Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2002

Первая тетрадь. Политика образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Разработчики отечественного проекта ГОСТа на молодежь (государственного образовательного стандарта) обещают совместить “традиционную фундаментальность и универсальность” общего образования с ориентацией на личность, практику и культуру. Результатом такого обучения должны стать не просто знания, умения и навыки, а компетенции и компетентности – ключевые, общепредметные, предметные. Их примерные перечни можно найти в том же проекте, так что компетентностно-ориентированный подход предстает одним из основных направлений модернизации школы. Но, утверждают ученые и специалисты, он сам еще находится в стадии разработки. Поскольку представление результатов обучения как набора компетентностей, потребует значительной перестройки образовательного процесса, то тем более необходимо тщательно исследовать возможности, требования и ограничения новой идеи. Свою позицию на этот счет высказывают участники проекта “Модернизация образования: перспективные разработки”.

Анатолий КАСПРЖАК,
декан факультета “Менеджмент в сфере образования”
Московской высшей школы социальных и экономических наук,
член Экспертно-аналитического центра
Национального фонда подготовки кадров

По ступеням компетентностей

О проекте “Модернизация образования: перспективные разработки”

Концепция модернизации определила основные ориентиры в изменении российского образования, общего в том числе. Однако наши школы нуждаются не только в идеях, но и в конкретных, взятых из реального опыта, рекомендациях: что должно измениться в работе учителя, чтобы можно было говорить о новом качестве массового – не элитного обучения.
Поиск ответа на этот вопрос – задача исследовательского проекта “Модернизация образования: перспективные разработки”, начатого в феврале прошлого года. Его научное сопровождение обеспечивают специалисты Национального фонда подготовки кадров, а участниками являются сорок учебных заведений из 11 регионов России, объединенные идеей: школа должна позаботиться о жизненном успехе и благополучии своего выпускника в современном обществе. Они считают, что в решении поставленной задачи может помочь компетентностный подход, если сверить его со здравым смыслом.

Что и как оценивать?

Выпускник школы должен обладать умениями и способностями, которые пригодятся независимо от того, какую профессию он изберет. Эти способности и называются ключевыми компетентностями. Помимо ключевых существуют компетентности, связанные с конкретной деятельностью, профессией. Например, художник по тканям различает сотни оттенков цвета, но это вовсе не обязательно для всех людей.
Сейчас участники эксперимента уже договорились о нескольких компетентностях, которые можно считать ключевыми. Это коммуникативная компетентность (общение) и компетентность в решении проблем (человек способен понять причины проблемы, предложить и воплотить идею решения). Наверняка есть и другие. Но как нам кажется, основная трудность даже не в том, чтобы назвать все ключевые компетентности, а в том, чтобы найти для них проверяемые показатели.
Если мы хотим переориентировать образование на новое качество, нужно также выделить параметры, по которым его оценивать уже нельзя. Предположим, знание дат исторических событий не должно определять более 15% в итоговой отметке по истории.
Вообще надо понимать, что оценивание работы ребенка и ее результатов – педагогический фактор. Нельзя сводить проблему оценивания только к поиску объективных контрольно-измерительных процедур и шкал. Ведь не секрет: учитель часто ставит не столько объективную, сколько педагогически сообразную отметку, которая будет стимулировать конкретного ученика. Мы поддерживаем идею, что в начальной школе ставить отметки не надо. Но столкнулись с тем, что многие учителя сопротивляются этой идее. Против и родители, для которых отметка – измеритель успешности ребенка в школе. “Что ты принес?” – сакраментальная фраза молодых отцов и матерей. И даже первокласснику нужна отметка как подтверждение его ученичества. Преодолеть это можно только в формирующем эксперименте: пробовать, описывать и анализировать результаты проб. В средней и старшей школе отметки, вероятно, можно оставить, но помнить: если учитель сохранит эксклюзивное право на оценку продвижения ученика, разговоры о субъект-субъектной педагогике, мягко говоря, излишни. Пусть ученики знают, за что и как можно поставить отметку, будут знакомы с разными системами оценивания: накопительными или рейтинговыми шкалами, модным уже оформлением портфолио. Мы не знаем, хорош или плох единый экзамен, но видим: то, что есть, надо менять. И многие школы уже работают в этом направлении.

Три линии перемен

Проект “Модернизация образования: перспективные разработки” построен так, что позволяет поддерживать несколько направлений исследования. Наши сорок школ объединяются в более или менее многочисленные группы по тем вопросам, которые их особенно интересуют. Например, часть коллективов исследуют возможности экспериментального базисного учебного плана № 3 (БУП-3), потому что он больше, чем другие, ориентирован на ученика, на индивидуализацию процесса обучения.
И все же основные линии эксперимента связаны с нашей ключевой идеей: изменить организацию образовательного процесса. Эти направления: начальная, основная и старшая школа. Мы полагаем, что строить все ступени школы нужно, учитывая возрастные особенности и потребности детей, и среди руководителей нашей программы есть профессиональные психологи.
Интересны моменты, когда ребенок совершает переход от дошкольного детства (семья, детский сад) к школьному и затем от начального образования к основному. Мы пытаемся понять, как происходит включение ребенка в ученичество, за счет чего он начинает взаимодействовать с учителями и другими ребятами, новым окружающим миром, который называется школа.
С основной школой еще труднее, потому что нам бы сначала разгадать, что это такое – основная школа. Она возможна как продолжение начальной или как предпрофильная, предстаршая школа (есть уже попытки ее так построить). Но возможна ли основная школа, где подросток станет ключевой фигурой со всеми своими достоинствами и недостатками? Понятно, что он не вписывается в идеальное представление об ученике. Трудно представить нормального четырнадцатилетнего мальчика, который сидит, вытянувшись в струнку, за партой, аккуратно выполняет все домашние задания и ходит по коридору в паре. Против физиологии, против здравого смысла принуждать к такой форме обучения и поведения подростка, который нуждается в движении, у которого происходит и половое созревание, и поиск жизненного пути, и осознание своего Я.
Одно из важных направлений поиска в основной школе – описание различных форм проектной работы. Мы не ведем речь о проектном методе – слепке с того, который применялся в 20-е годы в СССР. Мы рассматриваем проект как форму решения учебной задачи, сочетание различных способов самоорганизации и сотрудничества ребят. Думаем о том, чтобы обучение было само по себе интересно, а не служило предоплатой за то, что, отбыв на уроках положенное время, наши ученики пойдут в замечательную волейбольную секцию или драматическую студию.
В старшей школе встает задача научить ребенка самооценке и самопрезентации, помочь ему в жизненном самоопределении.

Взаимная экспертиза

Особенность нашего исследования: нет единого руководителя, единого автора. Ответственность за общий результат несут все участники. Руководители направлений обеспечивают обмен информацией, помогают школам скоординировать совместную работу, а также оформить свои наработки в воспроизводимую методику. Обмен методиками между школами позволяет их перепроверить, усовершенствовать. Получается коллективное авторство.
Второе. Известно противоречие: педагогическое действие и способ его описания не совпадают. Часто человек, владеющий педагогическим действием, не может его описать, а человек, который может описать действие понятно для других, сам действовать не умеет. Наша схема эксперимента специально включает экспертов, которые наблюдают и называют приемы работы учителя, анализируют их эффективность. Сейчас, спустя год, в роли экспертов все чаще начинают выступать сами учителя, тот же обмен методиками – это тоже взаимная экспертиза.
Наконец, ученики из наших сорока школ прошли международное исследование по методике PISA. Их средний результат равен результату по России. Это позволяет предположить, что у нас получилась репрезентативная выборка и ожидаемые плоды экспериментальной работы будут иметь тиражируемый, значимый для страны характер. Это удастся проверить, если наши наработки станут затем основой широкомасштабного эксперимента.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru