали профессионалами, или к тому, чтобы они сдали устный экзамен и поступили в вуз?
Сегодня по-новому задавать и оценивать качество общего образования позволяет именно идея ключевых компетентностей, то есть умений и способностей, которые обязательно пригодятся ребенку и взрослому. Мы глубоко убеждены, что ключевые компетентности служат человеку не только в учении или бизнесе, но также для собственного развития, для полноты жизни и в творчестве.
Очевидно, на уроках по отдельным предметам, как ни используй лучшие методы обучения и межпредметные связи, ключевые компетентности (например, умение организовать коллективную работу или провести дискуссию) не сформируешь. Перед нами стоит задача постепенного отхода от классно-урочной системы в общеобразовательной школе. Это задача не на один день, не на один год. А самое главное – уклад школы не перестроишь по указке сверху. Если компетентностно-ориентированный подход к содержанию образования не станет личной профессиональной ценностью учителя, никакие инструкции, никакие приказы не помогут. Но и в одиночку учитель школу не изменит.

Образование надо перестраивать всем миром: дети, родители, учителя. Но, насколько мне известно, большинство школ, которые заняты в проекте “Модернизация образования: перспективные разработки”, работают в ситуации, когда родители пока еще не готовы сформировать новый образовательный заказ. Они по-прежнему ждут от школы подготовки детей в вузы. Поэтому обсуждение проблем и перспектив своего заведения начинают в первую очередь учителя и ученики. Хорошо, если в школе устроено так: разные детско-взрослые группы добровольно собираются, чтобы придумать и провести новое дело, обсудить правила внутреннего распорядка, понять, какие жизненно важные умения помогает сформировать тот или иной предмет.
Наш опыт показывает, что большинство восьмиклассников уже могут осознать, чему конкретно они научились за время занятия, образовательного путешествия, деловой игры. Подросток спрашивает себя, что он приобрел здесь и сейчас. Его интересуют в первую очередь не знания и сведения, а именно умелость, умения. Он говорит: я смог высказать свое мнение понятно для всех, организовал работу группы, был лидером. А главное, ребята готовы обсуждать с учителями, как устроено учебное занятие и как поэтому оно влияло на развитие и тренировку их умений, способностей. Например, мы анализируем вместе с учениками, что в уроке помогало им учиться работать вместе, размышлять, разрабатывать свой проект. Участие ребят очень сильно помогает учителю продвинуться в профессиональном понимании средств компетентностно-ориентированного образования.
Надо признать: пока очень немногие учителя готовы обсуждать с учениками самое неприкосновенное и незыблемое в укладе школы – урок. Но появление первых ласточек вполне показательно. Так же, как и стремление учителей вести исследовательскую, экспериментальную работу совместно, объединяясь внутри своего заведения (команда, кафедра, творческая группа) или за его рамками (семинары, переписка, неформальные встречи участников проекта “Модернизация образования: перспективные разработки”). Я глубоко убежден, что для создания профессиональных сообществ педагогов-исследователей важно использовать вполне традиционные формы учительского общения и обучения: курсы ПК, методические объединения, в том числе городские, районные, областные. Часть их рабочего времени может быть посвящена проблемам компетентностно-ориентированного обучения. Совместное участие учителей в изменении содержания и организации общего образования делает педагогическую работу творческой, а сам процесс модернизации – собственным делом тех, кто учит и учится.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru